ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Завьялова П.А. 1, Коновалова М.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире знание иностранного языка, как минимум одного, является просто необходимым. Знание иностранного языка открывает большие возможности: высокооплачиваемая работа, карьерный рост, поездки за границу, новые знакомства и т.д. К большому сожалению, даже в наше время, когда есть масса возможностей выучить иностранный язык (частные уроки, онлайн-уроки в интернете с носителями языка, сайты, посвященные иностранным языкам, видео и аудио материалы), далеко не каждый человек владеет иностранным языком. Причины бывают разные: нежелание учить иностранный язык, сложность языка, уверенность в том, что иностранный язык не пригодится, «зачем, если есть переводчик» и т.д. С эти проблемами человек сталкивается еще в школе, а пройдя эту ступень образования, он вновь сталкивается с ними в университете.

Для выявления трудностей в изучении иностранного языка нами был проведен опрос среди студентов 1-2 курсов неязыковых направлений подготовки. Студентам был задан вопрос: «С какими проблемами вы столкнулись, изучая иностранный язык?»

Результаты:

87%- не уверен в своих силах: «Знаю, что не получится»

5%- огромное количество информации «Я учил, но уже не помню»

4%- «Не понимаю на слух»

4%- неспособность думать на иностранном языке

Рассмотрим эти проблемы более подробно.

  1. Неуверенность в своих силах. Данная проблема является скорее мифом, чем реальной сложностью. Все эти люди в своей жизни освоили один из самых сложных мировых языков – русский, который по своей структуре намного сложнее, чем тот же китайский язык. В русском языке приходится спрягать каждый глагол, склонять каждое существительное по падежам, учить наизусть. Для иностранцев выучить русский язык – это поистине неимоверный труд. Так что русские люди являются носителем одного из самых сложных языков, и о неспособности изучения языка иностранного говорить не приходится.

  2. «Учил, но уже забыл». Подобные ситуации могут свидетельствовать о недостаточно глубоком усвоении материала, а также об отсутствии системного видения языка. Важно не только выучить, но и довести до автоматизма. Необходимо также знать сочетаемость слов, что гораздо сложнее, ведь в процессе обучения мы опираемся на родной язык, а его конструкции далеко не всегда совпадают с иностранным. Что еще сложнее – научиться мыслить на языке. Это приходит только с опытом и только после очень длительного общения

  3. «Не понимаю на слух». Трудности аудирования – очень распространенная проблема. Даже люди, имеющие приличный запас слов и знающие грамматику, сталкиваются с ней. Проблема заключается в том, что у человека нет навыка аудирования (распознавания речи). Столкнувшись с беглой речью, человек не понимает смысла сказанного, так как не может распознать отдельные слова. Ведь они сливаются воедино. Преодолеть данную проблему поможет только практика. Также можно смотреть фильмы на иностранном языке с субтитрами на русском, что может помочь в развитии навыков аудирования с одновременным самоконтролем.

  4. Еще одной проблемой является постоянный мысленный перевод того, что человек хочет сказать, с русского языка на иностранный. Из-за этого он говорит медленно и постоянно задумывается, как построить предложение. Ведь сначала нужно придумать на русском то, что нужно сказать, затем вспомнить нужные слова на иностранном и правильно построить предложение.

Не секрет, что преподавание иностранных языков является сложным процессом даже на специализированном, языковом, факультете, куда поступают студенты, прошедшие соответствующий отбор, уровень владения языка и мотивация к изучению предмета у которых изначально очень высоки. Если говорить о неязыковых специальностях, при поступлении на которые отсутствуют вступительные экзамены по иностранному языку, то большая часть студентов здесь имеет низкий уровень владения иностранным языком. Для таких студентов дисциплина «Иностранный язык» относится к ряду трудных предметов, вызывающих определенную сложность. Низкий уровень школьной подготовки, уверенность в том, что иностранный язык не пригодится им в будущем, усложняет работу не только самим студентам, но и преподавателям, которым приходится с ними работать.

Как повысить мотивацию и заинтересованность у студентов?

В 21 веке с большой скоростью развиваются IT-технологии. Их использование в процессе образования и может помочь в повышении заинтересованности студентов. Предлагаем несколько вариантов работы с IT-технологиями:

  • Преподаватель может использовать видео прямо из Интернета, например, с сайта YouTube, а еще лучше с национальных телевизионных вещателей, таких как BBC или Canal. Использование видео такого рода является хорошим способом, чтобы заинтересовать студентов культурой других стран.

  • Можно создавать свои собственные интерактивные упражнения, ведь преподаватель как никто другой знает все сильные и слабые стороны своих учеников.

  • Создание предметного блога или блога группы (такой блог можно создавать вместе с учениками). Это поможет демонстрировать работу и достижения ваших учеников, фокусируясь на их усилия.

  • В современном мире для студентов очень важна, чтобы преподаватель был с ними на одной «волне», поэтому можно использовать интернет-инструменты, чтобы подготовится к занятиям или помочь студентам с домашним заданием. Можно использовать такие инструменты (Voki, Wordle, Animoto). С их помощью можно повысить мотивацию у студентов.

  • Чувство контроля. Студентам можно чаще давать право выбора и возможность контроля над тем, что происходит в группе – это один из лучших способов сохранить заинтересованность. Например, позволить студентам выбирать тип задания, которое они будут выполнять, может дать им ощущение контроля, которое мотивирует их сделать больше.

  • Рекомендуем больше общаться со студентами. Им важно, что их знают не только по имени, но и как личность. Они должны знать, что преподаватель заинтересован в их успехе. Когда студенты чувствуют, что их ценят, это создает безопасную среду обучения и мотивирует их работать.

Конечно, эти рекомендации могут пополняться, изменяться и решить проблему с повышением мотивации у студентов на 100% не могут. Но использование в работе IT-технологий позволит преподавателю повысить посещаемость своих занятий и привить любовь к преподаваемому языку.

Просмотров работы: 769