ТРЕВОЖНОСТЬ У ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРЕВОЖНОСТЬ У ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Валюх А.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьная тревожность – типичная проблема, с которой сталкиваются школьные психологи, педагоги, родители учащихся. Она является ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности. Особенно ярко проявляется тревожность у школьников выпускных классов. В данной статье рассмотрены проявления тревожности у выпускников основной школы (9 класс).

Сама по себе тревожность – явление социальное, а не биологическое. Её следует рассматривать как результат реальной тревоги, возникающий объективно на данном жизненном этапе. Причины школьной тревожности могут быть самые разные, это и генетически обусловленные свойства головного мозга, и школьная дезадаптация. Часто причинами тревожности бывают плохие отношения с учителем и одноклассниками (по мнению О.А. Слепичевой, более высокий уровень тревожности демонстрируют дети из классов учителей, использующих «рассуждающий – методический» стиль педагогической деятельности), особенности воспитания, психологический климат в семье, завышенные требования родителей к ребенку, система обучения и отчетности, структура школьного учебного года. Некоторую роль играет и личный перфекционизм обучающегося. Также на период обучения в 9 классе приходится кризис подросткового возраста. На выпускника основной школы влияет необходимость сдачи первых в жизни экзаменов, многие выпускники меняют социальную роль.

Конечно, все это накладывает определенный отпечаток на эмоциональное состояние подростка. Тревожность проявляется в нежелании ходить в школу, либо в излишней скрупулезности при выполнении домашних заданий. Тревожные школьники неуверенны в себе, они либо витают в облаках, либо выказывают раздражительность и агрессию. На уроках обычно молчат, а если их спрашивают, то независимо от знания предмета отвечают сбивчиво, запинаясь или взахлеб. Для тревожных подростков нередки соматические расстройства (головные боли, боли в животе, повышение температуры).

Некоторый уровень ситуативной тревожности свойственен всем людям и помогает активизировать деятельность, но наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушения личностного развития. Существует закон Йеркса-Додсона, по которому тревога до определённого момента стимулирует и улучшает деятельность, а затем, после «зоны оптимального функционирования» снижает эффективность этой деятельности, оказывая расслабляющий эффект. Еще одну иллюстрацию данного процесса представляет пороговая теория. Согласно ей, каждый человек имеет свой порог возбуждения, за которым эффективность деятельности резко падает. У тревожности существует прямая связь с успеваемостью. Наибольшей тревожностью обладают двоечники и отличники, «тихие троечники» при этом характеризуются большей эмоциональной устойчивостью.

Обычно тревожность у выпускников основной школы повышена. Для коррекции тревожности (т.е. доведения ее до уровня мобилизующей) эффективны специальные игры и упражнения, такие как: «Маска», «Сад чувств», «Аукцион», «Мусорное ведро», «Дневник побед» и другие. Но перед началом работы необходимо установить и устранить причины тревоги. Недостаточно и одной корректирующей работы в классе, школьные учителя или психологи должны сотрудничать с родителями обучающихся, решать проблемы комплексно, так как тревожность в своей основе, как правило, имеет более одной причины.

Всю работу по коррекции тревожности можно разделить на несколько этапов:

1) диагностика тревожности;

2) основной этап работы (с организацией рабочей обстановки на первом занятии, непосредственной коррекцией на последующих занятиях и подведением итогов на последнем);

3) контрольная диагностика и разработка рекомендаций.

Поскольку выпускников более всего тревожит необходимость сдачи предстоящих экзаменов, то особое место в коррекции их тревожности занимает разработка рекомендаций, связанных с подготовкой к ГИА. Можно предложить вниманию девятиклассников памятку по подготовке к экзамену:

Как справиться с предэкзаменационным стрессом?

Памятка выпускнику

Дорогой друг! Вот и окончилась счастливая школьная пора, наступило время выпускных экзаменов. Это важный и ответственный момент в твоей жизни, который связан с немалой тревогой. Чтобы успешно сдать экзамены и сохранить здоровье, не забудь придерживаться этих несложных правил:

1) Высыпайся. Спать нужно не менее 8 часов в сутки. В течение дня сон тоже полезен (хотя бы 30 минут). Хорошо отдохнувший мозг лучше воспринимает информацию.

2) Не стоит что – либо учить в последний день перед экзаменом, ведь в это время снимается охранительное торможение с коры головного мозга, и всё что ты выучил до этого момента, будет легко воспроизводиться.

3) Помни, что распределенное заучивание поможет добиться лучшего результата, чем концентрированное. Поэтому учи материал небольшими порциями, но регулярно.

4) Понимай то, что учишь. Зубрежка никогда не даст положительного результата.

5) Чередуй умственное напряжение с физическим трудом. Делай гимнастику, в том числе и зрительную (каждые 20-30 минут). Помни, что здоровье важнее оценки!

6) Устрани все отвлекающие моменты. Для телевизора, Интернета и компьютерных игр будет достаточно времени после экзамена.

7) Музыка поможет тебе справиться с беспокойством. Перед экзаменом лучше всего слушать классику – Шопена, Штрауса, Моцарта и других.

8) Снять излишнее напряжение помогут аромамасла (мята, бергамот, кедр, лаванда, душица). Для ароматерапии лучше использовать специальную лампу, а если ее нет, можно принять ванну с любимым маслом.

9) Никогда ни с кем себя не сравнивай и верь в свои силы.

10) Не думай о неудаче на экзамене. Настраивай себя на победу!!!

Удачи на экзамене!!!

Просмотров работы: 1022