ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Даркулова К.Н., Халмуратова М.Ш.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В политической, экономической, социокультурной жизни за рубежом в период 50-70-х г.г. ХХ века произошли изменения, которые стали предпосылками к совершенствованию национальных систем специального образования и формированию принципиально новой идеологии общества, основанной на интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями [1, с.104]. Одной их таких инноваций является инклюзивное образование. Инклюзивное образование основано на социальном подходе к образованию лиц с ограниченными возможностями в развитии.

Концепция инклюзивного образования, являющаяся одним из ведущих направлений современной государственной политики в области образования во всем мире призвана разрешить глобальные противоречия современной социальной системы и обеспечить право на возможность получения образования каждым ребенком, поэтому идея инклюзии как ключевого принципа развития образовательной системы прорабатывается сейчас очень активно.

Основная цель образовательного учреждения при организации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития , когда «… различия у всех детей не рассматриваются больше как барьер, а являются отправной точкой и целью всего педагогического труда» [2].

Инклюзивная педагогика, или педагогика инклюзивного образования, имеет предметом изучения широкую категорию детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и специфичны. Особые образовательные потребности учащихся возникают тогда, когда процесс обучения осложняется несоответствием возможностей детей предъявляемым к ним социальным ожиданиям, критериям успеха, общественным нормам поведения. Ведь инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Традиционно, в специальной педагогике, человека с ограниченными возможностями здоровья характеризуют как индивида, имеющего физический и (или) психический недостатки, требующие создания специальных условий для получения образования при освоении учебных программ. В инклюзивной среде создаются условия, учитывающие особые образовательные потребности людей данной категории, то есть нужды, которые по той или иной причине затрудняют получение образования.

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы ХХ века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально - образовательной интеграции детей с проблемами в развитии [3].

Подлинная инклюзия, по мнению авторов многих научных публикаций, не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную.

Обучение в общеобразовательном учреждении совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования.

Таким образом, можно определить приоритетность инклюзивного подхода в качестве оптимального, повышающего образовательные шансы личности. Проведение в жизнь идеи инклюзии, а также развитие инклюзивной педагогики, способной ответить на потребности всех учащихся – задача сложная, в связи с тем, что отсутствует связь между общим и специальным образованием. В целях реализации инклюзивного образования настала необходимость создания инклюзивной педагогики

Использованная литература

  1. Даркулова К.Н. О необходимости инноваций в образовании// Материалы Международной научно-практической конференции «ЭКСПО-2017: информатизация – будущее развитие общества» Бектаевские чтения -2 – Шымкент: Издательство «Әлем», 2016.-ІІ том.- 648 стр. С. 103-106

  2. Sander, A. Konzepte einer inclusiven pädagogik //Zeitschrift für Heilpädagogik. – 2004. - №5. - p.240-244.

  3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С.15-26.

Просмотров работы: 1007