ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Даркулова К.Н., Гайбуллаева А., Шахман Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.

В понятие звуковой культуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Однако правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как « слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их прогорании». Он же указывает: « под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове, 2) установление различной роли звука, 3) выделение основных качественных характеристик звука» [1, с. 107-110].

Проблемы, существующие у детей при воспитании основных компонентов звуковой выразительности речи, будут влиять на нарушения ее воспитания и понимания, а значит, будут изучаться учеными.

Немецкий психолог Вильям Луис Штерн является одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий [2]. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. В книге «Личность и вещь» исследователь пишет, что личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Теория Штерна получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды в психическом развитии. Влияние этих двух факторов анализируется Штерном на примере некоторых основных деятельностей детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов (как считал известный психолог К. Гросс), но и для социализации детей.

По данным А.И. Максакова «повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны.

А.И. Максаков говорил, «что увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию» [3, с. 23].

Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка [4].

По данным О.С. Ушаковой «четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением» [5, c.104].

«При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов, а кроме того, широкого использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова», - говорила Е.И.Тихеева [6, c.101].

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

В работе рассмотрены проблемы воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, проанализированы различные точки зрения ученых, психологов и логопедов: А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлова, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, С.Н. Ржевкина

Использованная литература

1. Эльконин Д. Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 2010

2. W. Stern. Person und Sache. I. Band, Verlag v. J. A. Barth, Leipzig, 1905.- Из книги Л.С.Выготского «Мышление и речь» М., 1999 Глава третья Проблема развития речи в учении В. Штерна [Электронный ресурс] http://www.plam.ru/azikoved/myshlenie_i_rech/p1.php

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада.— 2-е изд., испр.— М.: Просвещение, 1988.—159 с. – URL: http://www.dolit.net/author/4240/maksakov_ai

4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006

5. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1998. – 300с. – URL: http://www.twirpx.com/file/298521/

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 144с. – URL: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2_0320-110.shtml

7. Даркулова К.Н., Гайбуллаева А. Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста// VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г. – URL: http://www. scienceforum. ru/2016/1769/20196

Просмотров работы: 762