ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВНЕДРЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВНЕДРЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как термин словосочетание «инклюзивное образование» появилось в Казахстане в 1999 г. благодаря Национальному научно-практическому центру коррекционной педагогики, когда совместно с ЮНЕСКО был реализован проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при поддержке Фонда Сорос - Казахстан провел научно-практическую конференцию по инклюзивному образованию. С этих пор политика государства направлена на создание системы поддержки детей со специальными образовательными потребностями. Приняты многочисленные законодательные и нормативные акты, повсеместно создаются Центры развития детей, оказывается спонсорская помощь («…инвестиции со сравнительно низкими затратами в детском возрасте могут приносить пользу на протяжении всего жизненного цикла человека, не только для него лично, но и для общества и экономики в целом») и благотворительные фонды (самым активным из которых в настоящее время является Благотворительный фонд «Асыл Мирас»: «…инвестиции в детство помогают развитию равноправного, инклюзивного общества, которое создает условия для активного и эффективного участия людей в экономическом развитии страны») [1]. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы подготовить детей, родителей, всех граждан страны принять идею инклюзии и создать фундамент для благополучного развития инклюзивного образования в Казахстане.

Принципы государственной политики в этом направлении гарантируют равенство и доступность образования на всех уровнях обучения всем без исключения детям (в том числе с особыми образовательными потребностями) с учетом их интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей, созданием специальных условий и необходимой социальной и психолого-педагогической поддержки. Это очень трудно с экономической, педагогической, психологической, медицинской, морально-нравственной точек зрения, но необходимость инклюзии в связи со все увеличивающимся количеством детей, нуждающихся в особых условиях образования, очевидна. Ведь ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право быть услышанным.

Хотим обратить внимание на сложившееся мнение о том, что инклюзивное образование касается только детей с ограниченными возможностями. В связи с этим появляются термины «инклюзивная школа», «инклюзивный класс», «инклюзивный детский сад», «инклюзивная группа» , которые, безусловно, искажают понимание сущности инклюзивного образования. Почему не приемлемы такие термины? Ответ на этот содержат основополагающие международные документы в области прав человека: Всеобщая Декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах инвалидов, Санбергская декларация, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей, Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов, Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностям, Дакарские Рамки действий, Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования.

Реализация внедрения и развития инклюзивного образования будет осуществляться через действующие и планируемые стратегические программные документы, а также законодательные и нормативные правовые акты, с учетом тенденций и достижений мировой практики в сфере образования и приоритетных задач развития казахстанской системы образования которые потребуют внесения соответствующих изменений и дополнений.

Инклюзивное образование в отношении лиц с ограниченными возможностями стало одним из приоритетов Госпрограммы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в отношении детей с ограниченными возможностями [2].

Одним из условий реализации принципа инклюзивности является ранняя коррекционная педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями В Казахстане развивается система диагностико-консультативной службы, в том числе скрининга психофизического развития детей в раннем возрасте.

Действующая система финансирования образования в Республике Казахстан пока не содержит стимулов (механизмов) для развития инклюзивного образования. Эта проблема должны быть решена для снятия барьеров развития инклюзивного образования и достижения заявленного в упомянутой Государственной программе развития образования показателя охвата 70% к 2020 году.

По данным на 2015 год 27% детей с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах со здоровыми сверстниками.

В Казахстане уже разработаны механизмы реализации концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования. Для реализации вышеперечисленных направлений определены следующие ключевые показатели: 1. Методологическое и учебно-методическое обеспечение. 2. Кадровое обеспечение. 3. Материально-техническое обеспечение. 4.Основные условия. [1].

Эти подходы позволят поэтапно достичь эффективных показателей развития инклюзивного образования в соответствии с Государственной программой образования на 2011-2020 гг.

Использованная литература

  1. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 13 с.

  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы», утвержденная Указом Президента РК №1118 от 7 декабря 2010 г.

  3. http://asylmiras.org/Благотворительный фонд Булата Утемуратова «Асыл Мирас»

Просмотров работы: 441