ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАЗАХСТАНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАЗАХСТАНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С конца ХХ века в системе образования всех стран выделяется такое направление как инклюзивное образование. На сегодняшний день накоплен большой опыт по внедрению инклюзии в систему образования США, Великобритании, Дании, Испании, Финляндии, Германии, Италии, Австралии, России и других стран мира. В Казахстане уже около 10 лет инклюзивное образование является одним из приоритетных процессов трансформации системы образования.

Согласно Закону об образовании Республики Казахстан к основным принципам государственной политики в области образования относятся равенство прав всех на получение качественного образования и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина (пункты 1, 2 статьи 3 Закона РК «Об образовании»).

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с психофизическими нарушениями и отставаниями в развитии совместно с нормальными сверстниками в общеобразовательных организациях, разумеется, при соответствующих психолого-педагогических условиях.

В «Концептуальных подходах к развитию инклюзивного образования», разработанной НАО им. И. Алтынсарина [1] согласно основополагающим международным документам в области прав человека, с учетом тенденций и достижений мировой практики в сфере образования и приоритетных задач развития казахстанской системы образования дан анализ текущей ситуации по внедрению, разработаны стратегические направления концептуальных подходов к развитию инклюзивного образования, предложены механизмы реализации концептуальных подходов инклюзивного образования.

В 2015 году выявлено 141 952 детей с ограниченными возможностями в развитии в возрасте от рождения до 18 лет, что составляет 2,8% от общего числа детского населения. Из них около 50 тысяч – дети дошкольного возраста.

В настоящее время по регионам Казахстана примерно в 30 % школ созданы условия для инклюзивного обучения. Можно пока только предположить, что лишь 10% дошкольных образовательных учреждений готовы к инклюзии.

Согласно казахстанскому формату инклюзивного образования к лицам с особыми образовательными потребностями относятся:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья;

  • дети-мигранты, дети семей беженцев, оралманов, национальных меньшинств;

  • дети, имеющие трудности социальной адаптации в обществе (дети- сироты, виктимные дети, с девиантным поведением, из семей с низким социально-экономическим и социально-психологическим статусом).

Анализ показывает, что казахстанская модель инклюзивного образования не в полной мере соответствует требованиям и положениям, принятым в мировой практике [1, с.4]. Проблемы внедрения инклюзии в образовательные учреждения особо не отличаются от проблем, выявленных в России и других странах, сравнительно недавно приступивших к этой идее.

В казахстанской системе образования:

  • отсутствует гибкость по индивидуализации методов обучения, общеобразовательных учебных программ, а также личностной траектории развития каждого обучающегося и его психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации;

  • не в полной мере развита система повышения психолого-педагогической квалификации педагогов и дистанционного образования для детей с ООП и их родителей [2, с.43];

  • недостаточны кадровая и учебно-методическая базы, со всеми вытекающими отсюда последствиями морально-психологического и социального характера детей;

  • не разработан мониторинг оценки качества обучения детей с ООП;

  • отсутствуют индикаторы критериального оценивания знаний, умений и навыков обучающихся в условиях инклюзии.

Нерешенность этих вопросов будет порождать новые проблемы социального характера, а в связи с увеличивающимся количеством детей, нуждающихся в инклюзии, считаем, что вопросам образования, нуждающимся в инноватике, в модернизации «в соответствии с реалиями и потребностями общественного развития» [3, с.104], следует уделять еще больше внимания.

Использованная литература

  1. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 13 с.

  2. Даркулова К.Н., Масалиева Ж.А. Инновации в дошкольном образовании Казахстана// Журнал Альманах современной науки и образования. 2016. №3 (105). С. 41-43. Электронный ресурс: https://www.gramota.net/materials/1/2016/3/10.html

  3. Даркулова К.Н. О необходимости инноваций в образовании// Материалы Международной научно-практической конференции «ЭКСПО-2017: информатизация – будущее развитие общества» Бектаевские чтения -2 – Шымкент: Издательство «Әлем», 2016.-ІІ том.- 648 стр. С. 103-106

Просмотров работы: 490