ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно, экскурсию относят к вспомогательным формам учебной работы, дополняющим уроки учащихся. Слово экскурсия (excursio) от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае экскурсия – это такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. Поэтому в практике биологии большое место занимают экскурсии в природу.

Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как на них возможно более близко и конкретно ознакомиться с окружающей живой и неживой природой человека. На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, ребенок познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и у ребенка возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства. Одновременно они учат учащихся правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления.

Обличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Одна из центральных задач на экскурсии научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. При систематическом ознакомлением с природой дети рано начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений, которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Экскурсии по биологии имеют огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве, способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему. Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой проводимая вне школы с познавательной целью по темам связанным с программой или по выбору учителя.

Экскурсия непосредственно связана с пройденным на уроках материалом, а полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используется на последующих уроках.

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

Экскурсии различают:

  • по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

  • по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

  • по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

  • по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Учителю необходимо заранее определять сроки проведения экскурсий, а на уроках пред намеченной экскурсией создавать ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. Перед учениками ставятся вопросы для выяснения в природе, для подготовки к экскурсии выполняются задания по повторению и предварительному ознакомлению с материалом. После проведения экскурсии необходимо выделить главное из увиденного и использовать собранный материал для практических работ.

Экскурсии выполняют познавательную и воспитывающую функции, расширяя и улучшая знания учащихся. Учащиеся, наблюдая за растениями и животными в естественной среде, получают более широкое понятие о природе. Ранее полученные понятия об отдельных организмах практикуются в узнавании, в объяснении увиденного явления. Учащиеся получают конкретные, правильные биологические понятия путем соприкосновения с природой.

Экскурсия способствует образованию первичных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе, значении природных богатств для народного хозяйства, о необходимости всемерной охраны и воспроизводства их.

Экскурсия воспитывает эстетические чувства, любовь к природе, формирует у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Академик Н.П. Анучин пишет: «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на красоты окружающего мира» [3]. Экскурсия формирует экологическую культуру учащихся, бережное отношение к природе, практические умения и навыки учащихся.

На экскурсии учащиеся приобретают навыки элементарного исследования природы, ориентирования на местности, наблюдения, сравнения, установления связей в природе. Так же приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования и гербаризации, с учетом охраны природы.

Экскурсия как увлекательная форма работы учителя с классом воспитывает коллектив учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности. Успех экскурсии во многом зависит от учителя. Российский методист-биолог Б.Е. Райков дает учителю ряд полезных советов, известных как «Десять заповедей экскурсионного дела»:

1. Помните, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения и составьте план.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можете показать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учащихся на последующих уроках [1].

Экскурсии обогащают биологические знания учащихся, реализуют краеведческий принцип, знакомят с флорой и фауной родного края, способствуют формированию практических умений, формируют качество личности, самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое, нравственное, патриотическое.

У экскурсий так же есть трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1. Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий.

2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.

Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3. Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования.

Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4. На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.

5. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.

Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию на другой день.

Все эти трудности в проведении экскурсий требуют от учителя дополнительных усилий на их преодоление.

В проведении экскурсий выделяют следующие этапы: подготовительный, проведение экскурсии и заключительный этап. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре должны быть следующие обязательные части: тема и задачи экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовительный этап. Любая экскурсия – это тщательная предварительная подготовка и для учителя, и для учеников. Педагогу необходимо правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Все экскурсии, предусмотренные программой школьного курса, составляют тот минимум, выполнение которого является обязательным для каждого учителя биологии.

Подготовка учителя особенно важна, так как от этого зависит успех экскурсии.Учитель заранее оповещает учащихся о времени, месте и цели экскурсии. На подготовительном занятии разрабатываются задачи, ход, географический пункт экскурсии, составляются задания для учащихся.

Учитель, предварительно посетив место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, изучает литературу. Это позволяет не только уточнить и конкретизировать план, но и выбрать методы ведения работы в том или ином пункте. Методы работы имеют характер разнообразия в зависимости от содержания и места экскурсии.

Подготовка учащихся: они знакомятся с местом, временем, и темой экскурсии, и правилами поведения на экскурсии.

Правила поведения на природе:

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности. (Ветви вместе с листьями играют важную роль в жизни растения. Например, листья участвуют в дыхании растения).

  2. Не повреждай кору деревьев! (Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям: из ранки вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

  3. Не сбивай грибы. Известно, что грибы, в том числе, и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес.

  4. Не лови диких животных и не уноси их домой. (Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком).

  5. Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо).

  6. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. (От вытаптывания погибают многие растения, насекомые).

  7. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. (Выбрасывая мусор в водоемы или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести вред другим людям) [5].

И.И. Полянский, русских методист-естественник, выделил следующие правила работы и сбора материала учащимися:

1. Работать, не отклоняясь от плана.

2. Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.

3. Избегать захватывать с собой большее количество материалов, чем нужно для последующей работы; охранять природу от уничтожения ценных и редких объектов.

4. Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется.

5. Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.

6. Собранные растения привести в порядок, обработать: живые растения поставить в ящики, горшки, полить; сорванные растения необходимые для изучения в классе, поставить в воду; растения, подготовленные для сушки, поместить в пресс и т. д. [4].

Отсутствие тщательной предварительной подготовки перед экскурсией часто ведет к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе.

Чтобы дисциплина, интерес к работе сохранялись на протяжении всей экскурсии нужно особое внимание уделить подготовке экскурсионного снаряжения.Нехватка экскурсионного снаряжения ведет к тому, что часть учащихся может увлечься посторонними делами, что отразится и на сборах, и на последующей обработке ботанического материала в классе. Экскурсионная работа обеспечивается простым, удобным снаряжением экскурсантов.

Проведение экскурсии. Структура:

  1. Вступительная беседа: учитель сообщает тему и задачи экскурсии и кратко рассказывает о предстоящей работе, рассказ можно заменить вопросами, ориентирующими на содержание экскурсии (данный этап 5 – 7 минут).

  2. Самостоятельная работа учащихся по заданиям (20 – 25 минут). Учитель разбивает класс на группы и расставляет по местам (4 – 5 человек), каждая группа получает карточку с инструктивными заданиями (3 – 4). Задания могут быть полностью вариативны или два задания одинаковы для всех, а одно вариативно.

  3. Отчет звеньевых по заданиям: группы собираются вместе, показывают собранный материал. Звеньевые отчитываются о работе группы.

  4. Заключительная беседа: вопросы этой беседы могут повторить вопросы вступительной беседы. Учитель исправляет неточности группы.

Заключительный этап. На данном этапе происходит обработка экскурсионного материала. Собранные на экскурсии растения необходимо очистить от почвы и засушить. Для засушивания используют ботанический пресс, но можно использовать и папку из картона или фанеры. Пресс изготовляют следующим образом. Из сухих выструганных досок в 1,5-2 см толщиной выпиливают планки шириной в 4 см, из них делают две рамки размерами 45х30 см. На рамку натягивают металлическую сетку или оплетают ее проволокой толщиной в 0,5-1 мм. Бумагу лучше брать фильтровальную, но можно засушивать растения в оберточной или старой газетной бумаге, нарезанной на листы по размерам пресса.

Укладку растений для сушки производят так. На раму раскрытого пресса или на папку кладут три-четыре листа бумаги. Верхний лист («сушильная рубашка») раскрывают, на него кладут растение, взятое из папки, и расправляют. В тех случаях, когда растение сильно завяло и его трудно переместить, можно оставить лист бумаги, в котором оно находится, в качестве «сушильной рубашки».

Если растение не помещается в прессе, то его разрезают на части так, чтобы остались корень с прикорневыми листьями и верхняя часть с цветками, прицветниками и плодами. Растения не должны выдаваться за края сочные растения для просушки разрезают пополам.

Уложенные растения накрывают второй половиной бумажного листа и потом 3-4 листами бумаги. На верхний лист вновь укладывают растения. К засушиваемым растениям нужно приложить черновые этикетки. После укладки собранных растений па верх пачки следует положить 3-4 листа бумаги, прикрыть пачку рамкой пресса или листом фанеры и туго стянуть пресс или папку ремнями, или веревкой. Пресс помещают в сухое место или на солнце. Высушиваемые растения, не вынимая из «сушильной рубашки», нужно перекладывать с отсыревших листов на сухие - в первый день 2- З раза, во второй день 1-2 раза, а дальше по одному разу в 1-2 дня, отбирая готовые засохшие растения.

Для ускорения сушки пресс можно положить в открытую остывающую духовку. В таких случаях необходимо чаще перекладывать растения, в зависимости от степени нагревания (через полчаса, а иногда и чаще). Еще более быстрый способ сушки при помощи утюга. Положив расправленное растение между листами фильтровальной бумаги, разглаживают его утюгом. Растение быстро сохнет, сохраняя окраску и хороший вид.

Высушенные растения хранят между листами бумаги в папках до занятий или наклеивают на гербарные листы (размер 40Х26 см). Растения прикрепляют к листам узкими полосками бумаги (приклеивать растения не следует). Внизу справа помещают этикетку, слева - пакетик с плодами и семенами. Чтобы избежать сплющивания растений в прессе и сохранить их облик, их сушат в мелком сухом песке. Песок предварительно прокаливают и просеивают. Растения укладывают на дно коробки и осторожно засыпают песком. На стенках коробки отмечают, в какой стороне верхушка растения. Отдельные цветки втыкают в слой песка на дне коробки и засыпают. Коробка ставится в теплое сухое место. Сушка продолжается несколько дней. При вынимании растений коробку слегка наклоняют и песок осторожно высыпают. Цветки лучше хранить, не вынимая из коробки до момента использования их в классе. Очень сочные части растений (плодовые тела грибов, сочные плоды и пр.) приходится сохранять в консервирующих жидкостях (спирт 60-70°, формалин – 1 часть на 20 частей воды, насыщенный раствор поваренной соли).

Каждая экскурсия, проведенная с учащимися, должна быть закреплена последующей проработкой в классе. Только тогда она может считаться законченной, когда весь материал, собранный на экскурсии, в достаточной мере обработан и изучен, когда руководителем и учащимися подведены итоги экскурсии [2].

В течение экскурсии в сравнительно короткий срок учащиеся охватывают обширный материал. Многое остается еще недостаточно глубоко осознанным. Проработка материала после экскурсии позволяет восстановить перед учащимися весь ход экскурсии, дополнить многое, углубить, собрать в одно целое весь материал экскурсии, связать его с темой учебных занятий.

Учащиеся вспоминают содержание экскурсии в классе; составляют отчеты; обрабатывают рисунки; определяют растения, пользуясь наиболее простыми определителями; из собранных материалов составляют коллекции, гербарии; проводят практические работы в классе; изучая собранные растения, организуют иногда длительные наблюдения или обработку сборов в плане кружковой работы. Собранный на экскурсии материал, используется в дальнейшем на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин М.М., Корсункова В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение. 1980. – 352с.

2. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: пособие для учителей. – М.: Просвящение, 1968. – 243с.

3. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. – Харьков: Скорпион, 2000. – 152 с.

4. Хомутова И.В. Методика проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии: автореф. … дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 221 c.

Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям / Сост. И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984. – 453 с.

Просмотров работы: 1339