Перед педагогами страны теперь стоят важные задачи внедрения инклюзивного обучения в детские сады, школы и послешкольные учебные заведения. Если говорить о каких-то общих принципах работы с детьми с особыми образовательными проблемами, то обратимся к следующему фрагменту: «Согласно К. Роджерсу учитель осуществляет гуманизацию образования, руководствуясь следующими положениями:
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.
Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.
Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и понимать его.
Он должен быть активным участником группового взаимодействия! Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
Наконец, он должен хорошо знать самого себя». [ 2, c. 34].
Преимущества и принципы инклюзивного образования:
Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Такая система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему (как при интеграции).
Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы
Часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания
Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.
Система дошкольного инклюзивного образования, например, может включать следующие учреждения:
Детские сады, в которых развиваются дети одной категории (с проблемами развития, принадлежности к этническим или социальным группам)
Детские сады, в которых развиваются дети разных категорий (например, разными нарушениями здоровья)
Детские сады, в которых созданы службы по работе с детьми с ОВЗ (Службы ранней помощи, Консультативный пункт, Центры развития)
Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания (временного, частичного)
По аналогии с этой схемой можно составить систему школьного послешкольного инклюзивного образования.
Согласимся с авторами статьи [3], что условиями внедрения инклюзивного образования являются :
Наличие семей с детьми с ОВЗ и семей с детьми без проблем здоровья, готовых прийти в детские сады.
Психологическая готовность руководителя и коллектива образовательного учреждения (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.
Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
Возможность повышения квалификации педагогов
Вариативность форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями
Алгоритм работы с детьми в инклюзивном ДОУ:
Первичная консультация, в ходе которой специалистами службы (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др.) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута, определяются направления развития, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.
Проведение соответствующими специалистами индивидуальных и групповых занятия с каждым из детей в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
Вся работа строится в строгом соответствии с нормативными документами: положениями о группах со сложной структурой дефекта, группах детей с общим недоразвитием речи, массовых дошкольных группах.
Открытие групп для детей с ограниченными возможностями здоровья (по диагнозу, по форме пребывания и др.)
Открытие в детском саду новых форм дошкольного образования производится в соответствии возможностью привлечения новых специалистов, владеющих инновационными методиками работы с детьми с ООП.
Таким образом, инклюзивное образование – понятие новое и как любое новшество оно представляет собой процесс творческий (не застрахованный от какого-либо формализма, возможно, маленьких неудач), в котором у каждого, кто будет его реализовывать, появится возможность сделать свой вклад (создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей, проводить диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и т.п.). B в заключении очень важная мысль Безменовой Е. И.: «Cистема организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения» [4].
Использованная литература
Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /сост. М. М. Прочухаева, Е. В. Самсонова. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — 240 с.
Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании. – М.: Вита-Пресс, - 2010, - 160 с.
4 Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие /под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2010.
Безменова Е. И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 22-24. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5810/
Даркулова К.Н., Масалиева Ж.А. Инновации в дошкольном образовании Казахстана// Журнал Альманах современной науки и образования. 2016. №3 (105). С. 41-43. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// gramota. net/materials /1/ 2016/3/10.html
Вопрос об инклюзивном образовании. «Психологос». Разговор с педагогом Куляш Даркуловой. TVK 14.11.16. Электронный ресурс: https:// www.youtube. com/watch?v =GyWyDiy2X7k
5