ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА: ЗА И ПРОТИВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА: ЗА И ПРОТИВ

Масалиева Ж.А., Мамырхан М.Б., Мырза А.Б.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день проблема социальной реабилитации детей с болезнью Дауна становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Если некоторое время назад дети с подобным диагнозом рождались лишь у тех матерей, возраст которых колебался в пределах 30 – 45 лет, то на сегодняшний день ребёнок с болезнью Дауна может появиться и у совсем молодой матери. Несомненно, дети с болезнью Дауна испытывают огромные трудности вхождения в социум, им требуется комплексная социальная помощь.

В современных условиях модным стало интегрированное и инклюзивное обучение.

Но далеко не всегда педагоги готовы обучать таких детей, а также сами ребята не всегда выдерживают испытание инклюзией. Внутри самих школ с появлением особых детей нередко возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников. Причины тому: недостаточная дошкольная подготовка особых учеников, заметные уже в начальных классах нехватка базовых знаний, недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социальной помощи детям с болезнью Дауна, как в Казахстане, так и за рубежом. Решению этой проблемы во многом способствует деятельность различных международных организаций: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.

Никто не сомневается в том, что инклюзия - это, безусловно, прогресс. Необходимо отметить, что зарубежный опыт (где общество уже достаточно толерантно относится к лицам с ОВЗ) не всегда совместим с традициями и особенностями отечественной образовательной системы, а отечественные методические наработки в области инклюзии только начинают появляться.

"Вопросы интеграции в образовании — очень тонкая и щепетильная тема, особенно, если речь идет о таких сложных нозологиях, как аутизм или синдром Дауна", — считает ректор МГПУ Игорь Реморенко. [1] Считаем, что прав и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Евгений Сильянов, говорит о единстве системы воспитания и образования детей с ОВЗ: "При определении приоритетов в развитии системы образования детей с инвалидностью и ОВЗ, мы точно понимаем, что специальное образование не может развиваться в отрыве от системы общего образования в целом. Абсолютно некорректно противопоставлять специальное и инклюзивное образование. Эти две системы должны дополнять друг друга. Чем раньше ребенок с ОВЗ попадет в систему образования и начнет получать коррекционную помощь, тем лучших результатов в его развитии можно достичь" .[1]

«Нельзя не учесть, что включение детей с ОВЗ в общеообразовательный процесс массовой школы должен учитывать психологический статус детей с синдромом Дауна, включаемых в коллектив сверстников, связан с отношением к ним педагогов», резонно замечают Юдина Т.А. и Алехина С.В. [2]

Синдром Дауна впервые был описан в 1846 году Эдуардом Сегеном, а позднее выделен в самостоятельную форму заболевания английским доктором Джоном Лэнгдоном Дауном и назван им монголизмом. Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Они заметно отстают от сверстников в физическом развитии.

Психологическая реабилитация позволяет ребёнку-инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает ему принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически защитить себя, достичь необходимого эмоционально-психического равновесия.

В дошкольных учреждениях детей с болезнью Дауна учат:

  • игре в целом и сюжетно-ролевой игре в частности;

  • навыкам самообслуживания;

  • поведению в разнообразных жизненных ситуациях;

  • навыкам ручного труда;

Согласимся с авторами статьи о включении детей с синдромом Дауна (СД) в инклюзивное образование: «Чем шире репертуар действий педагогов по включению детей с СД в общеобразовательный процесс на уроках, тем меньше одноклассников эмоционально отвергают этих». [2, с.100]

На чем же, таким образом, должна строиться работа педагога при работе с детьми с синдромом Дауна? Вот эти положения:

  •  
    1. Способность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

    2. Способность к самостоятельному передвижению – это способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия.

    3. Способность к обучению – это способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

    4. Способность к ориентации – это способность определяться во времени и пространстве.

    5. Способность к общению – это способность к установлению контактов между людьми путём восприятия, переработки и передачи информации.

    6. Способность контролировать своё поведение – это способность к осознанию себя и адекватному поведению

Чтобы показать наше отношение к инклюзии детей с синдромом Дауна, вместо заключения нашей статьи приведем оптимистические прогнозы и пожелания как ученых, так и просто родителей детей с синдромом Дауна.

« Совместная деятельность с людьми с синдромом Дауна меняет к ним отношение в лучшую сторо ну различных социальных групп . Увеличив количество социально - культурных мероприятий , в которых будет осуществля ться процесс тесного взаимодействия со здоровыми людьми, эффект интеграции людей с ОВЗ в социум усиливается, члены общества, различные мезогруппы (студенты, специалисты, родители здоровых детей) учатся принимать людей с СД».[3]

В поддержку инклюзивного образования выступила актриса Эвелина Бледанс, мама ребенка с синдромом Дауна. "Я двумя руками за то, чтобы наши дети с особенностями развития учились, жили, дружили, играли вместе с обычными детками, что даст им возможность развиваться быстрее и активнее", — сказала она.

Использованная литература

  1. Педагоги обсуждают в МГПУ особенности инклюзии детей с синдромом Дауна

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doslidy.kiev.ua/news/12032/

  1. Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с СД в инклюзивные классы начальной школы. //Сибирский педагогический журнал, 2016, №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-vklyucheniya-detey-s-sindromom-dauna-v-inklyuzivnye-klassy-nachalnoy-shkoly

  2. Шадорская Л.А., Вечканова И.Г.Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социально-культурных условиях

https://e-koncept.ru/2016/86805.htm

  1. Вопрос об инклюзивном образовании. «Психологос». Разговор с педагогом Куляш Даркуловой. TVK 14.11.16. Электронный ресурс: https:// www.youtube. com/watch?v =GyWyDiy2X7k

Просмотров работы: 1134