Цель статьи: показать роль социального педагога в работе по социализации детей с ЗПР в условиях инклюзии.
Задачи работы:
1. Дать понятие задержки психического развития (ЗПР).
2. Изучить причины задержки психического развития.
3. Разобрать классификации задержки психического развития.
4. Описать психолого-педагогическую деятельность с детьми ЗПР.
5. Наметить пути социализация детей с задержкой психического развития.
6. Выявить необходимые условия воспитания и образования детей с ЗПР в условиях инклюзии
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и их участия во всех делах коллектива и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Основной целью общеобразовательного учреждения в работе с детьми ЗПР является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении слабоумных, был знаменитый педагог Ян Амос Коменский(1592-1670). Ян Амос Коменский был глубоко убеждён в возможности дать образование всем аномальным детям. В этой связи он писал: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» [1, с. 206-207].
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее о опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Термин "задержка психического развития" был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. [2] Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами
Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы (Певзнер М. С. [3], Власова Т. А. [4], Лубовский В. И., Лебединская К. С[5], Фишман М. Н.).
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.
Проблему мышления изучали У.В. Ульенкова [6], Т.В. Егорова [7], Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.
Все эти дети, если им не будут обеспечены адекватные их образовательным потребностям педагогические условия, могут оказаться в «группах риска». По данным исследователей (Лебединская К. С, Грибанова Г. В.) [8], среди трудных подростков — неуспевающих в общеобразовательной школе значительное число (60-70%) составляют дети с задержкой психического развития.
Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.
Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия развития их эмоциональной сферы, появляются чаще всего в ситуации обучения, в период адаптации к детскому саду или школе.
Такие формы задержки психического развития как соматогенная, психогенная, конституциональная квалифицируются как «группа риска» или «педагогическая запущенность» —«педагогически и социально запущенный ребенок
Основными задачами социального педагога, на наш взгляд, является психолого-диагностическое изучение, планирование и работа с детьми с ОВЗ :
—диагностика и развитие интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);
—диагностика и развитие социальной готовности на различных возрастных этапах развития;
—диагностика и развитие эмоционально-волевой готовности (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога);
— создание благоприятных условий и психологического микроклимата в классах и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с ограниченными возможностями, но и общества в целом. По мнению родителей «… .Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы. » Возможно, это позволяет запустить скрытые компенсаторные резервы организма.
В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами. К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.
Литература
Коменский Я. Избранные педагогические сочинения.—М., 1956
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. М., 1955, 1959, 1965.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. М.,1995.
Власова Т.А. Каждому ребенку -- надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. М., 1995.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Text] / ред. К. С. Лебединская. - М. : Педагогика, 1982. - 128 с.
Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.,1973.
Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика "трудных" подростков [Текст] / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. - М. : Педагогика, 1988. - 168 с
Вопрос об инклюзивном образовании. «Психологос». Разговор с педагогом Куляш Даркуловой. TVK 14.11.16. Электронный ресурс: https:// www.youtube. com/watch?v =GyWyDiy2X7k