ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Даркулова К.Н., Жетписбаева З.М., Жаксыбай А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в системе казахстанского образования реализуются возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВКЛЮЧЕНИЕ. Инклюзивное образование предполагает, что дети со специальными образовательными потребностями получают образование в учреждениях, где сняты все барьеры на пути к полному участию в образовательном процессе каждого ребёнка как ценного, уникального индивида.

Цель статьи: показать роль социального педагога в работе по социализации детей с ЗПР в условиях инклюзии.

Задачи работы:

1. Дать понятие задержки психического развития (ЗПР).

2. Изучить причины задержки психического развития.

3. Разобрать классификации задержки психического развития.

4. Описать психолого-педагогическую деятельность с детьми ЗПР.

5. Наметить пути социализация детей с задержкой психического развития.

6. Выявить необходимые условия воспитания и образования детей с ЗПР в условиях инклюзии

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и их участия во всех делах коллектива и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Основной целью общеобразовательного учреждения в работе с детьми ЗПР является осуществление индивидуально-ориентированной педагоги­ческой, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении слабоумных, был знаменитый педагог Ян Амос Коменский(1592-1670). Ян Амос Коменский был глубоко убеждён в возможности дать образование всем аномальным детям. В этой связи он писал: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» [1, с. 206-207].

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее о опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

Термин "задержка психического развития" был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. [2] Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами

Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием выс­ших психических функций, недостаточностью познавательной дея­тельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмо­ционально-личностной сферы. Причины таких состояний разно­образны: органическая недостаточность ЦНС, конституциональные особенности, неблагоприятные социальные факторы (Певзнер М. С. [3], Власова Т. А. [4], Лубовский В. И., Лебединская К. С[5], Фишман М. Н.).

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.

Проблему мышления изучали У.В. Ульенкова [6], Т.В. Егорова [7], Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

Все эти дети, если им не будут обеспечены адекватные их образова­тельным потребностям педагогические условия, могут оказаться в «группах риска». По данным исследователей (Лебединская К. С, Гри­банова Г. В.) [8], среди трудных подростков — неуспевающих в общеобра­зовательной школе значительное число (60-70%) составляют дети с задержкой психического развития.

Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия развития их эмоциональной сферы, появляются чаще всего в ситу­ации обучения, в период адаптации к детскому саду или школе.

Такие формы задержки психического развития как соматогенная, психогенная, конституциональная квалифици­руются как «группа риска» или «педагогическая запущен­ность» —«педагогически и социально запущенный ребенок

Основными задачами социального педагога, на наш взгляд, является психолого-диагностическое изучение, планирование и работа с детьми с ОВЗ :

—диагностика и развитие интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, во­ображения и т. д.);

—диагностика и развитие социальной готовности на различных возрастных этапах развития;

—диагностика и развитие эмоционально-волевой готовности (умение ответственно выпол­нять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение за­даний по образцу и словесному указанию педагога);

— создание благоприятных условий и психологического микрокли­мата в классах и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ре­бенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родите­лей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с ограниченными возможностями, но и общества в целом. По мнению родителей «… .Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы. » Возможно, это позволяет запустить скрытые компенсаторные резервы организма.

В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами. К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

Литература

  1. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения.—М., 1956

  2. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. М., 1955, 1959, 1965.

  3. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. М.,1995.

  4. Власова Т.А. Каждому ребенку -- надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. М., 1995.

  5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Text] / ред. К. С. Лебединская. - М. : Педагогика, 1982. - 128 с.

  6. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

  7. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.,1973.

  8. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика "трудных" подростков [Текст] / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. - М. : Педагогика, 1988. - 168 с

  9. Вопрос об инклюзивном образовании. «Психологос». Разговор с педагогом Куляш Даркуловой. TVK 14.11.16. Электронный ресурс: https:// www.youtube. com/watch?v =GyWyDiy2X7k

Просмотров работы: 932