ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Пеплова И.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Поскольку ФГОС ДО не содержит определения понятия «социально-коммуникативное развитие», в современной психолого-педагогической и методической литературе нет единого подхода к пониманию сущности данного понятия, выделению его структуры, уровней и средств формирования (О.А.Вахрамеева, Н.Ю.Топоркова, Т.А.Спирина, Е.Г.Сазонова и др.).

Активно разрабатываются и реализуются программы, формы и средства социально-коммуникативного развития дошкольников: Н.Г.Куприна, Э.Д.Оганесян реализуют полихудожественный подход; О.Л.Киренкова в качестве средства развития предлагает метод проектов; М.В.Сергеева – фольклор; М.В.Булыгина – иностранный язык; О.Ю.Червинская, И.В.Соловей – портфолио старшего дошкольника; О.А.Вахрамеева – игровую деятельность и др. Однако, следует отметить, что это в основном опыт работы воспитателей и результаты исследований преподавателей вузов, а не педагогов-психологов, работающих в ДОУ.

Несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовании, остается мало изученной специфика сопровождающей работы социально-коммуникативного развития старших дошкольников в профессиональной деятельности педагога-психолога.

По результатам диагностического обследования социально-коммуникативного развития старших дошкольников (возраст 6-7 лет) в экспериментальной группе, мы выявили следующее: низкий уровень – 16 (69,6 %) чел., средний – 7 (30,4 %) чел., высокий – 0 чел.

Исходя из результатов диагностики социально-коммуникативного развития старших дошкольников, мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников. В разработке программы мы опирались на учебно-методическое пособие Е.В.Мигуновой «Организация театральной деятельности в детском саду» [2]; программы «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой [1] и «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой [2]; игра-проживание «Волшебная поляна» автор М.Р.Битянова и коллеги [3].

Цель программы: создание социально-психологических условий, способствующих развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, а также позитивной социализации старших дошкольников.

Планируемый результат: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников на достаточном уровне (средний, высокий).

Задачи:

  1. Создание условий для коммуникативного развития старших дошкольников: формирование умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

  2. Создание условий для позитивной социализации старших дошкольников: развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование социальных и этических норм; развитие произвольности поведения;

  3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Сроки реализации программы: 6 месяцев.

Направления работы: 1. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды; 2. Обеспечение условий для общения детей со сверстниками и взрослыми.

Психолого-педагогическими условиями сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников являются следующие: а) использование театрализованной деятельности (игры-проживание, игры-драма, импровизации, настольные, куклы би-ба-бо и др.); б) совместное участие в образовательном процессе детей и взрослых; в) вовлечение родителей в образовательный процесс.

В занятия мы включали различные виды театрализованной деятельности: разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям; игры-драматизации; игры-проживания и др.

Литература:

  1. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод, пособие. НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Вели­кий Новгород, 2006. - 126 с.

  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М., под общей ред. М.Р.Битяновой. – СПб.: Питер, - 2008. – 304 с.

Просмотров работы: 975