МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Староверова Т.С. 1
1магистрант кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» Череповец, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Уважаемые коллеги!

Необходимость специальной подготовки педагогов инклюзивного образования определила разработку настоящих методических рекомендаций. Благодаря их изучению Вы сможете сделать процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста с заиканием более продуктивным и эффективным.

Цель пособия – помочь Вам в организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста с заиканием в условиях образовательной инклюзии.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.

Причины и симптоматика заикания

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Для определения специфики заикания, правильного выбора направления коррекционного воздействия, определения зоны ближайшего развития важно определить саму причину заикания, знать его симптоматику. Выделяют предрасполагающие и производящие причины заикания (см. таблицу 1).

Таблица 1

Причины и условия влияющие на возникновение заикания

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

ПРОИЗВОДЯЩИЕ

ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ:

- энцефалопатии,

- травма головного мозга,

-органические нарушения мозга,

- истощение нервной системы,

- интоксикации,

- соматические хронические заболевания,

- болезни носа, глотки, гортани,

- задержки речевого развития.

ПСИХИЧЕСКИЕ:

- психотравмы,

- фобии.

СОЦИАЛЬНЫЕ:

- подражание заикающимся,

- неправильное воспитание в семье,

- полиглоссия,

- переучивание леворукости,

-перегрузка речевым материалом,

- неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение).

- невропатическая отягощенность родителей,

- невротические особенности самого заикающегося,

-конституциональная предрасположенность,

- наследственная отягощенность,

- поражение головного мозга и др.

НЕБЛАГОПРЯТНЫЕ УСЛОВИЯ

- физическая ослабленность детей,

- возрастные особенности деятельности мозга,

- ускоренное развитие речи,

- эмоциональная депривация,

- недостаточность развития моторики и чувства ритма, мимико-артикуляционных движений.

Для более полного понимания данного речевого нарушения необходимо знать его симптоматику. Условно выделяют две группы основных симптомов заикания: биологические и социальные. Биологические (физиологические) включают речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К социальным (психологическим) относятся феномен фиксированности на дефекте, логофобии (страх перед устной речью, боязнь звуков или слов), уловки и др. Основным симптомом заикания являются, возникающие в процессе устной речи или в попытке ее начать, речевые судороги. Судороги различают по типу, локализации (месту возникновения, силе тяжести).

Выделяют следующие речевые судороги: клонические, тонические, смешанные (клоно-тонические, тоно-клонические). По локализации судороги могут быть дыхательные, голосовые, артикуляционные. Считается, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в более или менее сложных формах речевого высказывания.

В симптоматике заикания присутствуют расстройство дыхания, сопутствующие движения, вегетативные реакции, эмболофразия (добавление лишних, не имеющих отношения к смыслу фраз, звуков и слов (эмбол), таких, как «а», «э», «ну», «это» и т. д.), логофобия, феномен фиксированности на своем дефекте, др.

Данная речевая патология часто влечет за собой личностные проблемы у детей: снижение коммуникативных возможностей, препятствует формированию адекватной самооценки, задерживает развитие познавательных способностей, одним словом препятствует своевременной социализации детей.

Характеристика детей с заиканием

У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях именно ими вызываются.

Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Многие исследователи отмечают в связи с нарушением речи изменение личности заикающихся.

Особенности личности и межличностных отношений при заикании зависят от его клинической формы. Отмечаются трудности адаптации к новой обстановке, различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п.

Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика также носит волнообразный характер: утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения или переутомления.

Неправильная речь заикающихся и особенности их поведения сказываются на развитии игровой деятельности дошкольников. Они чаще выступают в роли зрителей или берут на себя подчиненные роли, отказываются от игр со сверстниками. Иногда, наоборот, в играх проявляются повышенная фантазия, резонерство, не критичность к своему поведению. Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников, лишает его радостного настроения. Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений затрудняют полноправное участие заикающихся детей в играх, способствуют фиксации на своем дефекте.

Проявление заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение. Особенности произвольной деятельности, повышенная возбудимость, лабильность нервных процессов или их заторможенность, неустойчивость и истощаемость психических процессов, пониженная способность к отсроченной реакции у заикающихся ведут к отставанию в развитии регуляторной функции внутренней речи, и в целом, неблагоприятны для овладения развитыми формами речевой коммуникации.

При пересказе текста дети с заиканием воспроизводят достоверно больше смысловых опорных тем, чем дети с нормальным речевым развитием. При заикании допускается больше лексических замен, чем в норме.

У заикающихся детей отмечаются трудности планирования связного высказывания: при невротическом заикании это обусловлено трудностями актуализации слов из долговременной памяти, а при неврозоподобном – недостатком лексических средств. Отмечается и тенденция к стереотипности связного высказывания. У дошкольников с заиканием контекстная речь начинает формироваться к 5 годам.

При заикании не отмечается значительных нарушений в состоянии мышления. Возможна недостаточность операциональной стороны мышления и нарушение критичности мышления.

Воображение тесно связано с эмоциями. В соответствии с переживаниями заикающихся от своей дефектной речи их воображение может создавать мрачные картины будущего, либо наоборот, рисуя в своем воображении картины предстоящих речевых трудностей, заикающийся может вызывать у себя тяжелые отрицательные эмоции.

При заикании представления о речевых запинках и о том, что связано с ними, запечатлеваются у заикающихся первоначально и преимущественно в непроизвольной (непреднамеренной) памяти. По мере увеличения стажа заикания возрастает роль преднамеренной памяти, которая позволяет использовать для маскировки заикания те или иные уловки.

Как особое свойство внимания может рассматриваться феномен фиксированности на своем дефекте - устойчивое, застревающее, навязчивое осознание дефекта.

Состояние эмоционально-волевой сферы определяется пониманием своего речевого недостатка. У заикающихся часто возникают логофобия, чувство угнетенности, раздражительности, неуверенности в себе, тревоги по поводу своей речевой деятельности, что проявляется в виде феномена фиксированности на своем дефекте.

Таким образом, заикание оказывает отрицательное влияние на состояние внеречевой сферы, страдают как познавательные процессы, так и эмоционально-волевая и личностная сфера ребенка с заиканием.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с заиканием.

Обычно педагогов, у которых в группе есть заикающийся ребенок, волнует то, каким образом придется строить воспитательно-образовательный процесс, как повысить эффективность коррекционного воздействия. Предлагаем обратиться к данным методическим рекомендациям.

Эффективность коррекции заикания зависит от ряда условий, которые представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Условия эффективности коррекционной работы с детьми с заиканием

Условие

Данные об эффективности логопедической работы

1

Этиология заикания

Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)

2

Возрастной фактор

У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)

3

Сроки логопедической работы

Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)

4

Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий

Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики

5

Природа заикания

При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.

6

Симптоматика заикания

Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)

7

Длительность комплексной работы

Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся

8

Значение личности педагога

Профессиональная компетентность педагога позволяет наиболее продуктивно вести коррекционную работу по устранению заикания

9

Микросоциальное окружение

Связь логопеда с семьей, врачом, со специалистами ДОУ повышает эффективность логопедического воздействия

10

Отношение заикающегося к занятиям

Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь

11

Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе

Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи

12

Вид деятельности

От вида деятельности (дидактические и подвижные игры, рисование, лепка и пр.), степени ее сложности (элементарные действия, комплекс действий), отношения ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет) зависит качество речи заикающегося.

13

Недостатки звукопроизношения, ОНР

Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании

14

Полнота обследования заикающегося

Для адекватного планирования программы коррекционной и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное комплексное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения

15

Использование ТСО

Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия

16

Вид учреждения

В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях

Для успешной работы команды специалистов образовательного учреждения по коррекции заикания необходимо соблюдать следующие условия: преемственность, согласованность действий, систематичность, планомерность, целенаправленность и поэтапность взаимных коррекционных мероприятий.

Коррекция заикания у дошкольников осуществляется на базе комплексного метода, который предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы включающей: нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, оздоровление организма в целом, воспитание личности заикающихся.

Основной целью медико-педагогического подхода является, в первую очередь, перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений у заикающихся детей. Используя психолого-педагогические средства необходимо воспитать у заикающегося ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.

Успешная организация коррекционной работы с заикающимися дошкольниками включает: психолого-педагогическое изучение ребенка; занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные) с логопедом и воспитателем, организация самостоятельной работы ребенка; использование в логопедической помощи разных специалистов; консультативно-методическая работа с педагогами и родителями. Основная задача логопеда и воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста с заиканием - преодоление речевого нарушения, развитие свободного речевого общения и формирование личности ребенка в целом.

Воспитание и обучение заикающихся детей предусматривает организацию работы логопеда и воспитателя по двум направлениям: коррекционному и образовательному.

Коррекционная работа наряду с основной задачей преодоления заикания и развития свободного речевого общения решает задачи по развитию высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи).

Непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающихся дошкольников оказывают логопедические занятия, которые проводит учитель-логопед.

Цель логопедических занятий - выработка устойчивой, плавной речи, свободной от заикания.

Основные задачи логопедических занятий:

- воспитывать навыки плавной речи;

- учить говорить без заикания;

- развивать свободное речевое общение;

- учить навыкам мышечного расслабления;

- работать над дыханием и голосом;

- прививать детям навыки организационного поведения, и др.

Предъявляются следующие требования к подготовке и проведению логопедических занятий (по В.И. Селиверстову, 2001):

1.Отражение в логопедическом занятии основных задач коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

2. Построение логопедических занятий осуществлять с учетом основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, сознательности и активности, индивидуального подхода, наглядности и применения средств ТСО.

3. Согласованность с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

4. Предусмотренность тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях.

5. На логопедических занятиях необходимо научить ребенка говорить без заикания.

6. Присутствие образцов правильной речи.

Обязательным условием логопедических занятий являет­ся их связь со всеми разделами Программы реализуемой ДОУ и прежде всего с игрой, как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Логопедическое воздействие целесообразно осуществлять в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие, реализуемое логопедом и воспитателем (по заданию логопеда) во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися, направлено на развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в индивидуальных случаях развитие фонематического восприятия и слухового внимания, устранение дефектов звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы, др. Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов ребенка и отношения к нему окружающих, где одной из ключевых фигур становится воспитатель.

Логопедическая система состоит из следующих периодов, которые необходимо учитывать в работе с заикающимися детьми всем участникам образовательного процесса (см. таблицу 3).

Таблица 3

Периоды и содержание логопедической системы работы с детьми дошкольного возраста с заиканием

ПЕРИОД

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовительный

- создание щадящего речевого режима;

- подготовка ребенка к занятиям;

- показ образцов правильной речи, др.

Тренировочный

- воспитание навыков свободной речи;

- воспитание правильного речевого поведения в различных ситуациях общения, др.

Закрепительный

- автоматизация приобретенных навыков правильной речи в различных ситуациях и разных видах деятельности.

Ежедневные фронтальные занятия в утренние и вечерние часы с воспитателем, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду» направленны на закрепление навыков использования самостоятельной речи без заикания. Индивидуальные занятия воспитатель осуществляет по программе, разработанной логопедом для каждого ребенка (упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата, тонкой моторики пальцев рук, лексико-грамматические задания, автоматизация и дифференциация поставленных звуков и т.д.). Подгрупповые занятия по закреплению навыков правильного звукопроизношения (по заданию логопеда) воспитатель может проводить на завершающем этапе. Все занятия, дидактические игры, режимные моменты используются воспитателем для упражнения детей в доступной самостоятельной речи, навыки которой приобретаются на логопедических занятиях.

Особое значение имеет речевой режим, который предусматривает последовательный переход от одного речевого периода к другому.

В самом начале коррекционной работы вводится охранительный речевой режим. Таким образом, создаются условия для затухания неправильной речевой привычки и подготовка нервной системы ребенка к формированию нового речевого навыка. Педагоги ДОУ организуют всю жизнедеятельность ребенка в этот период так, чтобы свести к минимуму речевую активность детей. На занятиях воспитатели ограничиваются сообщением материала и не требуют устных ответов. Речевое общение ребенка в данный период элементарно по форме, с содержанием однословных ответов. Родителям рекомендуют так же придерживаться установленных правил, ограничивающих речевое поведение ребенка.

Чтобы свести до минимума речевую активность детей воспитатель предлагает им заняться рисованием, лепкой, организуются «игры-молчанки» и т.д. В период ограничения речи большое значение имеет правильная организация игр: использование настольных игр и игрушек, конструкторов; оборудование отдельных зон в группе для проведения индивидуальной игровой деятельности. Чтобы у детей не возник дефицит двигательной активности, воспитатель организует игры малой и средней подвижности на прогулке и физкультурных занятиях. Важно также успокоить детей после прогулки, подвижных игр, восстановить дыхание.

В период ограничения речи, и не только, следует соблюдать четкую организацию режима дня как в детском саду, так и дома, исключить участие детей в эмоциональных мероприятиях, оградить их от пребывания в конфликтных ситуациях, проявлять тонкий педагогический такт по отношению к воспитанникам и т.п.

Длительность режима ограничения речи, как правило, охватывает неделю – полторы с начала коррекционной работы. Постепенно речевая активность ребенка увеличивается при непременном соблюдении щадящего речевого режима.

На протяжении всего времени воспитатель проводит работу по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики (по заданию логопеда); по развитию темпо-ритмических характеристик движений (общей, тонкой, артикуляционной), где основная роль отводится ритму, др. Игры и упражнения на развитие темпо-ритмической моторики воспитатель может включать в занятия, физкультминутки и другие режимные моменты пребывания ребенка в детском саду.

Воспитание навыков плавной речи продолжается в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Повседневная и учебная деятельность заикающегося дошкольника организуется с учетом свободной самостоятельной речи ребенка в такой последовательности:

- сопряженно-отраженная речь;

- ответно-вопросная форма речи;

- пересказ или рассказ;

- спонтанная речь.

Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности.

Воспитателю необходимо учитывать, что для заикающегося имеет значение и то, как подготовлен речевой материал, которым он собирается оперировать. Заикающемуся ребенку легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть. Здесь нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений, последовательно излагать материал. Следовательно, здесь есть и некоторая предварительная тренировка речи.

Речь заикающегося более свободна тогда, когда он заранее отрепетирует необходимый материал вслух или предварительно мысленно продумает, что он хочет сказать и в какой последовательности будет это излагать.

Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и нужно говорить экспромтом, т. е. без предварительной подготовки. Учитывая все перечисленные условия речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

- заученный текст;

- отрепетированный вслух;

- мысленно продуманный;

- незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т.е. тогда, когда они только беззвучно артикулируют, «произносят» фразу без единого звука.

Поэтому, свободная и громкая речь у заикающихся достигается обычно путем последовательных речевых упражнений проводимых логопедом и воспитателем, произносимых ими беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Поэтому при заикании нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев. При пении, ритмичной стихотворной речи или при разговоре «нараспев» речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют, либо значительно уменьшаются.

В речевые занятия и повседневную деятельность с заикающимися дошкольниками педагогам рекомендуется вводить пение и ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить свободно.

Поскольку устная речь разнометрична, т.е. мы в речи пользуемся разными ритмами, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы последовательно перевести у него навыки свободной речи с ритмизованной на разнометричную, т.е. обычную речь.

Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности:

- пение;

- пение с движениями;

- ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений;

- ритмизованная речь (стихи, проза) без движений;

- опора на гласные звуки;

- разнометричная речь.

В зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций. Здесь следует сохранять положительную эмоциональную обстановку.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь заключается в тренировке правильной речи при разных эмоционально острых состояниях ребенка. Педагог должен научить заикающегося владеть собой, свободной речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности. Поэтому, на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия.

В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так: тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

В зависимости от общественного окружения: в одиночестве (здесь обычно дети говорят совершенно свободно); с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

Деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости: а) от вида ее (дидактические и подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности (элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Данные факторы оказывают влияние на появление или исчезновение речевых запинок у детей-дошкольников с заиканием, имеют значение для перевоспитания речи заикающихся. Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может неожиданно спровоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения речевых занятий. Поэтому, педагог должен приложить весь свой профессионализм и творческий потенциал, чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.

Многообразие факторов, влияющих на состояние речи заикающегося ребенка, позволяет педагогу комбинировать различные виды речевых упражнений так, чтобы всегда предугадать возможность возникновения речевых судорог и избежать их. Также, возникает возможность для тренировки правильной речи и фиксирования на ней внимания заикающегося ребенка, а в случае срывов педагогу следует помочь ребенку опереться на знакомые и легкие для него речевые стереотипы, для того чтобы преодолеть речевые трудности.

Воспитатель, организуя режимные моменты, прогулку, игры упражняет детей в речи без заикания (упражняет в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от периода коррекционной работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка), напоминая правила «красивой речи». Педагог обращает внимание на слитность звуков, следит за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно. Необходимо знать, что короткие предложения ребенок должен произносить на одном выдохе, а длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Педагог демонстрирует своим примером как вести себя с собеседником. Во время разговора смотреть в лицо слушателю, держаться прямо и уверенно, не опускать голову и не делать лишних движений, говорить плавно и не торопясь, предварительно продумав и проговорив про себя ответ.

Правила красивой речи:

  1. Прежде подумай, потом говори.

  2. Говори в спокойном темпе.

  3. Говори на выдохе.

  4. Говори громко, четко, выразительно.

  5. Выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

  6. Делай паузу после смыслового отрезка.

  7. Делай логические ударения – выделяй главные по смыслу слова.

  8. При разговоре смотри на собеседника. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

Правила речи систематически напоминаются детям или заучиваются наизусть. Можно выучить стихотворение предложенное Е.Л. Пеленгер и Л.П. Успенской.

Работа над дыханием занимает значительное место в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Воспитателю необходимо знать, что формирование правильного речевого дыхания имеет принципиальное значение для организации плавной речи заикающегося дошкольника. Использование всевозможных игр и игровых приемов, стихотворных текстов способствующих формированию речевого дыхания детей дошкольного возраста с заиканием будет существенно способствовать коррекции речевого дефекта. Игровой материал по развитию дыхания у заикающихся детей представлен, например, у С.В. Леоновой «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников», и др.

Речь педагога должна отвечать основным характеристикам:

1. Грамотность построения фраз.

2. Простота и ясность изложения.

3. Речедвигательная координация.: четкость, выразительность, спокойный темп.

Дети должны слышать негромкую, спокойную, внятную, интонационно окрашенную, неторопливую речь, чтобы был хороший пример для подражания.

В рамках коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с заиканием используются следующие дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности, прочности и др.

Роль воспитателя в формировании у детей дошкольного возраста с заиканием коммуникативных умений и навыков общения становится одной из основополагающих. Педагог учит заикающихся детей навыкам общения в рамках моделей: «ребенок-ребенок», «ребенок-дети», «дети-ребенок», «дети-дети», «ребенок-взрослый», «взрослый-ребенок». В этом хорошо помогают игры и игровые упражнения, направленные на развитие вербальных и невербальных средств коммуникации. Детям могут предлагаться такие задания, как: «Покажи животное», «Отгадай движение», «Узнай по описанию», «Зеркало», упражнение «Открытка» и др.

Воспитание личности заикающегося имеет цель – воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Большая роль отводится созданию положительного эмоционального фона как в семье, так и со стороны педагогов дошкольного учреждения. Воспитатель должен обладать большим диапазоном знаний, умело использовать слово как лечебный фактор. Необходимо помочь заикающемуся ребенку силой логического убеждения способствующей перестройке неправильной формы поведения, усугубляющей речевое нарушение, внушить уверенность в свои силы. С детьми можно использовать игровые приемы с игрушками, красочные дидактические материалы, труд, музыку и пр.

Создание добрых, терпимых отношений между детьми в инклюзивной группе – прямая обязанность педагога-воспитателя. Положительное отношение к заикающемуся ребенку остальных детей - ещё один фактор, который очень сильно влияет на психологическую комфортность условий инклюзивного образовательного учреждения.

Умение педагога подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон становятся необходимым при работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. Педагог учит детей управлять собой — выполнять установленные правила, спокойно вести себя в новой обстановке, выслушивать собеседника, при желании высказаться поднимать руку и т. д. Воспитательные мероприятия должны пронизывать работу педагога на протяжении всего времени общения с заикающимся ребенком. Важно вселить в него чувство уверенности в свои силы, необходимости с самых первых занятий добиваться и стремиться к успехам.

Наглядность и технические средства обучения играют важную роль в организации и проведении коррекционных мероприятий с детьми дошкольного возраста с заиканием.

Пособия и технические средства: учебные наглядные пособия, литература, произведения искусства, различные виды игр (подвижные, дидактические, настольные, видеоигры), маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр.

Система игр и игровых упражнений может стать содержанием занятий решающих коррекционные задачи (дидак­тические, игры с пением, подвижные, с правилами, игры-дра­матизации на основе стихотворного и прозаического текста, пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей). Таким образом, на занятиях с детьми дошкольного возраста в первую очередь реализуется принцип игровой дея­тельности. Методика игровой деятельности предложенная И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенский и Г.А. Волковой направлена на воспитание личности, и на этой основе — на устранение дефекта. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка с заиканием и, следовательно, на состояние его речи.

Воспитание навыков правильной речи - длительный процесс, не ограничивающийся рамками логопедического занятия, требующий систематических и длительных тренировок в ходе ежедневного речевого общения детей с окружающими. Эффективность целенаправленных мероприятий с детьми дошкольного возраста с заиканием во многом определяется совместной работой всех участников инклюзивного образовательного процесса (медико-педагогический коллектив учреждения, специалисты и родители).

Наиболее благоприятным отношением в семье заикающихся детей должно быть сотрудничество и поддержка. Обучение родителей этим видам взаимоотношений может стать дополнительной педагогической задачей специалистов образовательного учреждения с целью повышения продуктивности логопедической работы и правильного формирования личности заикающихся детей.

Уклад семейной жизни, устои, внутрисемейные взаимоотношения становятся частью воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей совместной деятельности педагогов и родителей, направленной на ребенка, имеющего речевые нарушения.

Задачи взаимодействия ДОУ с семьей:

- повышать педагогическую компетентность родителей, путем формирования мотивационной вовлеченности в коррекционный процесс с ребенком;

- способствовать гармонизации внутрисемейных отношений, др.

Работа педагогов ДОУ с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образовательного учреждения требует соблюдения определенных социально педагогических условий: активизация участия родителей в коррекционно-развивающем процессе; совместная деятельность родителей и междисциплинарной команды специалистов инклюзивного образовательного учреждения, др.

Методы, которые предлагается использовать в процессе взаимодействия с родителями следующие: информационно-развивающие, проблемно-поисковые и метод практического обучения. Все большую актуальность в работе инклюзивного дошкольного образовательного учреждения с родителями приобретают интерактивные формы взаимодействия, особенно если они организуются совместно с детьми.

Надеемся, что предложенные методические рекомендации помогут вам не только грамотно планировать и осуществлять целенаправленные мероприятия способствующие устранению речевого дефекта у ребенка и им обусловленных нарушений, но и создать гармоничные взаимоотношения в детской группе.

Желаем успехов!

Методическая литература

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. - М.: «Эребус», 1993

2. Волкова Г.А. Игровая деятельноять в устранении заикания у дошкольников. М. - 1983

3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М.: «Просвещение», 1984

4. Карпухин А.В. Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися. Сб. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых». М.:МГПИ, 1981

5. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. М.: Издательский центр «Владос», 2004

6. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010

7. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. - 1975

8. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. С-Пб.: «Детство – Пресс», 2007

9. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. М.: «Владос», 1994

10. Сикорский И.А. О заикании. С-Пб. 1889

11. Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. М.: АСТ: Астрель, 2009

Словарь терминов

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Инклюзия – «включение», «добавление»; в педагогике подразумевает вовлечение в образовательно-воспитательный процесс каждого ребенка (подростка) с особыми образовательными и иными потребностями с помощью специальных условий.

Клоническая судорога – быстро следующее одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.

Коммуникация (речевая и неречевая) – общение, обмен мыслями, сведениями, идеями – специфическая форма взаимодействия людей в ходе их деятельности.

Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических или иных функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Логопедия – отрасль специальной педагогики, в задачу которых входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоление недостатков речи, создания условий для наилучшего развития речи.

Логофобия – боязнь произнесения звуков, слов, речи.

Моторика – совокупность двигательных реакций.

Навык – автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Невербальные средства общения – жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Отраженная речь – повторенная за кем либо.

Релаксация – расслабление, понижение тонуса скелетной мышцы.

Рецидив - возобновление болезни после кажущегося полного выздоровления.

Ритм речи – последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Соматический – телесный.

Сопряженная речь – одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Спонтанная речь - самопроизвольная, самостоятельная речь, представляющая самую большую трудность для заикающихся. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов и их связи.

Судороги – непроизвольные сокращения мышц.

Темп речи – скорость речи, может измеряться количеством слов в минуту.

Тоническая судорога – длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение.

Этиология – учение о причинах.

Просмотров работы: 2699