ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ (ВКЗ) ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ (ВКЗ) ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы, касающиеся здоровья, являются наиболее актуальными проблемами современного общества. В настоящее время необходимость решения проблем сохранения и повышения качества здоровья граждан РФ - общепризнана. Правовые и медико-социальные вопросы здоровья граждан решаются в соответствии с приоритетными направлениями социальной политики страны в области охраны здоровья, развития медицины и системы здравоохранения. В Федеральном законе РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№323 от 21.11.2011 г.) зафиксированы права граждан в сфере охраны здоровья: «Каждый имеет право на охрану здоровья» (ст.18, п.1) [1].

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [2]. Хотя в повседневной жизни люди склонны чаще обращать внимание на различные нарушения и отклонения, расценивая феномен здоровья, только лишь как отсутствие недуга. Сторонники традиционной медицинской модели чаще определяют патологии и болезни, посредством классификаций и описаний всевозможных отклонений, упуская психологический смысл понятия «здоровье». В сознании обывателя «болезнь», явление куда более реальное, чем «здоровье и душевное благополучие». Поэтому само понятие «здоровье» в сознании большинства людей все еще лишено конкретного психологического смысла.

Сейчас, понимание того, что экономически более выгодным оказывается не лечение имеющихся болезней, а их предотвращение, пропаганда здорового поведения и здорового образа жизни, активизирует исследования в области психологии здоровья. Поиск оптимальной модели профилактики болезней и пропаганды формирования здоровья у будущего поколения приводит ученых к исследованию внутренних психологических механизмов возникновения субъективного отношения человека к своему здоровью, которые раскрываются в понятии «внутренняя картина здоровья».

Данное понятие было введено А.Б. Орловым (как альтернатива термину А.Р. Лурии «внутренняя картина болезни»). Дальнейшие исследования внутренней картины здоровья предпринимались такими отечественными исследователями, как В.Е. Каган, А.Б. Орлов, В.П. Казначеев, В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук и другими, а также их зарубежными коллегами Дж. Стоун, Ф. Коэн и Г. Адлер, М. Боухал, Я. Мак-Дермотт и т. д.

В современной научной литературе фрагментарно представлены исследования молодых отечественных исследователей относительно изучения внутренней картины здоровья (В.Б. Челпанов, В.В. Блюм, В.С. Меренкова, А.В. Ермак, Г.С. Корытова, О.С. Васильева, Е. С. Руслякова и другие).

В частности Ананьев В. А. определяет внутреннюю картину здоровья (ВКЗ), с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию [3].

ВКЗ не является врожденной, она формируется в ходе воспитания и социализации, начиная с ранних этапов жизни. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляется в его поведении. Поэтому внутренняя картина здоровья у детей имеет решающее значение в формировании здоровых, полезных привычек [4].

Осознанная забота ребенка о своем здоровье, появляющаяся при непосредственном воздействии ближайшего окружения, способствует формированию внутренней картины здоровья как комплексного субъективного представления человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения и совокупности эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения [5]. Соответственно дети, отличающиеся более сформированной ВКЗ менее подвержены заболеваниям, быстрее выздоравливают, а также, активнее принимают фармакологическую помощь, так как обладают ясной ценностью здоровья, подчинённой определённому личному мотиву [6].

В связи с этим, необходимо начинать работать над формированием ВКЗ у детей максимально рано, чтобы создать ориентацию на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье. Период младшего школьного возраста, представляет интерес для нашего исследования, в первую очередь, в связи с тем, что данный возраст – один из важных этапов в формировании личности ребенка. Именно здесь закладываются основы нравственности, культуры поведения, формируются привычки и модели поведения.

Конечно, ВКЗ в значительной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей самого ребенка. Но также предполагается, что на формирование ВКЗ детей оказывает сильное влияние отношение к здоровью, как ценности, их родителей. Низкий уровень грамотности и осведомленности в области здоровья, слабая пропаганда здорового образа жизни и отсутствие серьезной научной программы по формированию здоровья, а также недостаточное исследование представлений самих детей о здоровье и здоровом образе жизни, лишает нас обратной связи в этой проблеме, определяя актуальность и высокую значимость данной исследовательской работы.

Также, на данный момент, в эмпирическом плане реализовано недостаточное количество исследований, которые бы показали социально-психологические особенности отношения к здоровью такой социальной группы, как младшие школьники. Само понятие «внутренняя картина здоровья», также, до сих пор, не подкреплено комплексом диагностических методик, которые давали бы возможность эффективно оценить уровень ВКЗ не только у взрослых, но и у детей.

Поэтому актуальность данного исследования очевидна, она связана и с проблемами здоровья и недостаточным исследованием по данному вопросу. Ее изучение крайне актуально на современном этапе, так как она находится в стадии интенсивной разработке.

Планируемое нами эмпирическое исследование имеет своей основной целью - выявление и описание уровня сформированности представлений о здоровье детей. Отсюда исходят следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по вопросам, касающимся внутренней картины здоровья;

2. Выявить особенности формирования внутренней картины здоровья детей младшего школьного возраста; влияние родителей на формирование ВКЗ у данной возрастной группы.

Для решения данных задач, мы будет использовать такие методы, как:

- теоретические методы (теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных по проблеме исследования);

- экспериментальные методы:

для детей младшего школьного возраста: экспресс-диагностика ребенка Е.И. Николаевой, проективный рисуночный тест «Здоровье»/«Здоровый и больной человек», рисунок семьи;

для родителей: экспресс-диагностика взрослого человека Е.И. Николаевой, анкета «Здоровье моего ребенка»/опросник «Способы сохранения и укрепления здоровья»;

анализ медицинских сведений, полученных от родителей, медицинских работников школы, анкетирование классных руководителей;

- методы количественной и качественной обработки данных, статистической обработки данных.

Теоретико-методологической основой нашего исследования является тот факт, что мы будем опираться на системный подход, предполагающий понимание проблемы как результат взаимодействия внутренних и внешних биологических, психосоциальных факторов.

Теоретическая значимость:

- проведение теоретико-методологического анализа понятия ВКЗ, позволит обобщить существующие научные представления об этом социально-психологическом феномене;

– результаты исследования помогут внести вклад в понимание важности формирования ВКЗ у детей младшего школьного возраста и будут способствовать дальнейшему его изучению.

Практическая значимость: информация, полученная в результате исследования, может быть использована практическими психологами образовательных школьных и дошкольных учреждений, других организаций для проведения просветительской, профилактической работы с младшими школьниками, а также в работе с родителями, испытывающими трудности со здоровьем детей со слабым уровнем сформированности ВКЗ.

Предполагаемое эмпирическое исследование состоит из трех этапов.

Первый этап – организационный: изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определение рабочей гипотезы; конкретизация цели, задач, объекта исследования; подбор и апробация методов исследования.

Второй этап – опытно-экспериментальный: уточнение цели, задач и методов исследования; проведение психодиагностического обследования, с целью исследования каждого испытуемого, сбор и обработка результатов; проведение формирующего эксперимента; повторное проведение психодиагностического обследования, сравнение и анализ полученных данных, их статистическая обработка.

Третий этап – заключительно-обобщающий: – обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования, проверка подтверждения гипотезы; формулирование выводов, рекомендаций.

На данный момент наше исследование находится на начальной стадии второго этапа. Основной целью выявление актуального уровня психического развития детей, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики уровня сформированности ВКЗ.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323 от 21.11.2011 г.

2. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // ВОЗ: сайт. 2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf (дата обращения: 05.12.2016 г.).

3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие. — СПб.:

Изд-во БПА, 1998. – С. 62-63.

4. Блюм В.В. Структура внутренней картины здоровья. [Текст] СПб.: Издательство СПбГУ – 2006, 96 с.

5. Челпанов В.Б. Феномены внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья как конкурирующие и взаимодополняющие психические реальности [Электронный ресурс] // Учёные записки Курского государственного университета: электронный научный журнал. 2009. №3 (11).

6. Сладкова В.В. (Блюм В.В.) Внутренняя картина здоровья // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Теоретико-эмпирические исследования в медицинской психологии. Вып. 61. СПб., 2005. - С. 24-27.

Просмотров работы: 2435