Банки являются неотъемлемой составляющей современного денежного хозяйства, создают основу рыночного механизма, с помощью которого функционирует экономика страны. Сберегательные банки России призваны контролировать движение всех денежных потоков, способствовать обеспечению наиболее рационального применения финансовых ресурсов общества и перелива капитала в те отрасли хозяйства страны, где отдача от вложений будет максимальной.[1]
Одним из самых крупных российских банков является Сбербанк Российской Федерации. Это публичное акционерное общество, основной учредитель которого – Центральный банк Российской Федерации, являющийся держателем контрольного пакета акций.
Сбербанк сегодня– это современный универсальный банк, который предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, участвует в социальной и экономической жизни страны. Поэтому для изучения банковских услуг, выполняемых операций, а также для расширения и укрепления знаний практика на предприятии отрасли была пройдена в ПАО «Сбербанк России» дополнительном офисе №8644/0492, филиал которого расположен по адресу: с. Панкрушиха, ул. Зеленая, 5.
Целью данной работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний в области маркетинга, банковского дела, изучения и анализа новых методик продаж.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи: дать общую характеристику ПАО «Сбербанк России»; иметь понятие, что такое банковский продукт и услуга; ознакомиться с действующими факторами и методами продаж; ознакомиться с новой методикой Сбербанка; изучить функционал работы КБП в ПАО «Сбербанк России». Закрепить и уметь применять получение знания на практике.[3]
1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк России» 1.1 Организационная структураФилиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. По состоянию на 2015 год сеть Сбербанка России состояла из 14 территориальных банков и 17493 подразделений по всей России. Сбербанк России имеет 95 филиалов, 11 703 дополнительных офисов.
Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Органами управления Сбербанка являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление Банка. Возглавляет Правление Президент и председатель Правления Банка.
1.1.1 Алтайское отделение №8644/0492Основными задачами дополнительного офиса являются:
увеличение объема продаж банковских продуктов и услуг;
расширение клиентской базы;
укрепление имиджа Банка, в том числе путем улучшения качества обслуживания клиентов.
Дополнительный офис №8644/0492 осуществляет следующие функции:
организация работы с физическими лицами;
осуществление работы по привлечению в банк на расчетно–кассовое обслуживание клиентов, по продаже банковских продуктов и услуг (кредиты, депозиты и иные продукты)
формирование и своевременное предоставление в отделение первичных документов и требуемой отчетности
консультирование клиентов, разработка предложений по изменению порядка реализации действующих банковских продуктов и услуг и внедрению новых;
своевременное информирование клиентов о новых банковских продуктах и услугах;
повышение культуры обслуживания клиентов и квалификации работников.
В настоящее время руководителем дополнительного офиса № 8644/0492 Алтайского отделения ПАО «Сбербанк России» является Добрострой Марина Владимировна. Так же в штате дополнительного офиса присутствуют: заместитель руководителя, два менеджера по обслуживанию, пять старших менеджеров по обслуживанию (из них один – подменный фонд), один консультант.
Отчет по выполнению показателей, в число которых включен ДО №8644/0492, представлен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Отчет дополнительных офисов за июнь 2016
РАНГ |
ВСП |
% вып-ия СУП КБП |
% вып-я СУП МП |
CSI |
% вып-я норматива по CSI |
доля произв. КБП |
% вып-я доли произв. КБП |
RESULT |
1 |
699 |
100,1% |
233,3% |
1,00 |
10,5% |
50% |
62,5% |
141% |
2 |
206 |
211,0% |
135,5% |
1,00 |
10,5% |
100% |
125,0% |
134% |
3 |
682 |
174,0% |
142,5% |
10,00 |
105,3% |
100% |
125,0% |
132% |
4 |
556 |
144,5% |
142,1% |
10,00 |
105,3% |
100% |
125,0% |
131% |
5 |
587 |
146,5% |
153,5% |
9,71 |
102,3% |
100% |
125,0% |
126% |
6 |
492 |
155,0% |
121,0% |
10,00 |
105,3% |
100% |
125,0% |
124% |
7 |
191 |
123,5% |
131,3% |
9,63 |
101,3% |
100% |
125,0% |
124% |
8 |
245 |
136,1% |
166,2% |
10,00 |
105,3% |
100% |
125,0% |
123% |
9 |
539 |
152,5% |
121,8% |
10,00 |
105,3% |
100% |
125,0% |
123% |
… |
||||||||
122 |
162 |
34,8% |
81,4% |
9,80 |
103,2% |
0% |
0,0% |
60% |
Из 122 указанных отделений офис 8644/0492 занимает 6 место (за июнь 2016).
Таблица 2 – Отчет дополнительных офисов за 2 квартал 2016
РАНГ |
ВСП |
% вып-ия СУП КБП |
% вып-я СУП МП |
CSI |
% вып-я норматива по CSI |
доля эффект. КБП |
% вып-я нормы по эф. КБП |
RESULT |
1 |
699 |
108,1% |
235,5% |
9,53 |
100,3 |
63% |
78,1% |
157% |
2 |
206 |
230,3% |
130,0% |
9,12 |
96,0% |
100% |
125,0% |
156% |
3 |
682 |
168,4% |
158,5% |
9,89 |
104,1% |
100% |
125,0% |
147% |
4 |
587 |
160,9% |
145,7% |
9,78 |
103,0% |
64% |
79,5% |
136% |
5 |
648 |
134,4% |
142,0% |
8,97 |
94,4% |
100% |
125,0% |
132% |
6 |
41 |
157,9% |
127,5% |
9,06 |
95,4% |
100% |
125,0% |
130% |
7 |
601 |
180,5% |
118,4% |
9,39 |
98,8% |
60% |
75,0% |
130% |
8 |
245 |
107,7% |
155,0% |
9,37 |
98,6% |
100% |
125,0% |
129% |
9 |
556 |
148,0% |
132,9% |
9,91 |
104,3% |
80% |
100,0% |
128% |
10 |
223 |
148,2% |
126,4% |
7,95 |
83,7% |
100% |
125,0% |
127% |
11 |
191 |
124,0% |
132,1% |
9,30 |
97,8% |
108% |
135,4% |
125% |
12 |
530 |
127,9% |
140,4% |
9,50 |
100,0% |
70% |
87,5% |
125% |
13 |
198 |
107,1% |
160,5% |
8,76 |
92,2% |
40% |
50,0% |
122% |
14 |
564 |
142,3% |
114,4% |
9,29 |
97,8% |
100% |
125,0% |
121% |
15 |
764 |
137,2% |
118,0% |
9,33 |
98,2% |
67% |
83,3% |
119% |
16 |
195 |
107,2% |
140,8% |
9,57 |
100,7% |
75% |
93,8% |
119% |
17 |
492 |
131,0% |
124,0% |
9,31 |
98,0% |
60% |
75,0% |
119% |
… |
… |
|||||||
122 |
162 |
46,3% |
79,2% |
9,47 |
99,7% |
4% |
4,8% |
57% |
Дополнительный офис предлагает большой спектр банковских услуг клиентам физическим лицам. Банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте. Основной и самой доходной деятельностью Банка считается кредитование физических лиц. Большой популярностью у населения пользуется открытие и ведение счетов международных банковских карт – удобный вид безналичных расчетов. Удобства данного вида продукта очевидны. Не нужно носить с собой крупные суммы денег. Ими можно расплачиваться за товары в магазинах и услуги в гостиницах, туристических и сервисных центрах. Немаловажным преимуществом банковских карт является отсутствие необходимости декларировать вывозимые средства на таможне при пересечении границы. В структурном подразделении можно оформить банковскую карту любой из ведущих мировых платежных систем, это: Visa, MasterCard, Maestro.
Для удобства обслуживания клиентов – внедрены новые идеологии работы с клиентом, основанные на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту, обеспечивается внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания.
1.2 Миссия «Сбербанка России»Миссия Сбербанка: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».
Основа отношения к жизни и работе, внутренний компас, помогающий принимать решения в сложных ситуациях – это ценности банка: «Я – лидер», «Мы – команда», «Все для клиента».[4]
1.3 Историческая справкаИстория Сбербанка России началась 174 года назад (12 ноября 1841г). За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Семьдесят процентов населения России пользуются услугами «Сбербанк России». [5]
Его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.[2]
Способность к переменам и движению вперед – признак отличной «спортивной» формы, в которой находится сегодня Сбербанк. Титул старейшего и крупнейшего банка России не мешает ему открыто и добросовестно конкурировать на банковском рынке и держать руку на пульсе финансовых и технологических перемен. Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов.[5]
1.4 Лидер банковского сектораСбербанк сегодня – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150–й российской семье.
На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,7% совокупных банковских активов (рисунок 1). [12]
Рисунок 1 – Доля Сбербанка на рынке России на 1.01.2016, %
Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS–кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».
Среди клиентов Сбербанка – более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть – это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.
Сбербанк сегодня – это команда, в которую входят более 260 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.[5]
1.5 Международная сетьСбербанк сегодня – это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank).
В июле 2014 года Сбербанк занял первое место среди банков Центральной и Восточной Европы, а также 33–е место в общем зачете в ежегодном рейтинге «ТОП 1000 банков» мира, опубликованных журналом The Banker. Кроме того, Sberbank online был признан лучшим розничным онлайн банкингом в странах Центральной и Восточной Европе по мнению журнала Global Finance, а также признан лучшим банком в России по итогам исследования, проведенного этим журналом в 2015 году.[5]
2 Цели инновационной деятельностиЦели инновационной деятельности в ПАО «Сбербанк России» является обеспечение стабильного роста и устойчивого конкурентного преимущества на финансовом рынке за счет совершенствования технологических, коммуникативных подходов для создания и реализации новых продуктов и услуг. Среди инновационных подходов может быть: создание моделей «Идеального банка» и «Идеальных услуг», которые позволяют понять дальнейшие стратегии развития сфер внутренней и внешней среды банка, бизнес модели банка, взаимодействия клиент–банк, клиент–посредник–банк, совершенствования способов оптимизации данной модели, устойчивого роста отличительных полезных признаков банка для клиента перед конкурентами, что во взаимной связи с конкретными условиями реализации, даёт полное понимание тех стратегических шагов, которые необходимо сделать банку для совершенствования данной модели для получения и поддержания новых конкурентных преимуществ на всех рынках деятельности банка.[6]
3 Развитие и стратегия СбербанкаВидение Сбербанка руководством в 2018 году сформировано на основе пяти главных направлений развития или стратегических тем. Именно сфокусированная работа по этим направлениям приведет к успеху, позволит достичь всех финансовых и качественных целей, которые ставит Сбербанк перед собой на период до конца 2018 года. Эти пять направлений следующие: с клиентом – на всю жизнь: строить очень глубокие доверительные отношения с клиентами, становиться полезной, иногда незаметной и неотъемлемой частью их жизни. Цель – превосходить ожидания клиентов; команда и культура: стремиться к тому, чтобы сотрудники и корпоративная культура Сбербанка стали одними из основных источников конкурентного преимущества. Технологический прорыв: завершить технологическую модернизацию банка и научиться интегрировать в бизнес все самые современные технологии и инновации. Финансовая результативность: повысить финансовую отдачу бизнеса банка, благодаря более эффективному управлению расходами и соотношением риска и доходности. Зрелая организация: сформирует организационные и управленческие навыки, создает процессы, соответствующие масштабу Группы Сбербанк и их уровню амбиций.[11]
4 Сбербанк и инновационные технологииСбербанк намерен внедрить две совершенно инновационные технологии, суть которых заключается в распознавании клиента по внешности и голосу. Об этом в своем интервью российской газете, заявил глава Сбербанка – Герман Греф. По его словам уже через несколько лет у клиентов Сбербанка появится возможность отказаться от пластиковых карт.
Он пояснил, что клиенты часто обращаются с жалобами на неудобства в обслуживании. На сегодняшний день для получения полного перечня услуг, клиент обязан обратиться в отделение, где оформлялась карта. По словам Грефа, уже есть возможности для создания единой системы и перехода на новый уровень обслуживания.
На данном этапе изучается полный перечень решений по безопасности. Такие методы, как voice recognition (идентификация по голосу) и image recognition(идентификация по внешности) способны идентифицировать клиента с точностью 99, 9%. Для идентификации будет достаточно голоса, причем техника способна отличать, когда человека принуждают.
В Центре речевых технологий (ЦРТ) рассказали, что в программе заложен механизм определения мошеннических действий, таких как изменение голоса и подкладывание чужой фотографии. Представители организации уверены в постепенном исчезновении пластиковых карт, поскольку подобрать пароли легче, нежели голос и внешность.
Внедрение программы планируется в 2018 году, и использование пластиковых карт начнет постепенно снижаться. В эту платформу уже заложен метод определения клиента по ладони. Уже сейчас нами закупаются банкоматы с биометрией, – пояснил Герман Греф.
Единственным минусом данных технологии является то, что за границей технологии работать не будут. Пока программа проходит полное тестирование, и практически завершается. Тестирование пока проходит в ограниченном масштабе в отделениях г.Москвы.
Чем ответят мошенники инновационным технологиям, пока неясно. Но судя по 0,1% возможной уязвимости, попытки их найти, несомненно, будут.[7]
Первое устройство для распознавания речи появилось в 1952 году, оно могло определять произнесённые человеком цифры. В 1964 году на ярмарке компьютерных технологий в Нью–Йорке было представлено устройство IBM Shoebox, которое умело распознавать 16 слов и цифры от 0 и до 9.
Более быстрые темпы развития технологий речевого распознавания и синтеза пришлись на начало 90–х годов. Появились первые коммерческие программы распознавания и синтеза речи, но во многом качество программных решений было на низком уровне.
Результатом эволюции современных технологий станет массовое применение голосовых решений в скором будущем как на веб–ресурсах, так и в различных других сферах: умный дом, бытовая техника и электроника, call–центры, компании IP–телефонии, центры реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями и т.п. и т.д.[10]
Также хорошей инновационной идеей является внедрение голосового поиска или речевого заполнения данных.
Таблица 3 – Список устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк России» Алтайского отделения №8644/0492
Номер банкомата |
Регион Российской Федерации |
Город, населенный пункт |
Адрес |
Место установки |
021252 |
Алтайский Край |
Панкрушиха |
Улица Зеленая 5 |
ПАО "Сбербанк России" СОБСТВЕННАЯ ВОЛС |
020954 |
Алтайский Край |
Панкрушиха |
Улица Советская 29 |
Алеусский Лес РОСТЕЛЕКОМ |
579104 |
Алтайский Край |
Панкрушиха |
Улица Зеленая 5 |
ОСБ №8644/0492 |
579106 |
Алтайский Край |
Панкрушиха |
Улица Зеленая 5 |
ПАО "Сбербанк России" СОБСТВЕННАЯ ВОЛС |
032962 |
Алтайский Край |
Панкрушиха |
Улица Ленина 15 |
магазин Автозапчасти РОСТЕЛЕКОМ |
Например, в ДО 8644/0492 находятся 5 устройств самообслуживания (таблица 3), через которые в месяц проводят около 3000 (в с. Панкрушиха) операций. Из них 1595 клиентов выполняют платежные операции, которые совершаются в пользу юридических лиц (таблица 4).
Таблица 4 – Количества операций и платежей на устройствах самообслуживания за июнь 2016г
ГОСБ |
Город |
Адрес |
Номер УС |
Количество операций на УС |
Количество платежей на УС |
8644 |
с.Панкрушиха |
ул.Зеленая, 5 |
021252 |
1359 |
886 |
8047 |
Новосибирск |
ул.Макаренко, 36 |
261341 |
2450 |
790 |
8615 |
Анжеро-Судженск |
ул.Петровская, 27 |
263758 |
783 |
419 |
8644 |
с.Панкрушиха |
ул.Советская, 29 |
020954 |
98 |
25 |
8047 |
Новосибирск |
Горский мкрн, 64 |
289603 |
136 |
40 |
8644 |
с.Панкрушиха |
ул.Зеленая, 5 |
579104 |
576 |
219 |
8615 |
Кемерово |
Молодежный, 2а |
536178 |
434 |
190 |
8644 |
с.Панкрушиха |
ул.Зеленая, 5 |
579106 |
682 |
283 |
8591 |
г.Кызыл |
ул.Кочетова, 53 |
877402 |
16941 |
5828 |
8644 |
с.Панкрушиха |
ул.Ленина, 15 |
032965 |
395 |
182 |
Выполняя подобные операции 50% клиентов затрудняются в наборе данных квитанции на клавиатуре, поэтому проще и быстрее набирать голосовым сообщением. Это позволит избежать ошибок набора, сократить потери в связи с неверными платежами (рисунок 2). А соответственно и количество возврата и претензий от клиентов, тем самым повысится лояльность к банку. Увеличится процент доверия клиентов банку ПАО «Сбербанк России», а это несоизмеримо ни с какими затратами.
Рисунок 2 – Сравнение дополнительных офисов Алтайского отделения
Клиентам наиболее естественно задать вопрос в поисковой системе банкоматов и терминалов – голосовой речью (то есть, например, при приеме платежа клиент проговаривает, какой платеж необходимо провести, а затем проверяет реквизиты, которые предоставила в ответ программа терминала), тем более, что такие устройства уже существуют.
Использовать голосовой поиск и речевое заполнение форм весьма легко, достаточно будет кликнуть на иконку с микрофоном и произнести речь. Желательно правильно и четко произносить слова, что бы алгоритм распознавания речи верно интерпретировал слова в текст.
То, что недавно было фантастикой, сегодня – реальность. Голосовые технологии распознавания речи сделают мир лучше.
Чтобы внедрить голосовой поиск в работу ПАО «Сбербанк России» можно воспользоваться помощью программистов, для создания программы поиска, либо приобрести такую программу у какой–либо компании. Например, компания «Голосовая Платформа» (дочерняя организация ЗАО «S2S Next»), которая занимается разработкой голосовых решений, делающих возможным комфортное и продуктивное взаимодействие человека с информационными системами.
За первое полугодие – ПАО «Сбербанк России» заработал 263.1 млрд руб. чистой прибыли, что было обусловлено как увеличением чистого процентного дохода и стабильным ростом комиссионных доходов, так и снижением стоимости риска.
Заказ программы голосового поиска у компании стоит около 5млн. рублей. Установка программы на оборудования банка будет составлять чуть больше 300тыс. рублей, но данную установку может провести техническая служба банка. В дальнейшем это приведет к снижению операционных затрат, высвобождению консультантов от обработки типовых обращений клиентов, а это в свою очередь позволит повысить количество продаж, тем самым увеличить доход банка. В некоторых случаях снизить общее количество штатных единиц в смене. А также позволит увеличить количество клиентов, готовых получить услуги в режиме самообслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕДополнительный офис предлагает для своих частных клиентов конкурентоспособные и привлекательные банковские продукты, учитывая потребности различных социальных и возрастных групп населения. Основное назначение банка (дополнительного офиса) – посредничество в размещении денежных средств от владельцев свободных денежных средств к заемщикам. Отдел операционного обслуживания физических лиц проводит расчетное обслуживание, прием платежей и переводом, обеспечивает выплату пенсий и пособий, заработной платы, открывает и обслуживает банковские карты, проводит обмен валют, заключает кредитные договоры, производит размен купюр. Для удобства в зале расположены и устройства самообслуживания, где клиенты могут произвести большинство операций зачастую с меньшей комиссией, чем через контролеров.
Реализация предложенных инновационных идей является необходимым условием для успешного развития «Сбербанка России» не только на территории Алтайского края, но и по всей России. В период ее воплощения банк должен будет пройти через масштабные преобразования как бизнес–модели, так и систем поддержки. Поэтапное плановое внедрение преобразований и осуществление контроля за проектом в целом предоставят Банку возможность сделать новый шаг в своем развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПАО «Сбербанк России». Электронный ресурс [URL]: http://privetstudent.com/otchety–po–praktike/ekonomika/324–otchet–po–praktike–v–sberbanke.html
История развития «Сбербанк России». Электронный ресурс [URL]: http://design–for.net/page/istorija–sberbanka
Приемы и методы взаимодействия с клиентом при продаже банковских продуктов и услуг. Электронный ресурс [URL]: http://refleader.ru/jgejgeujgmerrna.html
Наш Банк. Электронный ресурс [URL]: http://sberbank–talents.ru/Info/
Информация о Банке. Электронный ресурс [URL]: http://www.sberbank.ru/ru/about/today
ПАО «Сбербанк России». Электронный ресурс [URL]: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=–148731
«Сбербанк России» и инновационные технологии. Электронный ресурс [URL]: http://operline.ru/content/tekhnologii/sberbank–i–innovatsionnye–tekhnologii–.html
Как мы работаем «Сбербанк России». Электронный ресурс [URL]: http://sberbank–talents.ru/Info/clientstory/
Консультант. Электронный ресурс [URL]: http://sberbank–talents.ru/Vacancy/View/33e0a8c4–fd01–4610–bcf6–753f8e567182
Голосовое управление: поиск, навигация, заполнение форм. Электронный ресурс [URL]: http://www.siteprof.net/article–55–golosovoe_upravlenie_poisk_navigatsiya_zapolnenie_form.html
Стратегия развития Сбербанка. Электронный ресурс [URL]: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/SberbankDevelopmentStrategyFor2014–2018.pdf
12 Годовой отчет ПАО «Сбербанк России». Электронный ресурс [URL]: http://2015.report–sberbank.ru/ru/#team
18