Говоря о поведении мужчин, можно сделать ряд обобщений, которые определяют их покупательское поведение. Главная особенность потребителей-мужчин – они живут «здесь и сейчас». Мужчины ищут то, что нужно им в данный момент, и не покупают «про запас». Их покупки всегда функциональны. В отличие от женщины, мужчине не свойственно принимать решение о покупке импульсивно: он вряд ли приобретет ботинки, которые не сочетаются с вещами в его гардеробе. Мужчина и не помыслит о том, чтобы прикупить к ним костюм «как-нибудь потом», как часто поступает женщина.
Мужчины в меньшей степени любят искать, выбирать, разглядывать товары. Их девиз – «Пришел, увидел, купил!». Именно поэтому в торговых центрах комплекс товаров для мужчин не следует располагать на верхних полках. Мужчинам нравится, когда в магазинах маленькие очереди, в торговом зале присутствует удобная навигация, персонал приветлив, выкладка товара понятна и логична. Есть еще одна интересная особенность: мужская часть аудитории с возрастом все больше пытается сократить время, проведенное в магазине, а у женской оно не просто не сокращается, а в большинстве своем увеличивается. На это должны ориентироваться производители, размещая свой товар в магазинах.
Также мужчины более лояльны по отношению к брендам. Выбор товара осуществляется, прежде всего, по функциональному признаку, а внешний вид и цена отходят на второй план. Существует тенденция, что мужчины отдают предпочтения «мужественным» цветам и формам — темные цвета, строгие линии. Они часто являются приверженцами одних и тех же товаров или брендов длительное время. Тем не менее, мужчин можно переубедить, используя логические аргументы в пользу новой вещи.
Ритейлеры, чья целевая аудитория состоит преимущественно из мужчин, должны организовывать торговое пространство, в т.ч. внутренние и внешние витрины, навигацию в магазине, размещать товар и РОSM с учетом вышеперечисленных особенностей. Компаниям-производителям нужно также не забывать об обучении собственных мерчандайзеров и продавцов-консультантов или о возможности их аутсорсинга.
Согласно статистике, 85% всех покупателей составляют именно женщины. По сравнению с мужчинами, их покупательская активность выше в несколько раз. При этом независимо от того, в каком настроении женщина ходит по магазинам, ее могут привлечь яркие дисплеи, манекены и бижутерия в витринах салона, различные маркетинговые «приманки». Женщины склонны принимать спонтанные решения. Более того, для них характерен групповой шопинг, поэтому решение о покупке конкретной потребительницы может зависеть от мнения ее подруги, а также от чужой покупки: «Она купила, и я хочу». Представительницы слабого пола могут много времени проводить в магазине, тщательно рассматривая и изучая товар. В данном случае перед мерчандайзерами всегда будет стоять непростая задача – удовлетворить запросы самого требовательного покупателя – женщины с деньгами.
Женщинам нравится не спеша ходить по торговому залу, долго разглядывать товары и выбирать лучшее из имеющегося. Для них важно рассмотреть вещь со всех сторон, потрогать ее, примерить. Порядок в размещении товаров в магазине - не самый главный фактор для совершения покупок женской аудиторией. Для успешных продаж необходимо создать эффект поиска или собственных открытий, что увеличит азарт у покупательницы.
Необходимость гендерного подхода в мерчандайзинге очевидна, но, к сожалению, он пока не является ведущим фактором в планировании маркетинговых проектов.
Не стоит забывать про клиентоориентированный подход в организации работы магазина с позиции удобства для покупателя, а также нужно, чтобы покупатель не только совершил покупку, но и вышел из магазина довольным.
В большинстве случаев гендерный мерчандайзинг используется в качестве эксперимента, чаще гендерную направленность имеют отдельные маркетинговые техники. Согласитесь, и это уже неплохая тенденция!