Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование школьников 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по параметрам, оказывающим значительное влияние на процесс формирования навыка чтения.
Экспериментальное исследование подтвердило выводы, основанные на анализе теоретических источников. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения при освоении полноценного навыка чтения научно-познавательной литературы в силу разнообразных причин: нарушение произносительных навыков, слабость зрительного восприятия, недостаточность звукового анализа и синтеза, затруднения в понимании логических связей и др.
На основе результатов обследования была организована коррекционная работа. При воспитании правильности чтения научно-познавательной литературы у детей с нарушением интеллекта в качестве важного направления работы было выделено совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие умения прогнозирования текст. Были соблюдены поставленные условия:
- учет индивидуальных речевых и познавательных возможностей школьников с нарушением интеллекта;
- комплексная работа над текстами научно-познавательной литературы. При подготовке воспитания навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка.
Для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить темп речи за учителем использовалось хоровое чтение какой-либо части произведения. Прием подражания образцу выразительного чтения оставался ведущим. Наиболее эффективным являлось чтение по ролям.
Подготовка навык беглого чтения достигалась при помощи прогнозирования буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова. Поэтому детей тренировали в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению.
С учащимися с низким уровнем сформированности навыков чтения работа проводилась в том числе и индивидуально.
Учитывая сложность работы по воспитанию навыка чтения научно-познавательной литературы для детей с нарушением интеллекта, дополнительные приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.
Организованный после обучения контрольный эксперимент свидетельствует об эффективности коррекционной работы.
Положительные тенденции при формировании навыка чтения научно-познавательной литературы у учащихся с нарушением интеллекта подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы с применением приёмов и методов, учитывающих особенности мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.