АДАПТАЦИЯ ГОРОДСКОГО МАРШРУТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АДАПТАЦИЯ ГОРОДСКОГО МАРШРУТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Кривенкова Е.И. 1, Киреева Т.В. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ежегодно в России увеличивается количество инвалидов примерно на 1 миллион, то есть почти каждый десятый гражданин имеет ограничения трудоспособности или неудовлетворительные медицинские показатели.

По данным официальной статистики в Российской Федерации проживает 13 миллионов инвалидов, 605 тысяч из которых – дети. Однако по неофициальным данным свыше полутора миллиона маленьких соотечественников имеют особые потребности для нормальной жизнедеятельности. [2]

Эти люди входят в категорию маломобильные группы населения, которые включают в себя маленьких детей (дошкольного возраста), пожилых (60 лет и старше), людей с колясками и чемоданами и временно нетрудоспособных граждан (например, с переломом ноги). [1]

Казалось бы, откуда такие огромные цифры, ведь в повседневной жизни мы их почти не видим? Именно здесь встает очень важная проблема строительства и градостроительства в целом – доступность среды для маломобильных групп населения. Конечно этих людей почти не видно на улицах, потому что просто выйти из дома для них достижение, а самостоятельно передвигаться по городу – настоящий подвиг.

Рассмотрим ситуацию: трое семиклассников дружат с детского сада. Хорошистка Оля живет в полу часе езды от школы, занимается танцами и лёгкой атлетикой; троечник Кирилл живет в десяти минутах от школы и жизни своей не представляет без тренировок по футболу, на последней из которых сломал ногу и вынужден ходить на костылях; отличница Аня живет в пригороде, она очень любит петь и играть на пианино, но это дается с трудом, ведь у нее все сильнее ухудшается зрение и с детства она не различает цвета.

Каждое утро дети выходят из дома в одно и то же время. Оля идет на остановку, садится на трамвай и едет в школу.

Кириллу же выйти из дома не так-то просто: с лифтом проблем почти нет, а вот лестницы – настоящая мука. Приходится прыгать по ступенькам на одной ноге; в подъезде уже приноровился, а на улице, без поручня и стен, совсем неудобно. Дорогу в школу он увидел совсем другими глазами: заледенелый тротуар теперь вовсе не выглядел катком, по которому он обычно прокатывался с разбега, теперь мальчик шел очень осторожно, боясь упасть на каждом шагу; кроме того, тротуар теперь казался не таким широким как раньше, ведь взрослым теперь приходилось оббегать его по дороге, торопясь на работу; цвета светофора менялись так быстро, что он еда успевал пройти чуть дальше середины проезжей части. В неубранном снегу вязли ноги и скользили костыли. К узким проходам и калиткам заборов тоже пришлось приспосабливаться, но Кирилл гордился что справляется сам, и папе не приходится провожать его в школу. Преодолев узкий проход в заборе Кирилл увидел Олю, которая уже ждала его у входа в школу.

А вот Аня снова опаздывала. Это стало случаться всё чаще, потому что стоя на остановке она не всегда успевала рассмотреть номер маршрутного автобуса, и он, не останавливаясь, проезжал мимо. По натуре скромная и тихая девочка стеснялась спрашивать помощь у окружающих еще и потому, что теперь ей пришлось носить очки с толстыми стеклами, ставшие предметом насмешек в школе. Некоторые светофоры светят настолько тусклым светом, что девочке иногда приходится ждать кого-нибудь, чтобы точно быть уверенной что горит зеленым и можно идти. А про мелкий шрифт на табличках и указателях и говорить не приходится.

Это лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями, не говоря уже о тех, кто прикован к инвалидному креслу или имеет нарушения координации. Этим детям приходится буквально бороться с окружением как в физическом, так и социальном плане.

Решение данных проблем имеет два пути реализации – это адаптация существующих объектов путём реконструкции и закладка идеи доступности и универсального дизайна на стадии проектирования.

Универсальный дизайн это не стиль(!), а направление дизайна, призванное сделать обстановку, предметы максимально пригодными к использованию без использования специальной адаптации.

Универсальный дизайн имеет семь принципов:

  1. Равенство в использовании; каждый человек, с любыми физическими возможностями находится в равных и безопасных условиях с окружающими.

  2. Гибкость в использовании; есть возможность выбора способа использования предмета и адаптируемость под темп пользователя.

  3. Простой и интуитивный дизайн; отсутствие ненужных сложностей, возможность использовать продукт независимо от опыта, знаний и языковых навыков.

  4. Легко воспринимаемая информация; эффективное и максимально понятное сообщение пользователю необходимой информации.

  5. Допустимость ошибки; сведение к минимуму опасности или негативных последствий случайных или непредсказуемых действий.

  6. Низкое физическое усилие; минимизация необходимости применения значительного физического усилия со стороны пользователя.

  7. Размер и пространство для доступа; размер и пространство должны обеспечить удобный подход, доступ, видимость и использование продукта любому пользователю. [1]

В случае этих детей не так уж сложно заменить светофоры на более яркие и со звуковым сопровождением, расширить тротуары, сделать скосы на бордюрах, заменить надписи на указателях и табличках, сделать широкие и комфортные проходы в ограждениях, установить перила, пандусы и подъемники на лестницах.

Важно помнить, что там, где комфортно инвалидам, удобно и всем остальным. Ведь создать благоприятную среду для маломобильных групп населения просто. Главное – начать это делать!

Список литературы

  1. Е.Г. Леонтьева. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. – Екатеринбург, ТАТLIN, 2013. – 128 с.

  2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://marker.ru/news/1770

Просмотров работы: 780