СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ У. КЛИНТОНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИИ У. КЛИНТОНА

Рабобык И.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совет национальной безопасности (СНБ) – высший президентский форум, на котором рассматриваются наиболее важные проблемы стратегического характера в сфере внешней политики и обеспечения национальной безопасности США. Он выступает внешнеполитическим компонентом надведомственного аппарата президента. Образованный еще в 1947 г., СНБ нередко подвергался серьезным трансформациям, чтобы приспособиться к нуждам и реалиям приходящих администраций. В этой связи, с точки зрения понимания движущих механизмов формирования американского внешнеполитического курса, эволюция этого органа имеет важное значение. Также, актуальным становится изучение и анализ внешнеполитических механизмов и государственных структур США, оказывающих существенное влияние на международную систему отношений. В частности, при Клинтоне в условиях новых тенденций развития мира, таких как усиление глобализации, демократизации и другие, требовалось создать новый подход к преодолению новых вызовов и принятию внешнеполитических решений.

Целью данной работы является развитие Совета национальной безопасности при президенте У. Клинтоне.

В основе данной работы лежат официальные источники. К таковым можно отнести Акт 1947 г.1, который учредил Совет национальной безопасности и определил его функции. Кроме того, были использованы Директивы президента У. Клинтона № 12 и 23, которые определяют организацию Совета на последующие годы президентства Клинтона.

Отечественных и зарубежных исследователей, изучающих различные аспекты Совета национальной безопасности США, можно разделить на две группы – исследователи практики (имеющие опыт работы в органах разведывательного сообщества и знающие систему изнутри), и сугубо академические исследователи.

Говоря о первой группе исследователей, обратим внимание на монографию «СНБ США и система принятия решений в области национальной безопасности»4. Авторами данного исследования являются профессор Национального университета обороны США, эксперт-консультант ЦРУ Алан Витклер, заместитель помощника министра обороны США Фредерик Смит и сотрудник Государственного департамента и посол США Элизабет Маккун. Авторы данной монографии подробно анализируют юридические и структурные изменения, которые произошли в СНБ США с 1947 г. до первого десятилетия 21-ого в.

Кроме того, следует отметить исследование профессора Колумбийского университета и аналитика Фонда Карнеги Дэвида Роткопфа «Управляя миром: СНБ – ведущая политическая сила США»5. Роткопф взял интервью у наиболее влиятельных сотрудников, работавших в СНБ США с конца 60-х годов: Генри Киссинджера, Брента Скаукрофта (Brent Scowcroft), Збигнева Бжезинского, Фрэнка Карлуччи, Колина Пауэлла, Энтони Лейка, Сэнди Бергера и Кондолизы Райс. Пространное цитирование этих и других влиятельных персон является сильной стороной данного исследования, которое показывает роль и влияние личности на формирование внешнеполитической линии США.

Что касается второй группы исследований, то в работах Самуйлова С.М.6 дается четкий анализ системы СНБ, идейно-политические аспекты деятельности, ее места в государственно-политической системе США.

Таким образом, можно сделать вывод, что накоплен некоторый аналитический материал, отмечены многие актуальные теоретические проблемы, но ряд важных политических вопросов, представляющих несомненный интерес, еще недостаточно изучен и исследован.

Совет Национальной Безопасности (СНБ) является высшим, надведомственным, институционализированным органом исполнительной власти США, в рамках которого президент и его ближайшие советники свободны создавать такую систему организационных взаимосвязей на высшем уровне политической власти, которая соответствует их личным склонностям, их стилю работы и тех целей, которые они ставят при реализации политического курса страны. Совет был создан в соответствии с Актом об обеспечении национальной безопасности 1947 г. По тому же закону предусматривалось создание единого разведывательного органа федерального правительства США в лице ЦРУ и сводного Министерства обороны, объединившего в рамках одной бюрократической машины сухопутные силы, ВМС и ВВС. Главная задача СНБ, согласно этому закону, «согласование внутренней, внешней и военной политики по вопросам национальной безопасности с тем, чтобы обеспечить более эффективное сотрудничество военных служб в вопросах, относящихся к сфере национальной безопасности». Основная функция СНБ заключается в том, чтобы давать советы президенту в отношении объединения (integration) внутренней, внешней и военной политики с целью более эффективного сотрудничества военного ведомства и других министерств и агентств правительства в делах, имеющих отношение к национальной безопасности. При СНБ создавался небольшой бюрократический аппарат во главе с Исполнительным секретарем.

Акт 1947 г. в определенной мере был навязан Конгрессом находившейся тогда у власти администрации Г. Трумэна. Американские законодатели, во-первых, стремились значительно повысить эффективность внешнеполитического процесса, в частности, путем создания единого разведывательного органа. Данный шаг был их реакцией на трагический опыт разгрома Тихоокеанского флота США японской авиацией в Перл-Харборе в декабре 1941 г. Тогда разведывательная информация оказалась распыленной по нескольким ведомствам, что не позволило американцам предугадать нападение японцев. Во-вторых, в Конгрессе считали, что в годы Второй мировой войны президент Ф. Рузвельт сосредоточил в своих руках слишком большие внешнеполитические полномочия. СНБ был призван в определенной мере ограничить власть президента в сфере внешней политики.

В соответствии с законом, председателем и одновременно членом СНБ является президент США. К другим постоянным членам Совета относятся: вице-президент, государственный секретарь и министр обороны. Кроме того, президент вправе ввести в состав СНБ других министров и их заместителей по своему усмотрению и в зависимости от решаемого вопроса.

В 1953 г. был учрежден пост помощника президента по национальной безопасности (ПНБ), в подчинение которого перешел аппарат Совета. В любой администрации помощник выступает влиятельной фигурой во внешнеполитическом механизме, даже если и не часто выступает публично. Помощник назначается президентом и его назначение не подлежит утверждению Сенатом, в отличие от глав всех внешнеполитических министерств и ведомств. Де-юре он неподконтролен Конгрессу.

После учреждения СНБ каждая американская администрация стремилась создать хорошо отлаженный механизм руководства политикой национальной безопасности. Каждый последующий президент извлекал уроки из проблем и ошибок своих предшественников и создавал систему формирования и координации политики, удобную для него. Поскольку законом не регламентируется внутренняя структура Совета и организация его аппарата, каждый президент модернизировал и видоизменял их в соответствии со стилем своего руководства и наиболее важными международными проблемами, которые приходилось решать.

Современные очертания и устройство система СНБ начала приобретать после «Ирангейта» (1986-1987 гг.), т.е. к концу 1980-х гг. прошлого столетия. Первым её начал формировать К. Пауэлл в качестве нового помощника по национальной безопасности в 1988 г. В частности, в соответствии с рекомендациями Комиссии под председательством экс-сенатора Дж. Тауэра была повышена роль помощника во внешнеполитическом механизме, он получил полномочия не просто присутствовать на заседаниях СНБ, а нередко председательствовать на них. С другой стороны, аппарат СНБ был лишен исполнительных функций. Затем этот процесс продолжился в администрации Дж. Буша-отца (1989-1993 гг.). Президенты У. Клинтон, затем Дж. Буш-сын в значительной мере сохранили унаследованную от Дж. Буша-отца систему СНБ, как подтвердившую свою эффективность в реальной жизни.

За время пребывания у власти президента Клинтона организационно СНБ и его аппарат не претерпели значительных изменений. Это, видимо, в первую очередь связано с особенностями подходов и характера самого президента, для которого его деятельность во внешнеполитической области всегда рассматривается как вторичная по отношению к внутриполитическим и экономическим проблемам страны. Кроме того, для президента весьма характерны склонность к неформальному подходу к решению всех, в том числе и внешнеполитических проблем, и заметное отсутствие дисциплинированности, что в частном случае с СНБ нашло свое отражение в том, что организационные перемены в этой системе, которые обычно производил каждый новый президент, фактически не состоялись. Это также явилось отражением стремления президента Клинтона в вопросах национальной безопасности опираться, прежде всего, на сильных государственного секретаря и министра обороны. Более того даже во многом делегировать этому дуэту многие свои обязанности во внешнеполитической сфере. Позиция помощника президента по национальной безопасности, которую в администрации Клинтона занимал Э. Лейк, несомненно, остается весьма важной, но приоритет во влиянии принадлежит этим двум членам кабинета.

В системе Совета национальной безопасности при администрации Клинтона следует выделять три основных компонента. Во-первых, сам Совет, как высший надведомственный внешнеполитический орган. Во-вторых, его специализированные комитеты, которые располагаются на трех иерархических уровнях с подчинением нижестоящей структуры (или структур) вышестоящей. В третьих, это постоянный аппарат Совета, подчиняющийся помощнику по национальной безопасности.

Совет Национальной Безопасности. Его состав и функции определяются законом. Заседания совета, как высшего внешнеполитического органа, должны созываться для решения наиболее важных проблем, требующих участия главы американского государства в лице президента. Наряду с постоянными членами СНБ (президент, вице-президент, госсекретарь, министр обороны) также на постоянной основе в его заседаниях участвуют директор национальной разведки и председатель Объединенного Комитета Начальников Штабов (ОКНШ). Председатель ОКНШ является высшим должностным военным лицом в США. Директор и председатель выступают в качестве официальных советников СНБ по проблемам соответственно разведки и применения вооруженных сил.

Кроме того, в заседаниях СНБ, как правило, участвуют: помощник президента по национальной безопасности (ПНБ), руководитель аппарата Белого дома (формирует рабочую повестку дня президента), юридический советник президента, помощник президента по внутренней безопасности. При Клинтоне была введена новая должность - помощник президента по экономической политике. В зависимости от обсуждаемого вопроса на заседания могут приглашаться и другие руководители федеральных ведомств.

Роль помощника по национальной безопасности может быть очень значительной во внешнеполитическом механизме, даже если СМИ этого «не замечают». Уже к 1990-м годам в американской политической элите сложились довольно устойчивые представления о круге обязанностей ПНБ. Прежде всего помощник ответственен за то: чтобы президент имел всю необходимую информацию, в первую очередь разведывательную, по рассматриваемой проблеме; чтобы все высокопоставленные члены и участники заседаний СНБ участвовали в процессе выработки политики; чтобы на основе межведомственных согласований президенту был представлен полный набор возможных вариантов решения проблемы; чтобы шансы и риски, которые могут возникнуть в ходе выполнения каждого варианта, были выявлены; чтобы правовые аспекты каждого варианта были учтены; чтобы внутренние препятствия, с которыми может столкнуться разрешение проблемы, были приняты во внимание.

В то же время ПНБ имеет функции, которые не связаны напрямую с национальной безопасностью. Прежде всего, помощник должен уметь совместно с другими деятелями внешнеполитической команды завоевать доверие Конгресса с тем, чтобы облегчить налаживание сотрудничества между двумя ветвями власти для достижения внешнеполитических целей президента. Поскольку главная роль в объяснении сущности внешней политики президента по закону отводится госсекретарю, помощники в последние годы действуют как лица, лишь уточняющие суть их политики перед СМИ.

Кроме того, чтобы выполнять свои функции успешно, помощнику по национальной безопасности необходимо: завоевать доверие президента, глав внешнеполитических ведомств, влиятельных экспертов среди профессиональной карьерной внешнеполитической бюрократии, многих иностранных лидеров и представителей СМИ. Он должен уметь управлять этим сложнейшим комплексом взаимоотношений и содействовать развитию сотрудничества между этими «центрами силы», а не конкуренции. В реальной жизни такие, можно сказать, идеальные помощники президента встречаются крайне редко.

В условиях демократии, при наличии свободной прессы и многотысячной внешнеполитической бюрократии требования соблюдения секретности трудно выполнить. Вследствие этого нередко президенты действуют в обход формального механизма СНБ при рассмотрении важнейших внешнеполитических вопросов. Чаще всего конфиденциальная информация после проведения заседания Совета может появиться в таких газетах как «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс», играющих в США роль центральной прессы. Страхи членов кабинета относительно возможных разглашений в прессе секретной информации приводили к тому, что они попросту боялись высказывать свое истинное мнение по обсуждаемому вопросу. Иными словами, формальные заседания СНБ не дают гарантии президенту в получении объективных мнений по решаемой важной проблеме.

Вторым важным компонентом системы СНБ являются его специальные межведомственные комитеты. В отличие от времен Киссинджера, Бжезинского, Рейгана в современной практике отсутствует специализация высших комитетов. Просто имеется один Комитет руководителей внешнеполитических ведомств (КР), впервые учрежденный в 1989 г., и один Комитет заместителей руководителей (КЗ), прообраз которого впервые был создан в 1987 г. в результате «Ирангейта». Комитеты нацелены на то, чтобы добиться межведомственного согласия по максимально возможному количеству проектов внешнеполитических решений без вмешательства президента.

Председательствует на заседаниях комитетов на уровне членов кабинета либо помощник по национальной безопасности президента, либо глава того внешнеполитического ведомства, к компетенции которого в наибольшей мере относится решаемая проблема. Соответственно, в комитете на уровне замов председательствуют соответствующие заместители.

В администрации Б. Клинтона Комитет руководителей ведомств (КР) включал в себя: государственного секретаря, министра обороны, представителя США в ООН, директора ЦРУ, председателя ОКНШ и помощника президента по экономической политике. Основные функции комитета сводились к тому, чтобы анализировать и осуществлять межведомственное координирование в процессе формирования политики в сфере национальной безопасности, а также наблюдать за ее реализацией различными внешнеполитическими министерствами.

Комитет заместителей руководителей (КЗ) в администрации Б. Клинтона большое внимание уделял контролю за претворением в жизнь принятых внешнеполитическими ведомствами решений. Для этого производился периодический анализ того, как выполнялись внешнеполитические программы. Комитет также создавал и следил за деятельностью 24 Межведомственных рабочих групп (МРГ), которые функционировали как на постоянной, так и временной основе. В администрации Дж. Буша-отца они назывались Комитетами по координации политики.

МРГ имели географическую, функциональную или конкретно-проблемную специализацию. Группы состояли из помощников глав внешнеполитических ведомств и квалифицированных ведомственных экспертов. Они являлись низшим по иерархическому уровню форумом СНБ для разработки и контроля за реализацией политики в сфере своей специализации. Группы регулярно и часто собирались на свои заседания. МРГ также готовили проекты документов для их рассмотрения комитетами или на заседаниях самого СНБ.

Следует отметить, что помощники глав федеральных министерств и ведомств относятся к их руководящему составу. На должности помощников могут ставить как политических назначенцев, т.е. членов находящейся у власти администрации, так и профессиональных карьерных чиновников. Последние десятилетия они медленно поднимаются вверх по служебной лестнице на основе ежегодных конкурсов, проводимых с целью отбора наиболее компетентных, высококвалифицированных и обладающих лидерскими качествами людей. Помощники зачастую возглавляют управления, которые являются основными структурными подразделениями федеральных ведомств и могут насчитывать более тысячи сотрудников.

В администрации сложилась следующая практика работы КР. Его заседания проходят 4 раза в неделю. Два заседания, каждое по 45 минут продолжительностью, одно за другим (с небольшим перерывом) по вторникам, и два заседания по 45 минут в такой же последовательности по четвергам. Обычно на каждом заседании рассматривается какая-то одна важная проблема. В последние годы чаще всего обсуждались проблемы политики в отношении Ирака, Боснии, Гаити и Сомали.

Основная миссия КР заключается в том, чтобы представить на утверждение президента максимально возможное количество проектов решений, по которым удалось достигнуть межведомственное согласие. Другими словами, КР призван в максимально возможной степени разгрузить президента от решения текущих проблем и позволить ему сосредоточиться на наиболее важных и долгосрочных.

В администрации Б. Клинтона, одна из главных функций Комитета заместителей заключается в руководстве множеством межведомственных рабочих групп, которые вновь стали называться Комитетами по координации политики (ККП).

В состав КЗ на регулярной основе входят первые заместители и просто заместители (по одному от каждого руководителя): государственного секретаря, министра обороны, министра финансов, министра юстиции, директора АБУ, директора национальной разведки, председателя ОКНШ, руководителя аппарата Белого дома, помощника президента по национальной безопасности, помощника президента по внутренней безопасности, а также руководитель аппарата и помощник по национальной безопасности вице-президента.

Третьим важнейшим компонентом системы СНБ является его аппарат. Структурная организация аппарата не регламентируется законом. Каждый президент ее изменяет, в соответствии со своими внешнеполитическими приоритетами, стилем личного руководства и наиболее важными долгосрочными международными проблемами, с которыми ему приходится сталкиваться.

Возглавляет аппарат СНБ Исполнительный секретарь. В его службу направляются подготовленные различными отделами аппарата проекты документов и аналитические материалы прежде, чем они поступят на рассмотрение ПНБ и президента. Через Исполнительного секретаря также поддерживаются взаимосвязи СНБ с другими министерствами и ведомствами федерального правительства.

При Клинтоне численность аппарата Совета в 1999 г. достигла в сравнении с предыдущими администрациями наивысшего уровня в 208 человек, из них профессиональные аналитики составляли 100 человек. Причем, до 70% аналитиков были, так сказать, командированные на временной основе высокопоставленные представители Пентагона, Государственного департамента и ЦРУ. Остальная часть специалистов рекрутировалась из ученых и преподавателей университетов и неправительственных «мозговых центров».

С течением времени выявились его основные функции. В целом аппарат обслуживает внешнеполитическое и связанное с обеспечением национальной безопасности США за рубежом направления деятельности американского президента. Среди некоторых важных функций можно указать следующие: прямая работа на президента в кризисных ситуациях, поддержание связи с иностранными правительствами, помощь в проведении переговоров во время президентских саммитов, формулирование президентской политики для внешнеполитических министерств и американской общественности, координирование организации саммитов и зарубежных поездок президента, межведомственное согласование формирования политики и ее осуществления.

Аппарат Совета структурно организован по директоратам (отделам) – региональным и функциональным. В администрации Б. Клинтона было 7 региональных отделов: по делам Азии; по делам России, Украины и Евразии; по делам Африки; по делам Центральной и Восточной Европы; по делам Ближнего Востока и Южной Азии; по делам Европы.

Помимо региональных в аппарате СНБ администрации Клинтона имелось 15 функциональных отделов. Среди них Отдел по системам и техническому планированию, Отдел по юридическим делам, Отдел по законодательным делам, Ситуационная комната Белого дома, Отдел по управлению документацией и допускам, Отдел по общественным делам.

Отдел по проблемам мировой экономики в администрации Б. Клинтона был значительно сокращен, поскольку в 1993 г. в соответствии со специальной президентской директивой в рамках аппарата Белого дома был создан Национальный экономический совет (НЭС). НЭС был учрежден в связи с возросшей зависимостью США и их национальной безопасности от состояния мировой экономики после исчезновения СССР и социалистического содружества. После учреждения НЭС функции отдела значительно сузились. Он осуществлял консультирование по вопросам политики США в отношении ВТО, региональных торговых инициатив в Азии и Латинской Америки и другим. Однако, в основном отдел действовал как канал связи между СНБ и НЭС по проблемам мировой экономики.

Важнейшим в аппарате Совета был и остается Отдел по оборонной политике и контролю над вооружениями. Отдел занимался формированием оборонного бюджета; проблемами структуры и стратегии строительства вооруженных сил; оборонными исследованиями, разработками и закупкой новых систем вооружений; кадровой политикой в ВС; закрытием и перепрофилированием военных баз; телекоммуникациями; военной политикой в космосе; переговорами о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; ходом реализации договора СНВ-1 и многими другими проблемами. В то же время важнейшей функцией отдела является разработка, обновление и опубликование правительственного документа, известного под названием «Стратегия национальной безопасности США».

Процесс формирования и обновления стратегии, принятый при Клинтоне, не изменился и используется сейчас.

Проект документа, подготовкой которого занимается специальный высокопоставленный сотрудник аппарата СНБ, направляется приблизительно в 25 правительственных министерств и агентств для согласований. Данные ведомства включают: Госдепартамент, министерства обороны, финансов, юстиции, торговли, энергетики, труда, здравоохранения и гуманитарных услуг, ФБР, ЦРУ, НАСА и другие. Затем решение о включении в текст проекта ведомственных рекомендаций и комментариев вновь принимает указанный представитель аппарата СНБ. Не включенные в текст рекомендации прилагаются к скорректированному варианту текста, который проходит второй этап согласований внутри СНБ. После этого еще раз заместитель ПНБ утверждает проект документа и принимает еще раз решение о его внешней рассылке для второго раунда согласований с правительственными ведомствами. Проект документа окончательно корректируется с тем, чтобы учесть рекомендации второго этапа согласований.

Окончательный вариант текста стратегии утверждается помощником по национальной безопасности, после чего документ направляется на подпись президенту. Преамбулу к тексту стратегии пишут составители речей президента при тесном взаимодействии с аппаратом СНБ. После того, как президент подписал документ, его распечатывают приблизительно в 36 тыс. экземпляров. Документ отправляют членам Конгресса и сотрудникам аппарата его внешнеполитических комитетов, множеству правительственных министерств и ведомств, большому количеству неправительственных организаций (университеты, «мозговые центры», юридические фирмы), известным американским экс-политикам и заинтересованным представителям СМИ.

В администрации Б. Клинтона не наблюдалось острых, конфликтных столкновений между помощником по национальной безопасности и аппаратом СНБ, с одной стороны, и госсекретарем и Госдепартаментом, с другой.

На основе вышеизложенного материала, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, одной из главных функций СНБ является то, что он выступает высшей «арбитражной» инстанцией во внешнеполитическом механизме. СНБ видится как проявление традиционной американской политической культуры, то есть, культуры развитой демократии. Ее сущностными характеристиками выступают не командование и принуждение при осуществлении политического руководства, а методы согласования и убеждения, выработки сложного, многостороннего, межведомственного компромисса по рассматриваемой проблеме. Навязывание своей воли вышестоящей бюрократической структурой нижестоящей идет вразрез с американской политической культурой. Таким образом, американские президенты стремятся не навязывать свое мнение нижестоящим внешнеполитическим ведомствам, а утверждать согласованные на основе многостороннего компромисса (без президентского вмешательства) их подчиненными проекты решений.

Несомненно, что сильной стороной системы СНБ является сложившийся на основе опыта нескольких десятилетий четырехуровневый процесс межведомственных согласований при выработке внешнеполитических решений и контроле за их осуществлением. Эти четыре уровня включают рассмотрение вопросов в рамках ККП, т.е. на уровне помощников руководителей внешнеполитических ведомств; затем в рамках КЗ, т.е. на уровне заместителей; потом в рамках КР, т.е. на уровне руководителей; наконец, на самом верху, в рамках СНБ с участием президента. Основная задача такой четырехуровневой системы СНБ - максимально разгрузить президента от текущих второстепенных дел и оставить ему для разрешения наиболее значимые долгосрочные стратегические проблемы. В свою очередь, президент выступает в роли «высшего арбитра», принимает решение и берет на себя ответственность за него, если руководителям внешнеполитических министерств и ведомств не удалось выработать консенсус по рассматриваемой проблеме.

Во-вторых, несколько десятилетий существования и деятельности Совета способствовали тому, что сложилось наиболее жизнеспособное «разделение труда» между СНБ и Госдепартаментом. Оказалось, что американский внешнеполитический механизм и система СНБ наиболее эффективно действовали и действуют тогда, когда ПНБ сознательно отдает первую роль при формировании и реализации внешней политики государственному секретарю и Госдепартаменту, как это и предусмотрено законом. Когда президентский помощник по национальной безопасности не выпячивает свое значение, не занимается саморекламой перед СМИ, сознательно остается в тени.

Представляется, что данное «разделение труда» имелось в администрации Б. Клинтона. Такое, на первый взгляд «скромное», положение помощника в то же время позволяет ему оставаться влиятельнейшей фигурой во внешнеполитическом механизме.

В-третьих, опыт функционирования системы СНБ в течение многих десятилетий выявил и ее слабые стороны, которые также связаны с особенностями американской политической культуры.

Как показывает история, американцы не сильны в том, что можно назвать «долговременным стратегическим планированием». Ни современная система СНБ, ни присущая внешнеполитическому механизму и политическому устройству США реальная система разделения властей, ни наличие независимых от правительства СМИ и большого количества, независимых научно-аналитических центров, не гарантируют от грубых стратегических внешнеполитических ошибок.

Нельзя оставить без внимания это в отношении многолетних вооруженных действий в небольших, слаборазвитых странах. Американской политической элите, несмотря на компромиссные, с учетом множества различных точек зрения методы выработки внешней политики, не удалось спрогнозировать крайне негативную реакцию своих граждан и на десятилетнюю войну во Вьетнаме, и на войну в Ираке. В обоих случаях Конгресс давал «зеленый свет» на ведение войн в виде специальных резолюций. В обоих случаях внешнеполитические деятели ожидали быстрой военной победы. И как следствие, оказалось, что качественное и количественное превосходство над противником в вооружениях не гарантирует победу.

В-четвертых, стоит уделять большее внимание американским выпускам новостей и статей в прессе. Как утверждают бывшие сотрудники аппарата СНБ, американская пресса с конфиденциальной информацией относительно происходящего внутри администрации обычно отстают от реальных событий на три-четыре дня, хотя на 60-80% по своей сути они соответствуют действительности.

1 National Security Act of July 26, 1947 [Электронный ресурс] // The U.S. National Archives and Records Administration: офиц. cайт. - 2015. - Режим доступа: https://research.archives.gov/id/299856?_ga=1.30600759.942540173.1428181106

2 Presidential Decision Directives PDD-1 - Establishment of Presidential Review and Decision Series, 20.01.1993 [Электронный ресурс] // Clinton Presidential Library: офиц. cайт. - 2015. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reаder. Режим доступа: http://clinton.presidentiallibraries.us/items/show/12735

3 Presidential Decision Directives PDD-2 - Organization of the National Security Council, 20.01.1993 [Электронный ресурс] // Clinton Presidential Library: офиц. cайт. - 2015. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reаder. Режим доступа: http://clinton.presidentiallibraries.us/items/show/12736

4 Whittaker A., Smith Fr., McKune E. The National Security Policy Process: The National Security Council and Interagency System [Электронный ресурс] / Maxwell School Of Syracuse University: офиц. cайт. - 2015. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ffaculty.maxwell.syr.edu%2Frdenever%2FUSNatSecandForeignPol%2FWhittaker%2C%2520Smith%2C%2520McKune%25202007.pdf&name=Whittaker%2C%20Smith%2C%20McKune%202007.pdf&lang=en&c=56826f1ed2fe

5 Rothkopf D. Running the World: The Inside Story of the National Security Council and the Architects of American Power, 3.08.2006 [Электронный ресурс] // Zhadin.net: неофиц. cайт. – 2015. – Режим доступа : http://zhadin.net/society-social-sciences/169362-running-the-world-the-inside-story-of-the-national-security-council-and-the-architects-of-american-power.html

6 Самуйлов С.М. Совет национальной безопасности США: прошлое и настоящее / США и Канада: Экономика, Политика, Культура – 2007. - № 8 - С. 17-38.

Самуйлов С.М. Современный Совет Национальной Безопасности / С.М. Самуйлов [Электронный ресурс] // – 2007 – №2. – Интернет-издание Россия и Америка в XXI веке: офиц. cайт. – 2015. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=55

12

Просмотров работы: 1957