СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности,– все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. По мнению Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. На сегодняшний день практически общепризнанно, что психологическая готовность к школьному обучению – является наиболее важным, которое требует комплексных психологических исследований. Следует отметить, что тема психологической готовности в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Именно с этого времени проблема определения психологической готовности ребенка к регулярному обучению остается актуальной. Психологическая готовность предусматривает не отдельные знания и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности. Наиболее значимой из этих сфер, по мнению Б.Г. Ананьева, Дж. Аткинсона, Л.И. Божович является сформированность мотивационной готовности. Отсутствие именно мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе. Проблемой мотивационной готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения занимались такие тифлопедагоги и тифлопсихологи как: З.А. Грачева, М.И. Земцова, Н.Г. Морозова, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева и другие. У детей с нарушениями зрения имеется сложное соподчинение мотивов, от более общего - хорошо учиться, к конкретному - выполнить задание. Готовность к осуществлению учебной деятельности проявляется в эмоционально-волевом усилии, в умении подчинить свои действия, связанные с выполнением задания, требованиям учителя. В этом нет различий между слепыми и зрячими. Различия возникают в осуществлении самого процесса учебной деятельности: она протекает в более замедленном темпе, особенно в первые периоды ее становления. Оценка готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению, на сегодняшний день не достаточно исследована, что и подтверждает актуальность выбранной темы: » Содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению».

Объект исследования – мотивационная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет исследования – особенности мотивационной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению

Цель исследования: выявить особенности формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотеза: мы предположили, что содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению, будет наиболее полной и правильной , при разработке необходимого инструментария , для диагностического обследования.

Мы предположили, что реализация методик и диагностики поможет стать средством формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения.

В соответствии с целью и гипотезой был определен круг задач:

1. Теоретическое обоснование понятия и структуры готовности ребенка к школьному обучению

2. Подбор диагностических методик по оценке мотивационной готовности детей с нарушением зрения к школьному обучению

3. Организация и методика проведения работы, по выявлению мотивационной готовности детей с нарушением зрения

4. Разработка содержания и организация проведения работы по подготовке мотивационной готовности.

На основании вышеизложенного, было проведено опытно-экспериментальное исследование.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

. Констатирующий эксперимент-выявление у дошкольников с нарушением зрения уровня мотивационной готовности к школьному обучению

. Формирующий эксперимент - разработка программы коррекции выявленных у детей с нарушением зрения , низкой мотивационно готовности

. Контрольный эксперимент - итоговый анализ эксперимента.

Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «Детский сад компенсирующего вида №283» Краснооктябрьского района г. Волгограда. На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 10 детей подготовительной группы с нарушением зрения. Возраст обследуемых 6-7 лет. Обстановка в семье у всех благополучная (из беседы с воспитателем). Опытно-эксперементальное исследование проводилось во второй половине дня. У всех детей присутствует остаточное зрение. Сопутствующие заболевания имеются у одного ребенка (Аня Е.) – синдром Дауна.

В ходе изучения мотивационной готовности, к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, нами были использованы следующие методики: мотивационная готовность ребёнка к школьному обучению с нарушением зрения, преобладание определенного мотива, проективный рисунок-тест. По результатам исследования большинство детей изучаемой группы (10 детей) показали средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению.

Он характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы. Дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьников и учителя. Другие дети проявляют стремление обучаться в школе, мотивируя желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована не до конца. Низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению отмечен у 2 детей, высокий уровень не был отмечен у 8. На основании полученных результатов нами разработано содержание комплекса коррекционно-развивающих занятий по формированию мотивационной готовности к обучению, включающее этапы, цели, задачи, примерное содержание, которое адаптировано с учётом специфики нарушения детей изучаемой группы, а также методы, формы, приёмы работы. (Таблица 1.1.)Таким образом, на основе данных проведенного экспериментального изучения, можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения испытывают трудности в области мотивационной готовности к обучению в школе

Таблица.1.1.

Этапы формирования мотивационной подготовленности

Этап

Основные направления реализации мероприятия

Материалы и средства реализации мероприятия

I этап-подготовительный

1.формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2.формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3.формирование опыта учебной деятельности .

экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.

II этап- основной

Комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников

1.Народная игра для воспитания сосредоточенности(подробное описание Приложение1.)

2. «Птичка»

Познавательная игра для развития самоконтроля

3. «Нарисуй пароход»

Упражнение для воспитания произвольности движения

III этап- заключительный

Игры, на подведение итогов

Игра «Собери портфель»

Игра «Что мы делаем на уроках?»

Пословицы о школе и учёбе.

Загадки о школе.

Литература:

1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 224 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008. - 400 с.

3.Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (старший дошкольный возраст)// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - с. 351-357.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.

6. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе// Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца, А.К. Марковой. - М.: Знание, 2007. - с. 250-257.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 448 с.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. – СПб, 2000. – 512 с

Просмотров работы: 1001