ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И США В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И США В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Коневских О.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, Арктический регион становится новым «камнем преткновения» приарктических держав. К акватории Северного Ледовитого океана (СЛО) выходят территории России, США, Канады, Дании и Норвегии [1].

Если говорить о правовом положении Арктики, то приарктические державы разделились на два лагеря: одни считают, что Арктика – это регион с интернациональным статусом и зона сотрудничества стран, другие уверены, что это территория стратегических интересов каждой конкретной страны.

Одним из главных геополитических противников России в этом регионе являются США.

Противостояние между странами усилилось в 2007 г., когда американский Национальный совет по научным исследованиям по заданию Конгресса подготовил новое заключение, касающееся местонахождения Аляски. В нем говорится о праве США называться арктическим государством, также иметь в этом регионе свои научные, геополитические и научные интересы [2].

По мнению аналитиков CFR (Council on Foreign Relations), в США явно боятся дальнейшего усиления российских позиций в Арктике. В докладе одного из ведущих американских аналитических центров признают, что, «по мнению многих экспертов, Россия уже является ведущим игроком в регионе» [3].

В результате российско-американские кооперационные проекты освоения Арктики к настоящему времени оказались несостоятельными, и на первый план вышло соперничество Москвы и Вашингтона.

Одним из важнейших пунктов геополитического столкновения России и США в Арктике является Северный морской путь (СМП). Россия выступает за сохранение его внутреннего статуса, а США, наоборот, за его интернационализацию и впоследствии за уменьшение российского влияния в этой зоне. Кроме этого, США ратуют за свободу трансарктических перелетов и свободу мореплавания, которые должны быть на протяжении всего СМП [4].

Острота данной проблемы приглушена тем фактом, что большая часть Северного Ледовитого океана круглый год покрыта льдом. Но в случае начала реального таяния арктических льдов ситуация может обостриться [5]. Поэтому, исходя из возможности скорого изменения климата в арктической зоне, я считаю, что российской стороне необходимо начать ускоренное освоение СМП.

Однако противостояние между приарктическими державами не ограничивается вопросом о СМП.

По информации Геологической службы США (2008 г.), разведка углеводородов к северу от Полярного круга уже привела к открытию свыше 400 нефтяных и газовых месторождений [6]. В связи с этим значительное место в споре за Арктику занимает раздел арктического шельфа. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион СЛО не принадлежат ни одной стране [7]. Тем не менее, пять арктических держав обладают исключительными правами на 370-километровую экономическую зону у своих берегов. Участники Конвенции по морскому праву могут в течение десяти лет после ее ратификации подать заявление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа на расширение границ шельфа своей страны за пределы 370-километровой исключительной экономической зоны. Однако США пока не ратифицировали международную Конвенцию по морскому праву, т.е. не могут участвовать в разделе континентального шельфа по правилам, указанным в Конвенции. В связи с этим они настаивают на принципе свободы мореплавания и хозяйственного освоения Арктики, что категорически противоречит интересам России, подписавшей Конвенцию по морскому праву и стремящейся разделить континентальный шельф по секторальному принципу [8].

20 декабря 2001 г. Москва подала заявку в Комиссию ООН с намерением расширения своего сектора. Комиссия рекомендовала доработать обоснование заявки из-за отсутствия карт подводных хребтов Ломоносова и Менделеева. Это решение было воспринято в Москве как результат противодействия со стороны Канады и США [9]. Л.И. Лобковский, заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова, подтверждает влияние Госдепартамента США на решение Комиссии ООН по границам континентального шельфа. По его словам, США отправили в Комиссию ООН ноту, в которой говорилось об океанической природе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, а значит о невозможности притязаний России на эти территории [10].

На сегодняшний день Россия уже провела ряд необходимых исследований для повторной подачи заявки в Комиссию ООН. Российское заявление на право контроля хребта Ломоносова, Менделеева и котловины подводников было подано в Комиссию в августе 2015 г. [11]

В новой заявке РФ утверждается, что она «исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева – Альфа, Чукотское поднятие и разделяющая их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования». Из заявления следует, что перечисленные районы океанического дна являются естественным продолжением материковой окраины, и к ним, согласно пункту 6 статьи 76 Конвенции ООН, не применяется лимит в 350 морских миль от исходных линий [12]. Другими словами, с юридической точки зрения, Россия имеет полное право на увеличение своей территории на 1,2 млн кв. км.

Однако США тоже не собираются сдаваться. Известно, что эксперт Совета по внешней политике США Скот Борджерсон призывает Госдепартамент активизироваться и, прежде всего, ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, что даст американцам возможность отстаивать свои интересы при определении границ континентального шельфа, а следовательно, и при распределении доступа к арктическим богатствам. Согласно обнародованным в феврале 2007 г. исследованиям ученых из Нью-Гемпширского университета, континентальный шельф США простирается к северу от Аляски более чем на 100 морских миль дальше, чем ранее предполагалось [13].

В связи с введением антироссийских санкций, так активно поддерживаемых США, эксперты высказывают опасения по поводу покупки американского оборудования для бурения на арктическом шельфе. Тем не менее, представитель совета директоров компании «Роснефть», заявил, что «мы будем искать замену этому оборудованию, но с шельфа мы не уйдем, будем осваивать наши ресурсы» [14].

Действительно, у России есть тесные связи с такими странами, как Китай и Индия. Подписав российско-индийское соглашение «Дружба-Дости», Индия намерена совместно с Россией «разрабатывать технологии переработки редкоземельных материалов» в российской Арктике. Таким образом, Россия сделала шаг в сторону от своих американских деловых партнеров [15].

Еще одним спорным моментом в арктических отношениях Россия-США является военно-стратегическое оснащение данного региона [16].

При Бараке Обаме США вновь активизировали деятельность по милитаризации Арктики. Основной целью данной кампании считается стремление перехватывать российскую стратегическую авиацию, которая патрулирует данный регион. В октябре 2009 г. США опубликовали новую дорожную карту развития американских военно-мор­ских сил в Арктическом регионе в течение ближайших пяти лет.

Россия также намерена укрепить свои позиции в регионе. Президент Владимир Путин в апреле 2014 г. выступил с предложением создания там единой системы базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепления границы, а также создания нового государственного органа для реализации политики России в Арктике [17].

Безусловно, эти действия нашли негативные отклики со стороны США. Уже в 2014 г. высказывались опасения по поводу нарушения «мирного духа» в Арктическом регионе в связи с событиями вокруг Украины. Бывший госсекретарь Соединенных Штатов Хиллари Клинтон заявила, что «экспансионный подход России в Крыму» может проявиться и в политике РФ на крайнем Севере. Клинтон напомнила о том, что в последнее время российское руководство уделяет большое внимание наращиванию своего военного потенциала в Арктическом регионе, создавая там целые группировки войск [18].

При этом в арктическом противостоянии Россия имеет ряд преимуществ перед США. Как известно контроль над морскими территориями больше у той страны, которая обладает военной мощью и географической близостью к данным пространствам. Россия обладает и тем, и другим. В то время как США имеют необходимую военно-морскую мощь, но от большей части региона их отделяет значительное расстояние.

Таким образом, на мой взгляд, для того, чтобы нейтрализовать негативные тенденции и отстоять геополитические и экономические интересы в регио­не, Россия должна вести продуманную политику, а также иметь долгосрочную арктическую стратегию, предусматривающую постоянное обновление доктринальных принципов и практических подходов к решению региональных проблем. Кроме этого, необходимо развивать инфраструктуру СМП и обратить внимание на подготовку высококвалифицированных кадров.

Несмотря на конфронтационный, по сути, курс США и НАТО, нацеленный на ущемление интересов России, она не должна идти у них на поводу. Напротив, российская политика в Арктике должна основываться на международном сотрудничестве и взаимном учете интересов разных стран. Подобный курс более предпочтителен, чем усиление соперничества в регионе, значение которого в будущем будет только нарастать.

Список использованных источников и литературы

  1. Холодная война за Арктику // Международная жизнь. Спецвыпуск: Нефть России в XXI веке. – 2010. – Режим доступа: http://interaffairs.ru/lukoil.php?n=8

  2. Очень холодная война за энергоресурсы // Независимая газета. – 11.03.2008. – Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2008-03-11/1_coldwar.html

  3. Арктика – новый этап в войне за ресурсы глазами США // Вести. – 16.04.2014. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/41788

  4. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? – М., 2011. – С. 67

  5. Арктика – новый этап в войне за ресурсы глазами США // Вести. – 16.04.2014. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/41788

  6. Billion Barrels of Oil and 1,670 Trillion Cubic Feet of Natural Gas Assessed in the Arctic // USGS. – 23.07.2008. – URL: http://www.usgs.gov/newsroom/article.asp?ID=1980#.U2Qhbvl_t1Y

  7. Холодная война за Арктику // Международная жизнь. Спецвыпуск: Нефть России в XXI веке. – 2010. – Режим доступа: http://interaffairs.ru/lukoil.php?n=8

  8. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? – С. 43

  9. Минприроды: Россия подаст заявку в ООН на расширение границ арктического шельфа // Взгляд. – 29.10.2014. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/10/29/712945.html

  10. Война на полюсе // Труд. – 30.08.2007. – Режим доступа: http://www.trud.ru/article/30-08-2007/120346_vojna_na_poljuse.html

  11. Минприроды: Россия подаст заявку в ООН на расширение границ арктического шельфа // Взгляд. – 29.10.2014. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/10/29/712945.html

  12. Конвенция ООН по морскому праву // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml

  13. Очень холодная война за энергоресурсы // Независимая газета. – 11.03.2008. – Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2008-03-11/1_coldwar.html

  14. Освоение ресурсов Арктики – дипломатия игры мускулами // Корабел.ру – 16.01.2015. – Режим доступа: http://www.korabel.ru/news/comments/osvoenie_resursov_arktiki_-_diplomatiya_igry_muskulami.html

  15. Арктика дает шанс разморозить отношения между Россией и Америкой // Иносми.ру – 13.01.2015. – Режим доступа: http://inosmi.ru/russia/20150114/225555888.html

  16. Tomczak M., Godfrey S.J. Regional Oceanography: An Introduction. – N.Y., 1994.

  17. Минприроды: Россия подаст заявку в ООН на расширение границ арктического шельфа. // Взгляд. – 29.10.2014. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/10/29/712945.html

  18. Hillary warns against Russia in Arctic //Barents Observer. – 03.04.2014. – URL: http://barentsobserver.com/en/arctic/2014/04/hillary-warns-against-russia-arctic-03-04

Просмотров работы: 1720