В своей работе мы будем придерживаться определения: «универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.»[1]
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
В нашей работе мы будем рассматривать именно личностные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Для диагностики уровня сформированности личностных универсальных учебных действий были использованы: Методика «Лесенка», Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», Опросник мотивации, Анкета «Оцени поступок». [1]
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Высокогорская общеобразовательная школа № 3» Высокогорского района Республики Татарстан. Выборку составили 45 учеников 2-ых классов: 2 «А» и 2 «Б» классы.
После проведения диагностики, были получены следующие результаты.
По результатам методики «Лесенка», цель которой выявление уровня развития самооценки, получены следующие данные: во 2 «А» классе у 52% - завышенная, у 48% - адекватная самооценка; во 2 «Б» классе у 22% - завышенная, у 78% - адекватная самооценка.
По методике «Что такое хорошо и что такое плохо», цель которого выявить нравственные представления учеников, получены результаты: во 2 «А» классе у 87% - высокий уровень, у 13% - средний уровень; во 2 «Б» классе у 91% - высокий уровень, а у 9% - средний уровень. Дети, у которых показатель высокий, отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентации на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственным нормам. Дети, у которых показатель средний, достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. Дети, у которых показатель низкий, посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
По методике «Опросник мотивации», цель которого выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности, получены следующие результаты: во 2 «А» классе у 21,7% - 1 уровень, у 69,6 % - 2 уровень, у 8,7% - 3 уровень; во 2 «Б» классе у 13,6% - 1уровень, у 45,4 % - 2 уровень, у 41% - 3 уровень. У детей с 3 уровнем преобладают учебно-познавательная и социальная мотивации, у них низкие показатели негативного отношения к школе. У детей со 2 уровнемнет явного преобладания мотивации, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы. У детей с 1 уровнем пики неадекватной мотивации (внешняя мотивация, социальная мотивация – одобрение).
По методике «Оцени поступок», цель которого выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм, были получены следующие данные: во 2 «А» классе у 8,7% - 1 уровень, у 87% - 2 уровень, у 4,3% - 3 уровень; во 2 «Б» классе у 4,6% - 1 уровень, у 95,4% - 2 уровень. У детей, у которых 1 уровень, недопустимость нарушения конвенциональных норм преобладает над недопустимостью нарушения моральных норм. У детей, у которых 2 уровень, недопустимость нарушений конвенциональных и моральных норм одинакова. У детей, у которых 3 уровень, недопустимостью нарушения моральных норм преобладает над недопустимость нарушения конвенциональных норм.
После проведения констатирующего эксперимента, нами была разработана коррекционная программа «Я познаю мир – я познаю себя» для формирования у детей личностных универсальных учебных действий.
Цель программы:
Обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, мотивация к обучению, познанию и творчеству у учащихся в течение всей жизни.
№ |
Название |
Форма |
Цель: |
|
1. |
Самоопределение |
Моя семья |
урок |
Показать значение семьи в жизни человека , довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. |
2. |
Казань – Столица Татарстана |
урок - путешествие |
Расширение и углубление у детей знаний о Казани, формирование чувства гордости за свою республику. |
|
3. |
Кем я хочу стать когда вырасту? |
урок - игра |
Профориентация младших школьников; Познакомить с разнообразием профессий и показать важность каждой из них. |
|
4. |
Дружба |
урок |
|
|
5. |
Мои положительные и отрицательные качества |
урок |
Формирование адекватной самооценки у детей, познание самого себя для саморазвития. |
|
6. |
Смыслообразование |
Зачем нам нужно хорошо учиться? |
урок |
Способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников. |
7. |
Учиться или не учиться - вот в чем вопрос? |
урок |
Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности; поддерживать стремление узнавать все новое. |
|
8. 9. |
Что такое хорошо и что такое плохо? |
урок |
Формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; |
|
Доброта – что это такое? |
урок |
Развитие представлений учащихся о доброте, воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки; развитие у учащихся речи, мышления. |
||
10. |
Правила этикета |
урок |
Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих;Закрепить знания правил поведения и речевого этикета. |
|
11. |
Путешествие в страну Здоровья |
урок-путешествие |
Вовлечь детей в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать детей к здоровому образу жизни; воспитывать чувство товарищества и коллективизма. |
|
12. |
Вредные и полезные привычки |
урок |
|
|
13. |
Правда и ложь |
урок |
Сформировать у детей понятие о правде и лжи. |
В ходе проведения констатирующего эксперимента, полученные результаты оказались не очень высокого уровня. И мы надеемся, что разработанная нами программа «Я познаю мир - я познаю себя» повысить уровень личностных универсальных учебных действий у детей.
Список литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение.- 2014.-152 с.