УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Назипова Г.Х. 1, Калацкая Н.Н. 1
1К(П)ФУ, Институт психологии и образования, кафедра общей и социальной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С 1 января 2010 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации. Вследствие этого произошли изменения в системе образования, а именно было введено понятие универсальные учебные действия (УУД) вместо использовавшегося ранее термина общеучебные умения и навыки (ОУУН).

В своей работе мы будем придерживаться определения: «универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.»[1]

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

В нашей работе мы будем рассматривать именно личностные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Для диагностики уровня сформированности личностных универсальных учебных действий были использованы: Методика «Лесенка», Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», Опросник мотивации, Анкета «Оцени поступок». [1]

Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Высокогорская общеобразовательная школа № 3» Высокогорского района Республики Татарстан. Выборку составили 45 учеников 2-ых классов: 2 «А» и 2 «Б» классы.

После проведения диагностики, были получены следующие результаты.

По результатам методики «Лесенка», цель которой выявление уровня развития самооценки, получены следующие данные: во 2 «А» классе у 52% - завышенная, у 48% - адекватная самооценка; во 2 «Б» классе у 22% - завышенная, у 78% - адекватная самооценка.

По методике «Что такое хорошо и что такое плохо», цель которого выявить нравственные представления учеников, получены результаты: во 2 «А» классе у 87% - высокий уровень, у 13% - средний уровень; во 2 «Б» классе у 91% - высокий уровень, а у 9% - средний уровень. Дети, у которых показатель высокий, отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентации на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственным нормам. Дети, у которых показатель средний, достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. Дети, у которых показатель низкий, посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

По методике «Опросник мотивации», цель которого выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности, получены следующие результаты: во 2 «А» классе у 21,7% - 1 уровень, у 69,6 % - 2 уровень, у 8,7% - 3 уровень; во 2 «Б» классе у 13,6% - 1уровень, у 45,4 % - 2 уровень, у 41% - 3 уровень. У детей с 3 уровнем преобладают учебно-познавательная и социальная мотивации, у них низкие показатели негативного отношения к школе. У детей со 2 уровнемнет явного преобладания мотивации, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы. У детей с 1 уровнем пики неадекватной мотивации (внешняя мотивация, социальная мотивация – одобрение).

По методике «Оцени поступок», цель которого выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм, были получены следующие данные: во 2 «А» классе у 8,7% - 1 уровень, у 87% - 2 уровень, у 4,3% - 3 уровень; во 2 «Б» классе у 4,6% - 1 уровень, у 95,4% - 2 уровень. У детей, у которых 1 уровень, недопустимость нарушения конвенциональных норм преобладает над недопустимостью нарушения моральных норм. У детей, у которых 2 уровень, недопустимость нарушений конвенциональных и моральных норм одинакова. У детей, у которых 3 уровень, недопустимостью нарушения моральных норм преобладает над недопустимость нарушения конвенциональных норм.

После проведения констатирующего эксперимента, нами была разработана коррекционная программа «Я познаю мир – я познаю себя» для формирования у детей личностных универсальных учебных действий.

Цель программы:

Обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, мотивация к обучению, познанию и творчеству у учащихся в течение всей жизни.

Название

Форма

Цель:

1.

Самоопределение

Моя семья

урок

Показать значение семьи в жизни человека , довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

2.

Казань – Столица Татарстана

урок - путешествие

Расширение и углубление у детей знаний о Казани, формирование чувства гордости за свою республику.

3.

Кем я хочу стать когда вырасту?

урок - игра

Профориентация младших школьников;

Познакомить с разнообразием профессий и показать важность каждой из них.

4.

Дружба

урок

  • учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;

  • учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям;

  • развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально и коллективно:

  • способствовать сплочению коллектива, воспитывать культуру общения.

5.

Мои положительные и отрицательные качества

урок

Формирование адекватной самооценки у детей, познание самого себя для саморазвития.

6.

Смыслообразование

Зачем нам нужно хорошо учиться?

урок

Способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

7.

Учиться или не учиться - вот в чем вопрос?

урок

Расширить кругозор учащихся; способствовать воспи­танию любознательности;

поддерживать стремление узнавать все новое.

8.

9.

 

Что такое хорошо и что такое плохо?

урок

Формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;

Доброта – что это такое?

урок

Развитие представлений учащихся о доброте, воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки; развитие у учащихся речи, мышления.

10.

Правила этикета

урок

Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих;Закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

11.

Путешествие в страну Здоровья

урок-путешествие

Вовлечь детей в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать детей к здоровому образу жизни; воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

12.

Вредные и полезные привычки

урок

  • способствовать развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

  • формировать представление о привычках, их значении в жизни человека;

  • познакомить с правилами, помогающими сохранить здоровье;

  • развивать мышление, речь, память, творческое воображение;

  • воспитывать чувство коллективизма, умение общаться и работать в группах, негативное отношение к вредным привычкам.

13.

Правда и ложь

урок

Сформировать у детей понятие о правде и лжи.

В ходе проведения констатирующего эксперимента, полученные результаты оказались не очень высокого уровня. И мы надеемся, что разработанная нами программа «Я познаю мир - я познаю себя» повысить уровень личностных универсальных учебных действий у детей.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение.- 2014.-152 с.

Просмотров работы: 2881