Ключевые слова: самосознание, самооценка младших школьников, развитие «Образа Я» младшего школьника, неадекватная самооценка.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
Адекватно сформированный, зрелый «образ Я» представляется как один из главных факторов становления субъектности личности, которая ведет к самореализации человека в жизни. Развитие «образа Я» и самооценки обусловливает функционирование третьего компонента - поведенческого, связанного с развитием основ компетентности в учебно-познавательной деятельности. Содержание структурных компонентов самосознания младшего школьника и особенности их развития позволяют выделить факторы, обусловливающие становление позитивной Я-концепции личности на данном возрастном этапе. К данным факторам отнесены следующие: благоприятная морально-психологическая атмосфера жизни ребёнка в системе отношений с родителями, учителями и сверстниками; построение учебной деятельности младшего школьника на основе его внутренней личностной активности, на стремлении к познанию, на рефлексивных источниках мыследеятельности; развитие у младшего школьника чувства компетентности в учебно-познавательной деятельности; педагогически целесообразный подход в обучении и воспитании как создание максимально благоприятных условий для раскрытия и активизации сущностных сил ребёнка. [1]
«Образ Я» – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. И. Кон, изучая формирование и трансформацию «образа Я» в индивидуальном развитии личности, характеризовал феномен самосознания как «совокупность психических процессов, с помощью которых индивид осознает себя как объект деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». [5]
Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают. Рассматривая проблему образования человека с позиции повышения его социальной эффективности, первоочередное внимание, с нашей точки зрения, следует уделить совершенствованию управления педагогическим процессом в начальной школе. Внедрение тех технологий, с помощью которых можно достичь желаемого результата, а именно: сформировать успешную личность, способную адекватно оценить себя, принять самостоятельное решение, взять ответственность за его исполнение и снять социальное напряжение. Анализ практики свидетельствует о целесообразности управления развитием в младшем школьном возрасте представлений о самом себе и формирование «образа Я», без которых не возможно понимание поведения человека, причин успехов и неудач в его личностном восхождении и жизнедеятельности [2].
Аффективный компонент (самооценка) является системообразующим в структуре самосознания и выполняет две функции: регулятивную и защитную. Самооценка отражает степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, обеспечивая относительную автономность личности младшего школьника. Самооценка — отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как ее называют психологи, неадекватной.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, определяется как особая форма активности обучающихся; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учебная деятельность побуждает их к усвоению новых знаний, умений и навыков, самостоятельному поиску способов воспроизводства этих знаний, в процессе которого максимально полно раскрывается их личностное «Я». Ребенок начинает осознавать себя субъектом данной деятельности. Поэтому учитель начальных классов, зная психологические особенности младших школьников и учитывая индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, может более грамотно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, повышать уровень самооценки школьников. Многие условия способствуют продолжения развития «образа Я» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.
Как отмечает А. И. Липкина, в зависимости от характера самооценки ее адекватности, устойчивости у младших школьников возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, то есть определенные черты характера [4]
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, мы говорим, что у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые в разных ситуациях — производственных, бытовых и других — общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И. С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я». [3]
Поэтому учителям и родителям для детей, которые учатся в начальных классах, необходимо помогать формировать самооценку, для дальнейшего самоуважения, активную личность, способную реализовать себя в жизни.
Учитель, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся. Создавать совокупность педагогических условий: организацию педагогического взаимодействия с учащимися на основе сотрудничества, «развивающей помощи», направленного на возникновение у учащихся системы позитивных представлений о себе; актуализацию и развитие рефлексивных навыков; педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка; создание ситуаций успеха.
Список литературы:
Гангнус, Н.А. Система деятельности педагога по обеспечению формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности / Н.А. Гангнус // Вестник развития науки и образования. - 2007. - №1. - С. 248.
Горецкий, В.Г. Воспитание и обучение / В. Г. Горецкий // Начальная школа. – 2012 №3. - С. 30.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. - М.: Воронеж, 1997.
Липкина А.И. Самооценка школьника/ А. И. Липкина//- М., 2006. – С. 362.
Неретина Т. Г.Формирование «Образа Я родителя» у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2000. 204 с.