ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние двадцать лет в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. Возможно, наиболее существенное из них – рост международной конкуренции, ведущей к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы. Это ярко иллюстрируют наши собственные дома и принадлежащие нам вещи. В типичном доме можно увидеть на кухне испанский холодильник, английскую плиту, итальянскую посудомойку и белье из Индии. Пол в гостиной может быть покрыт американскими коврами, а электроника, вероятно, будет японской. Стоящий в английском гараже автомобиль может быть как шведским, немецким или японским, так и английским.

В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. К примеру, экономические и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы, которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. На решения менеджеров постоянно влияют исторические традиции и примеры.

Часто слышатся мрачные предсказания о будущем уровне жизни и перспективах деловой активности в Европе. Многие наблюдатели высказывают мнение, что деловой мир проходит через этап, который можно охарактеризовать падением прибыли, недостатком энергии, безудержной инфляцией, безработицей, общественными беспорядками и повышенной политической нестабильностью. Однако предсказатели судного дня упускают одну важнейшую характеристику человека: способность к инновациям и преодолению трудностей. Пессимистические точки зрения зачастую очень наивны, а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач. Растущая изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означает, что все организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми в обращении с непредсказуемым будущим. Как заметил один наш друг: «Неизменно только постоянство изменений». Менеджеры должны развить в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.

Одной из таких способностей – творческий подход к управлению. Умение грамотно руководить – это хорошо, но иметь творческое мышление и применять это в управлении отделом или целым предприятием – хорошо вдвойне. [2]

Некоторые управленческие посты, например в маркетинге, исследованиях и разработках, в художественной и общественной сфере, особенно требуют творческого подхода. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы. Он необходим, когда требуется пересмотреть существующие товары и услуги и найти способ усовершенствовать их или когда для достижения результатов необходимо отыскать совершенно новые решения и идеи. Он необходим для уточнения проблем и поиска идей, выходящих за пределы обычных рамок; для того, чтобы подвергнуть сомнению базовые предположения, и для того, чтобы попытаться «оседлать» технологическое развитие. Хотя выполнение большинства управленческих функций только выигрывает от творческого подхода, он менее необходим там, где действия ограничиваются существующими системами и процессами. Руководители, работа которых в основном рутинна или сосредоточена в застойных организациях, в целом меньше нуждаются в развитии своих творческих способностей.

Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, его значение будет расти. Руководители с высокотворческим подходом обычно имеют черты, приводимые на правой стороне листа, с недостаточно творческим подходом – на левой (таблица 1).

Таблица 1 – 1 Характеристики руководителя с творческим и недостаточно творческим подходом [1]

Недостаточно творческий подход

Творческий подход

Не ценит творческий подход в других людях

Ценит творческий подход в других людях

Не любит неопределенности

Подготовлен к неопределенности

Не верит в собственную изобретательность

Верит в свои творческие способности

Не изучал факторов, препятствующих ему стать творцом

Выявляет факторы, препятствующие ему стать творцом

Склонен бросать дело, не закончив его

Настойчив в выполнении задач

Предпочитает традиционные подходы

Может порвать с традициями

Подвержен сильным стрессам

Старается уменьшить воздействие стрессов

Довольствует статус-кво

Испытывает потребность в переменах

Упускает возможности

Использует возможности

Слишком серьезно относится к возникающим идеям

Способен легко относиться к идеям

Предпочитает стандартные решения

Предпочитает новаторские решения

Решает проблемы несистематизированно

Решает проблемы систематизированно

Не знаком с методом мозгового штурма

Использует метод мозгового штурма

Сталкивается с трудностями при управлении творческими группами

Способен руководить творческими группами

Подавляет эмоции

Поощряет свободное выражение эмоций

Не способен учиться на ошибках

Старается учиться на ошибках

Избегает риска

Идет на риск

Творческая личность живет в каждом из нас, но есть несколько «барьеров» для раскрытия своих творческих талантов [1]:

1. Человеческая лень.

Творчество требует времени и усилий. Преждевременное ослабление усилий не позволяет устранить препятствия, мешающие творческим достижениям. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти нерешаемые проблемы, но если не поддаться лени, можно испытать и освоить различные ступени творчества.

2. Устоявшиеся привычки.

У всех людей вырабатываются стереотипы в работе, манерах и мышлении, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимо изучить устоявшиеся привычки, и здесь может быть очень полезным средством вопрос «Почему?». Вернитесь к нашим основным принципам, исследуйте процесс мышления, который раньше казался вам вполне логичным, и вы сможете решить, остаются ли они такими же эффективными ныне.

3. Излишняя напряженность.

В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувствами неуверенности и смущения. Ведь, почти по определению, перед началом не известен конец, и нехватка такой уверенности вызывает излишнюю напряженность. Ее испытывают и физически, и эмоционально, ведя себя так, как будто защищают себя от реальной угрозы. Жесткие реакции, ощущение внешнего давления и стресса - все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им вещей, и в результате их силы и энергия используются не полностью. Оба эти фактора затрудняют творческие усилия.

4. Ослабленная целеустремленность.

Говорят, что ни одно из значительных свершений не имело бы места, не будь осознанного стремления к переменим. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть как внутри самого человека, так и под влиянием внешних причин. Например, последние войны вызвали к жизни фантастические достижения в таких различных областях, как нейрохирургия, шпионаж, фотография и журналистика. Чтобы быть творческим, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему.

5. Недостаточные возможности.

Некоторые из наиболее важных открытий в мировой истории не были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за таких препятствий, как болезни, заключение в тюрьму или даже временная потеря репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко, встречаются возможности для нововведений. Для других привычные формы творчества требуют внешних ресурсов и помощи. И если последних не хватает, для них оказывается практически невозможным сбор необходимых данных или организация экспериментов. Здесь необходима уверенность в себе (см. Ограничение 7), которая является важной частью творчества, поскольку умелое распоряжение силами, ресурсами, организация поддержки играют существенную роль в творческом процессе.

6. Излишняя серьезность.

Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предположений. Подобная восприимчивость к необычному несовместима с излишней серьезностью и постоянной заботой о том, чтобы быть рациональным. Нехватка игровой установки в вашем подходе одновременно затрудняет общение с окружающими. Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком серьезный отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих.

7. Плохая методология.

Ослабляет творческие усилия нехватка подходящего или эффективного метода решения проблем. Хотя, по определению, творческая работа требует новаторского мышления и ее можно структурировать, увеличив тем самым вероятность успеха. Творческий процесс, подобно другим аспектам управленческой работы, можно изучить и анализировать, чтобы приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.

Каждому человеку в творческой работе мешает что-то свое, поэтому полезно постараться установить и с определенной глубиной исследовать свои препятствия. Также полезно обсудить их с кем-нибудь, кто хорошо вас знает. Возможно, ваши препятствие не удастся; полностью устранить, но можно научиться сокращать их негативное воздействие. Стремясь добиться выдающихся результатов, руководителю недостаточно самому быть творческим, необходимо поощрять творчество в других.

Список литературы
  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- практика: //Пер. с англ.- «Дело» Изд.2, перераб.1994. с. 17-18, с. 148-153. URL: http://www.buro-dv.ru/literatura/liter_14/liter14.php (дата обращения 17.11.2015)

  2. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Качества современного менеджера // Российское предпринимательство. — 2001. — № 6 (18). — c. 50-54. URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/9362/ (дата обращения 17.11.2015)

  3. Д. Максвелл. 21 неопровержимый закон лидерства.Как перейти на более высокий уровень личной эффективности//Попурри. 2007.- с.110-113. URL: http://ariom.ru/forum/p150088.html (дата обращения 17.11.2015)

Просмотров работы: 1909