СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПЕСЧАНКИ МОНГОЛЬСКОЙ И БЕЛЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ КРЫС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПЕСЧАНКИ МОНГОЛЬСКОЙ И БЕЛЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ КРЫС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), по мнению В.У. Аванесова, должна являться необходимым условием создания оптимальной системы комплексного планирования научной работы студентов и планироваться на весь период их обучения в вузе. План НИРС должен опираться на четкие требования Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования к молодому специалисту, а также на дифференцированное отношение к студентам с учетом различий в уровне их подготовленности [1]. Значение НИРС в педагогических вузах для будущего учителя заключается не только в том, чтобы студенты могли проводить научно-исследовательские работы самостоятельно, но и применить в профессиональной деятельности при организации исследовательской деятельности с учащимися. Для проведения исследовательской деятельности перед начинающим учителем (например, биологии), а, возможно, и перед достаточно опытным, может встать проблема выбора темы исследования, объекта исследования, методов исследования, плана построения процесса научно-исследовательской работы с учениками.

Какие темы и объекты исследования могут быть доступными при организации научно-исследовательской работы учащихся (НИРУ) и вызывать интерес? Безусловно, объекты биогеоценоза в природе (растения, животные, грибы) могут стать доступными модельными объектами. В то же время проведение исследований на данных объектах имеет ограничение временными рамками: весенне-осенним и летним каникулярным периодом. Что может стать менее привлекательным как для учителя биологии, так и учащихся.

Животные и растения, которых можно содержать или выращивать в домашних условиях, в живых уголках при образовательных учреждения и зоологических кружках центров дополнительного образования, на наш взгляд, могут стать интересными и доступными модельными объектами для проведения НИРУ. Мы предлагаем для организации НИР студентов и учащихся в качестве модельного объекта использовать песчанку монгольскую. Данный объект исследования выбран потому что данное животное стало применяться для научных экспериментов, в частности, проводимых в космосе. Например, 14 сентября 2007 года двенадцать монгольских песчанок на аппарате «Фотон-М» с космодрома Байконур были запущены в космическое пространство для проведения эксперимента по выживаемости. 19 апреля 2013 года в месячный полет были отправлены 8 монгольских песчанок, и, хотя все они погибли из-за отказа аппаратуры, как объект исследования животные остаются интересными [6].

Исторически крысы и мыши являются классическими объектами исследования, так как являясь синантропными животными средней полосы России, давно введены в ряд модельных объектов. Так, в настоящее время в медицинском университете «РЕАВИЗ» г.о. Самара на кафедре медико-биологических дисциплин изучают влияния пищевых добавок, БАДов, лекарственных веществ на физиологию двигательной активности детенышей белых лабораторных крыс [11]. В виварии кафедры ботаники, общей биологии, экологии и методики обучения ПГСГА (ныне кафедра биологии, экологии и методики обучения СГСПУ) 2011 и 2012 годах содержались белые крысы и песчанки монгольские, на которых студенты, будущие учителя биологии, проводили научные исследования морфологического, этологического, физиологического, генетического направлений. Через некоторое время было решено оставить как модельный объект только песчанку монгольскую [8]. Нами предпринята попытка сравнить биологический и экономический аспект содержания белой лабораторной крысы и песчанки монгольской, чтобы показать учителю биологии и учащимся положительные и отрицательные моменты.

Все корма для животных должны быть хорошего качества. Зерновые корма сухие, без плесени. Фрукты и овощи обязательно моют, очищают от гнили и дают в крупнонарезанном виде для лучшего сохранения влаги. В качестве замены сочных кормов иногда можно использовать размоченные сухофрукты. Все корма кладут прямо на подстилку клетки. Нормы кормления зависят от вида, размера и физиологического состояния песчанок и крыс. Стоимость кормов для песчанки монгольской и белой лабораторной крысы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Стоимость кормов для песчанки монгольской и белой лабораторной крысы на день, в месяц, на группу особей

Вид

Стоимость

Монгольская песчанка

Белая лабораторная

крыса

1 кг

Гр/сут

Стоимость в сутки

Гр/сут

Стоимость в сутки

Зерновая смесь (овес)

25

45,0

1,2

35,0

0,9

Белый хлеб

23

5,0

0,1

12,0

0,2

Крупа

40

5,0

0,27

9,0

0,48

Сочные корма

95

25,0

2,4

35,0

3,3

Овощи и фрукты

32

15,0

0,48

10,0

0,32

Мука костная

37

0,3

0,01

0,5

0,02

Мука рыбная

51

0,5

0,02

1,0

0,05

Дрожжи кормовые

282

0,5

0,141

0,5

0,141

Рыбий жир

180

0,2

0,04

0,5

0,09

Соль поваренная

10

0,2

0,002

0,3

0,003

Молоко

38

25,0

0,95

Мясо

250

10,0

0,25

Итог:

1038

96,7

4,6

138,3

6,7

На 30 дней

2901

138

4149

207

На 20 особей на месяц

2760

4140

Анализ таблицы 1 показывает, что при соблюдении требований полноценного питания животного на кормление одной песчанки монгольской необходимо затратить 138 рублей в месяц; на группу из 20 особей 2760рублей в месяц. На содержание белой лабораторной крысы 207 рублей в месяц, на группу из 20 особей 4140 рублей в месяц. На содержание белых лабораторных крыс необходимо затратить больше денежных средств в 1,5 раза, чем на содержание песчанки монгольской. При проведении расчета стоимости кормов для песчанки монгольской и белой лабораторной крысы показать группы из 20 особей взят из Методических рекомендаций определение стандартных значений показателей созревания сенсорно-двигательных рефлексов, обучаемости и памяти [5]. Согласно данным рекомендациям для проведения физиологических тестов необходимо потомство 20 самок крыс.

Основные требования к клеткам для содержания грызунов сводятся к тому, что они должны быть сделаны из прочных, легко дезинфицируемых материалов (металл, стекло, стальная сетка, прочный пластик), хорошо проветриваться, и быть удобны для обслуживания. По периметру дна должен располагаться бортик высотой 15-20 см (на 10 см выше слоя подстилки, чтобы она не высыпалась из клетки). Для ежедневного обслуживания удобна небольшая дверца, расположенная в боковой стенке или на крышке, а для генеральной чистки клетки большая дверца, полностью открывающая одну из ее стен, либо съемное переднее стекло [3]. Средняя стоимость клетки в г.о. Самара для песчанки монгольской и белой лабораторной крысы на текущий момент составляет 750 рублей. Таким образом, стоимость клетки не повлияет на разницу при содержании животных.

Для содержания животных на дно клетки необходимо насыпать подстилку, впитывающую влагу и запах. Песчанки проводят много времени, копая, грызя и купаясь в субстрате. В качестве подстилки можно использовать древесные опилки или стружки. Стоимость сопутствующего материала для содержания песчанки монгольской и белой лабораторной крысы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Стоимость сопутствующего материала для содержания животных

Вид

Цена за кг

Песчанка монгольская

Белая лабораторная крыса

Гр/сут

Гр/мес

Стоимость за месяц

Гр/сут

Гр/мес

Стоимость за месяц

Опилки

108

12

360

38,8

48

1440

155,5

Сено

207

5

150

16,2

20

600

124,2

Минеральный камень

205

50

1500

307,5

200

6000

1230

Наполнитель

64

10

300

19,2

40

1200

76,8

Песок

229

10

300

68,7

40

1200

274,8

Картон

7

2

60

0,42

8

240

1,68

Итого:

820

89

2670

450,82

356

10680

1862,98

Анализ таблицы 2 показывает, что стоимость сопутствующего материала при содержании одной песчанки монгольской составляет 451 рублей в месяц; при содержании белой лабораторной крысы 1863 рублей в месяц. Таким образом, на содержание белых лабораторных крыс необходимо затратить больше денежных средств во 3,1 раза.

Рассмотрим биологические характеристики видов, которые могут стать преимущественными при содержании грызунов.

Песчанки имеют неоспоримое преимущество перед белыми крысами: при своевременной уборке они совершенно не пахнут, а уборки требуют раза в два реже, чем другие, приблизительно раз в две недели, в зависимости от объёма клетки и количества жителей. Живут песчанки в природе устойчивыми группами, поэтому и в домашних условиях рекомендуется брать сразу несколько зверьков, уже привыкших друг к другу. Это важно потому, что ссадить двух песчанок даже разного пола бывает очень непросто, эти зверьки при всей своей милой внешности весьма агрессивно охраняют свою территорию и могут драться до серьёзных увечий и даже смерти соперника. Ссаженные песчанки относятся друг к другу с нежностью, чистят и вычёсывают друг другу шёрстку, спят клубочком, молодые с удовольствием играют. Ссаживание у крыс не вызывает подобных проблем.

Исследователю, которому необходимо сделать выбор модельного объекта, могут пригодится знания о преимуществах и недостатках, выявленных при содержании песчанки монгольской и белой лабораторной крысы (табл. 3).

Таблица 3

Преимущества и недостатки содержания песчанки монгольской и белой

лабораторной крысы по экологическим и биологическим аспектам

Показатели

сравнения

Песчанка монгольская

Белая лабораторная крыса

Особенности содержания и ухода

1

Частота уборки в клетках

Через 7-10 дней

Каждый день

2

Размер клеток

50x50x40 см

60x90x60 см

Биологические и физиологические особенности модельных объектов

3

Количество воды, необходимой для животного

Песчанки могут не пить долгое время (по данным ученых в течение месяца), им достаточно влаги кормов. Поилки можно ставить в жаркий летний период. Некоторые заводчики вообще не дают воды.

Крысы нуждаются в ежедневном поступлении воды, потребляя в сутки не менее 20 мл. Поилки обязательны.

4

Особенности создания пар

Возможны проявления агрессии со стороны обоих животных. Такое поведение требует немедленного вмешательства со стороны экспериментатора.

В некоторых случаях рекомендуется применять намачивание.

Сведение пары проходит очень легко, причем можно содержать одного самца и несколько самок в клетке (достаточно просторной).

5

Количество детенышей

Володин В.А. с соавторами отмечают, что у песчанок обычно рождаются 2-12 детеныша [3]. Опыт содержания показывает, то обычно 4-6 детенышей, за четыре года содержания в виварии было зафиксировано два случая появления помета из 8 детенышей, и один случай – 9 детенышей.

И.О. Иофина указывает, что у крыс рождается в помете 2-20 крысят [4]

6

Возможность группового содержания

В группе песчанок (один самец и несколько самок) чаще всего размножается только одна самка; другие могут затоптать молодняк. При рождении детенышей другой самкой животные делают одно гнездо. Возможна гибели детенышей, поэтому лучше содержать взрослых половозрелых животных парами.

Можно содержать в группе, но самок с детенышами лучше отсаживать.

Эмоционально-субъективное отношение обучающихся к модельному объекту

7

Эмоциональный аспект

По размерам самая крупная песчанка меньше белки. Внешне она похожа на тушканчика: у нее удлиненные задние конечности и длинный хвост с «кисточкой» на конце. Поэтому многие песчанки притягивают обучающихся своим внешним видом. Песчанки не кусаются.

Многие испытывают неприязнь и страх при виде крысы, поэтому не все могут работать с этими грызунами. Нельзя просовывать пальцы через прутья клетки, пытаясь погладить, крысы могут укусить, решив, что дают корм.

8

Возможность приручения

Песчанок нелегко приручить. Конечно, их можно брать в руки, придерживая за основание хвоста, чтобы не убежали. Песчанки предоставляют возможность безбоязненного общения с ними, но только при опасности смогут укусить. При свободном держании в руках песчанки очень подвижны, могут сделать резкие прыжки в сторону. Реагируют на приближение к клетке человека в ожидании корма.

При хорошем обращении животные легко привыкают к человеку, становятся безобидными домашними питомцами. Но после приручения зверьки требуют постоянного ухода и ласки. Крысы не только хорошо чувствуют себя в неволе, но и прекрасно поддаются дрессировке [4].

Анализ таблицы 3 показывает, что каждое из сравниваемых животных имеет как преимущества, так и недостатки для экспериментатора, связанные с биологическими и физиологическими особенностями видов. При организации научно-исследовательской работы учащихся учителю биологии необходимо выбрать модельный объект в зависимости от направления и темы исследования, методик проведения исследования.

На основании проведенного анализа можно сделать выводы:

1. Кормление и обеспечение содержания белых лабораторных крыс необходимо затратить больше денежных средств во 3,1 раза, что является более дорогостоящим, чем кормление и содержание песчанки монгольской.

2. каждое из сравниваемых животных имеет как преимущества, так и недостатки для экспериментатора, связанные с биологическими и физиологическими особенностями видов. В зависимости от направления и темы исследования, методик проведения исследования необходимо выбрать модельный объект.

3. При организации НИРС и НИРУ возможно проявление эмоционально-субъективного отношения обучающихся к модельному объекту. Песчанка монгольская может стать достойным, интересным объектом исследований, имеющий ряд преимуществ перед белой лабораторной крысой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аванесов В.У. Организация научно-исследовательской работы студентов в процессе педагогического образования / В.У. Аванесов // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 19-22.

2. Борова Е.А. Формирование некоторых двигательных рефлексов у детенышей монгольской песчанки / Е.А. Борова // Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 2 / отв. ред. А.А.Семенов. – Самара: ПГСГА, 2015. – С. 31-36.

3.Володин И.А. Песчанки: содержание и демография популяций разных видов в неволе / Володин И.А., Ильченко О.Г., Попов С.В.– М: 1996. – 228 с.

4. Иофина И. О. Крысы. Твое зверье. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.e-reading.by/book.php?book=84411

5.Методические рекомендации по доклиническому изучению репродуктивной токсичности фармакологических средств n 98/304 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/promyshlennost/35/metodicheskie-rekomendacii-po-doklinicheskomu-izucheniyu-reproduktivnoj-toksichnosti-farma.html

6. Миссия монгольских песчанок [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pandia.ru/text/78/262/25608.php

7. Наливайко И.В. Особенности поведения монгольских песчанок при создании пар в лабораторных условиях / И.В. Наливайко, С.А. Никифорова // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённая 85-летию естественно-географического факультета ПГСГА, 14 ноября 2014 г., Самара. – Самара: ПГСГА, ООО «Порто-принт», 2014. – С. 299-306.

8. Наливайко И.В. Монгольская песчанка как объект изучения генетики в вузе / И.В. Наливайко // Самарский научный вестник. – 2014. – № 2 (7). – С. 79-81.

9. Никифорова С.А., Наливайко И.В. Ссаживание раздельнополых особей монгольских песчанок в неволе: Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/842/8385.

10. Никифорова С.И. Выявление особенностей размножения и репродуктивного потенциала монгольской песчанки (Meriones unguiculatus Milne-Edwards) в условиях лаборатории / И.В. Наливайко, С.А. Никифорова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки. Электронный сборник статей по материалам XIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2013. – № 7 (10) – С. 35-44

11. Павлова О.Н. Реактивные онтогенетические изменения нервной системы крыс не фоне нагрузки гуматом калия / О.Н. Павлова, О.Н. Пинаева // Вестник медицинского института Реавиз. – 2014. – №2. – С. 54-61.

Просмотров работы: 872