Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении «универсальные учебные действия» – это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле – это совокупность учебных действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[1]
Следуя требованиям ФГОС, современный школьник должен быть ориентирован на ценности, сформированные универсальными учебными действиями. Это человек, который должен стать:
любознательным, интересующимся, активно познающим мир;
владеющим основами умения учиться.;
любящим родной край и свою страну;
уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера;
умеющим высказать свое мнение;
выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающи.
Функциями универсальных учебных действий являются:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.[1]
Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно- воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.
В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, узнают о великом достоянии нашего народа – русском языке. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине-крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях. С помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии. Учащиеся постоянно задумываются над проблемами: как бы он повёл себя в какой-либо ситуации; какие чувства бы он испытывал в той или иной ситуации и т. д.
В ФГОС начального образования есть характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Остановимся подробнее на характеристике регулятивных учебных универсальных действиях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного – самоконтроль и самооценка достигнутого результата.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся действия:
– принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
– контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы в полученные результаты;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,
искать их причины и пути преодоления.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики
овладевают всеми типами учебных действий: целеполаганию, планированию, прогнозированию, контролю и самооценке, коррекции и волевой саморегуляции, преодолению трудностей и препятствий.
Задания для диагностики и формированию регулятивных универсальных
учебных действий могут быть самыми разнообразными: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; умение оценивать свою работу; «ищу ошибки»; контрольный опрос на определенную проблему[4].
Приведём примеры подобных заданий.
Задание «Сыщик»
Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик».
Материал: текст с допущенными орфографическими ошибками.
Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время поиска ограничивается. Учащимся для поиска предлагается текст.
Голубой зверек
Ноч в лису была тёмная. Но даже в тимноте куница заметила малинкого голубого зверка. Звирек стал спасаться от куницы, прыгал с ветки на ветку. Куница с верхних витвей всматривалась в добычу. Она кинулась с сасны вниз на зверька. Но тот прыгнул прямо в воздух и полител. Это была летяга – летучая белка. Так она спасалась от куницы.
Учащимся задаются вопросы: Сколько ошибок в тексте вы нашли? Ошибки, на какие орфограммы вам встретились? Назовите их.
Задание «Собери пословицы».
Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется
классу как общее решение. Для повышения мотивации учащимся можно использовать форму командного соревнования-конкурса.
Материал: карточки с пословицами, в которых перепутаны смысловые части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.
Таблица 1
Собери пословицу
№/№ |
Первая часть пословицы |
Вторая часть пословицы |
1. |
Летом день длинный, |
да плох чтец. |
2. |
Корень ученья горький, |
а сделать больно может. |
3. |
Хороша книга, |
а умом – тысячи. |
4. |
Слово не нож, |
а зимой – короткий. |
5. |
Кулаком победишь одного, |
да плод его сладкий. |
После проведённой работы учащимся предлагается: записать любые три пословицы, определить, сколько видов орфограмм встретилось в словах пословиц.
Задание «Составь алгоритм».
Для мотивации задания можно использовать форму соревнования – кто быстрее– сделает:
проверки безударных гласных в корне слова;
проверки удвоенных согласных в корне слова.;
проверки непроизносимых согласных в корне слова;
проверки ъ и ь знака;
проверки парных согласных.
Учащиеся могут предложить следующий алгоритм проверки безударных гласных в корне слова:
нахожу безударные гласные в корне;
ставлю под ударение;
под ударением пишется …;
пишу ту же гласную в безударном слоге.
Задание «Письмо по памяти».
Учащимся предлагается прочитать стихотворение А. С. Пушкина несколько раз, затем – закрытьучебник и записать стихотворение по памяти; а также назвать типы орфограмм, которые встретились в стихотворении.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Таким образом, регулятивные УУД можно и нужно формировать на материале любой учебной дисциплины, а включение в работу занимательно-игрового материала будет способствовать повышению интереса учащихся к познавательной деятельности.
Список используемой литературы
Асмолова, А. Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.
Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6.
Бунеев, Р. Н. Русский язык «Школа 2100» 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина: – Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, – 2014
Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А.Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.
Климанова, Л. Ф. Русский язык «Перспектива» 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина: – Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, – 2014