ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Абсалямова Е.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня школа стремительно меняется, чтобы соответствовать требованиям современности. Главное же изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учителю начальных классов необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении «универсальные учебные действия» – это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле – это совокупность учебных действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[1]

Следуя требованиям ФГОС, современный школьник должен быть ориентирован на ценности, сформированные универсальными учебными действиями. Это человек, который должен стать:

 любознательным, интересующимся, активно познающим мир;

 владеющим основами умения учиться.;

 любящим родной край и свою страну;

 уважающим и принимающим ценности семьи и общества;

 готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

 доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера;

 умеющим высказать свое мнение;

 выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающи.

Функциями универсальных учебных действий являются:

 обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

 создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

 обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.[1]

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий должно быть положено в основу построения целостного учебно- воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, узнают о великом достоянии нашего народа – русском языке. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине-крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях. С помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии. Учащиеся постоянно задумываются над проблемами: как бы он повёл себя в какой-либо ситуации; какие чувства бы он испытывал в той или иной ситуации и т. д.

В ФГОС начального образования есть характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Остановимся подробнее на характеристике регулятивных учебных универсальных действиях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного – самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся действия:

– принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

– контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые

коррективы в полученные результаты;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,

искать их причины и пути преодоления.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики

овладевают всеми типами учебных действий: целеполаганию, планированию, прогнозированию, контролю и самооценке, коррекции и волевой саморегуляции, преодолению трудностей и препятствий.

Задания для диагностики и формированию регулятивных универсальных

учебных действий могут быть самыми разнообразными: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; умение оценивать свою работу; «ищу ошибки»; контрольный опрос на определенную проблему[4].

Приведём примеры подобных заданий.

Задание «Сыщик»

Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик».

Материал: текст с допущенными орфографическими ошибками.

Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время поиска ограничивается. Учащимся для поиска предлагается текст.

Голубой зверек

Ноч в лису была тёмная. Но даже в тимноте куница заметила малинкого голубого зверка. Звирек стал спасаться от куницы, прыгал с ветки на ветку. Куница с верхних витвей всматривалась в добычу. Она кинулась с сасны вниз на зверька. Но тот прыгнул прямо в воздух и полител. Это была летяга – летучая белка. Так она спасалась от куницы.

Учащимся задаются вопросы: Сколько ошибок в тексте вы нашли? Ошибки, на какие орфограммы вам встретились? Назовите их.

Задание «Собери пословицы».

Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется

классу как общее решение. Для повышения мотивации учащимся можно использовать форму командного соревнования-конкурса.

Материал: карточки с пословицами, в которых перепутаны смысловые части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.

Таблица 1

Собери пословицу

/№

Первая часть пословицы

Вторая часть пословицы

1.

Летом день длинный,

да плох чтец.

2.

Корень ученья горький,

а сделать больно может.

3.

Хороша книга,

а умом – тысячи.

4.

Слово не нож,

а зимой – короткий.

5.

Кулаком победишь одного,

да плод его сладкий.

После проведённой работы учащимся предлагается: записать любые три пословицы, определить, сколько видов орфограмм встретилось в словах пословиц.

Задание «Составь алгоритм».

Для мотивации задания можно использовать форму соревнования – кто быстрее– сделает:

  1. проверки безударных гласных в корне слова;

  2. проверки удвоенных согласных в корне слова.;

  3. проверки непроизносимых согласных в корне слова;

  4. проверки ъ и ь знака;

  5. проверки парных согласных.

Учащиеся могут предложить следующий алгоритм проверки безударных гласных в корне слова:

  1. нахожу безударные гласные в корне;

  2. ставлю под ударение;

  3. под ударением пишется …;

  4. пишу ту же гласную в безударном слоге.

Задание «Письмо по памяти».

Учащимся предлагается прочитать стихотворение А. С. Пушкина несколько раз, затем – закрытьучебник и записать стихотворение по памяти; а также назвать типы орфограмм, которые встретились в стихотворении.

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Таким образом, регулятивные УУД можно и нужно формировать на материале любой учебной дисциплины, а включение в работу занимательно-игрового материала будет способствовать повышению интереса учащихся к познавательной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Асмолова, А. Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.

  2. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6.

  3. Бунеев, Р. Н. Русский язык «Школа 2100» 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина: – Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, – 2014

  4. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А.Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.

  5. Климанова, Л. Ф. Русский язык «Перспектива» 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина: – Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, – 2014

Просмотров работы: 2385