Актуальность исследования проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей обусловлена также потребностями современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Ведущим принципом в работе дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Как известно, основы духовно-нравственного воспитания и развития ребенка на первоначальном этапе закладываются в семье, но источниками формирования духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста также может являться и дошкольное образовательное учреждение, что обуславливает целесообразность изучения проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка с раннего и дошкольного детства представлены в трудах представителей как зарубежной, так и отечественной классической педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д.Ушинский, Пирогова И.П., Рачинского С.А. и др.) и современных исследователей (А.А. Абрамова, О.С. Барило, М.Ю.Новицкая, Н.В. Микляева, Н.А. Платохина); теоретическое обоснование взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе образовательной организации (Е.А.Александрова, А.А.Остапенко); концептуальные положения об освоении ценностей традиционной духовной культуры как основе духовно-нравственного воспитания в системе образования (В.А.Беляева, Е.П.Белозерцев, Е.Б. Евладова, В.М.Меньшиков, И.В.Метлик, Т.В.Склярова, А.Д.Червяков, Л.Л.Шевченко и др.). Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного воспитания дошкольников через взаимодействие ДОО с семьей представлена фрагментарно.
Анализ педагогической теории и практики духовно-нравственного воспитания дошкольников в настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости духовно-нравственного воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы духовно-нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования духовности и нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы работы с семьей по расширению воспитательной компетенции в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).
Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной разработать теоретическое обоснование и методические обеспечения системной деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей на основе взаимодействия с семьей, что, безусловно, будет содействовать разрешению противоречий.
В этой связи нами поставлена следующая цель - выявить педагогические условия взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО и экспериментально проверить их эффективность. Объектом исследования является – проблемы взаимодействия семьи и ДОО по формированию духовности и нравственности дошкольников, предметом исследования – педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
В этом отношении нами сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной личности детей в дошкольной образовательной организации эффективен, если:
взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на формирование духовно-нравственных качеств детей;
основными механизмами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи будут являться: включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьми; педагогизация семейного воспитания и ее психолого-педагогическое сопровождение; стимулирование активной воспитательной позиции родителей за счет включения их в проектирование воспитательного процесса, предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:
проанализировать степень научной разработанности проблемы;
раскрыть педагогическую сущность взаимосвязи понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «педагогическое взаимодействие»;
выявить проблемы воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников;
определить структуру и содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей;
разработать педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающие формирование у детей духовности и нравственности и экспериментально проверить их эффективность.
Исследование данной проблемы будет проведено на базе МДОУ №19 г.о. Шуя Ивановской области.
Сведения о ходе изучения проблемы и анализе результатов исследования авторами будут представлены в следующих сообщениях.
Литература:
Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С.99. http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902
Джишкариани Т.Д., Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Е.А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817
Джишкариани Т.Д., Расстригина Н.А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования.- Научный поиск. - Журнал.- Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.6 -2015. – С. 44-46. http://elibrary.ru/item.asp?
Глушкова Ю.А., Джишкариани Т.Д. Из опыта духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации ФГОС в условиях партнерства дошкольного учреждения с социальными институтами Научный поиск. - Журнал.- Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.5 -2015. – С. 55-56. http://elibrary.ru/item.asp?id=24248574