Состояние здоровья школьников неуклонно ухудшается. Данные статистики свидетельствуют о том, что до 80% нарушений осанки встречаются у детей в возрасте 10-14 лет в период «взрывного роста».
Проблема формирования правильной осанки у детей среднего школьного возраста рассматривается такими учеными как Аршавский И.А., Бальсевич В.К., Бернштейн Н.А., Каптелин А.Ф., Матвеев А.П., Никитушкин В.Г. и другие [3,4,5,6].
Применение оздоровительной комплексной методики в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста будет способствовать коррекции нарушений осанки, улучшению функционального состояния организма детей.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 15.
На первом этапе проводилась диагностика уровня физической подготовленности и физического развития, а также состояние опорно-двигательного аппарата:
- определялся уровень физической подготовленности детей по 6 тестам;
- определялся уровень физического развития детей по методу измерения антропометрических показателей;
- определялось состояние опорно-двигательного аппарата, вид осанки по методу Ковальковой, тип нарушений по методу ромба Машкова;
- форма стопы по методу Штритера (плантографии).
На втором этапе мы внедрили разработанную нами программу в учебно-воспитательную работу по физической культуре в условиях средней общеобразовательной школы.
Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. Чтобы предотвратить нарушения осанки, нужно не только укреплять мышцы, но и воздействовать на позвоночный столб для устранения его возможных искривлений. Дыхательная гимнастика повышает работоспособность, предохраняет от многих заболеваний, в том числе легочных и сердечных. Обучать школьников следует различным типам дыхания: грудному, брюшному и полному. Дети должны свободно пользоваться тем или иным способом дыхания (в зависимости от положения тела) и подчинять своей воле ритм дыхательных движений [7].
Лучшим средством выработки правильной осанки являются упражнения для мышц плечевого пояса, спины, шеи и напряженные выгибания.
В формировании правильной осанки большую роль играет равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью упражнений у вертикальной стены (развитие «мышечно-суставного чувства»), упражнений с удержанием груза на голове и упражнений в равновесии.
Упражнения для мышц туловища рекомендуется выполнять в трех плоскостях:
а) сагиттальной - наклоны вперед и назад;
б) во фронтальной – наклоны в сторону;
в) в горизонтальной (вокруг вертикальной оси) - повороты.
Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.
В различных системах корригирующей гимнастики этот вид движений используется в качестве надежного средства для исправления и формирования осанки, так как равновесие требует удержания позвоночника в прямом положении при любом движении.
Упражнения в висах и упорах приносят пользу, если они применяются с учетом физиологических особенностей организма и уровня подготовки занимающихся. При висе напряжена мускулатура всего тела, но наибольшая нагрузка падает на мышцы рук, главным образом на плечевой пояс. Основное правило коррекции осанки требует приведения лопаток к средней линии и прижатия их к позвоночнику.
Таким образом, на формирование осанки наиболее отрицательно влияет повышенная нагрузка и утомление мышечного аппарата. Следовательно, необходимо учитывать и степень трудности упражнений на снарядах, и количество повторении. Введение на уроках пауз активного отдыха способствует восстановлению учащихся и препятствует развитию утомления. Кратковременные физические упражнения способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности. Физические упражнения и подвижные игры на переменах проводятся с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности школьников, дают хороший оздоровительный эффект, улучшают физическое развитие учащихся, повышают работоспособность.
Проанализировав динамику полученных результатов обеих групп, была проведена проверка эффективности разработанной программы и используемых методов.
Из данных показателей проведенного нами исследования видов и типов осанки у детей среднего школьного возраста видно, что правильную осанку имеют только 18,5 % детей. Самый распространенный тип нарушения осанки - сутулая спина, которая встречается в среднем у 24,4 % детей. Далее полученные результаты ранжированы следующим образом: плоская спина - 18,7 %, лордотическая осанка - 10,9 %, кифотическая - 8,5 % и кругло-вогнутая - 4,6 %. Анализ состояния осанки во фронтальной плоскости позволяет сделать следующее заключение. Нарушения осанки только во фронтальной плоскости (асимметричная осанка) встречаются в 17,7 % случая. Остальные нарушения у 34,2 % средних школьников носят комбинированный характер. Нарушения осанки во фронтальной плоскости могут сочетаться со всеми ее нарушениями в сагиттальной плоскости.
Анализ результатов состояние сводов стоп показал, что 50 % девочек и 53,5 % мальчиков 12-13 лет имеют различные нарушения сводов стоп. Несмотря на то, что к 13 годам состояние сводов стоп детей немного улучшается, однако, распространенность этого вида нарушения опорно-двигательного аппарата остается значительной (у 48,1 % девочек и у 52,9 % мальчиков).
В ходе исследования наша цель была выполнена, мы разработали и экспериментально обосновали методику формирования правильной осанки у детей среднего школьного возраста. Используя оздоровительную комплексную методику в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста 12-13 лет, мы добились коррекции нарушений осанки, улучшения функционального состояния организма детей.
На контрольном этапе были проведены повторные тесты в обеих группах. Результаты, полученные в ходе контрольного тестирования показали, что уровень физической подготовленности учащихся, входивших в состав экспериментальных групп, выше тех, что были показаны контрольными группами. Во всех используемых тестах в ЭГ средние показатели выше показателей КГ. По всем параметрам были получены статистически достоверные различия, по всем тестам p