ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ИНОСТРАННЫХ ТНК В РОССИИ В 2000-2014 ГГ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ИНОСТРАННЫХ ТНК В РОССИИ В 2000-2014 ГГ.

Алборова А.Д. 1
1Российский университет дружбы народов (РУДН)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ "ИНСТИТУТЫ" И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТНК В СТРАНЕ 7

1.1 Теоритические основы институционального фактора экономического развития 7

1.2 Институциональные основы деятельности иностранных ТНК в России 11

1.3 Роль иностранных ТНК в экономике России: приоритетные регионы и отрасли 14

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР НА РАЗВИТИЕ ТНК И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПИИ В РФ В 2000-2014 гг. 20

2.1 ОЭЗ в республике Татарстан и Липецкой области 20

2.2. Федеральный закон об иностранных инвестициях 24

2.3. Эффективность государственных мер для привлечения ТНК и проблемы их реализации 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

ВВЕДЕНИЕ

Транснациональные корпорации (ТНК) выступают в течение последних нескольких десятилетий выступают ведущим рычагом глобализации и экономического роста. Глобальную экономическую роль отдельных транснациональных корпораций можно сопоставить с ролью ряда государств. И вполне вероятно, что сравнение окажется в пользу ТНК.

Современный этап мировой экономики свидетельствует о том, экономический рост стран и отдельных сфер международных экономических отношений прямо коррелирует с динамикой и эффективностью деятельности транснациональных компаний и их дочерних структур в этих странах и отраслях. Транснациональные корпорации определяют инвестиционный климат в том или ином регионе, отрасли. В то же время ТНК зависят от уже сформированного инвестиционного режима.

В таких условиях несложно проследить взаимосвязь устойчивого роста экономики страны с присутствием ТНК. ТНК несут с собой такие изменения, как сглаживание технологических и инновационных отставаний между странами с одной стороны, и их усугубление с другой.

ТНК и их влияние на принимающие страны, регионы, отрасли можно изучать с разнообразных ракурсов. Мы попробуем проанализировать их деятельность в рамках экономической географии. Именно эта дисциплина объясняет фундаментальные основы развития регионов и отраслей, разделяя факторы пространственного развития на два блока: факторы «первой природы» и факторы «второй природы». К факторам первой природы географы-экономисты относят «то, что лежит под ногами, то, что дано свыше» - насыщенность природными ресурсами, выгодное геоположение. Ко второй группе относятся факторы, созданные людьми, – инвестиции, инфраструктура, человеческий капитал, институты.

В мировой практике исследований, посвященным ТНК, очень мало внимания уделяется институциональному аспекту развития таких компаний. Как правило, самые авторитетные исследования деятельности ТНК сфокусированы на изучении теоретических и фундаментальных основ развития таких компаний. Они не затрагивают операционную деятельность ТНК, а также институциональные барьеры и трудности, которые встают на пути ТНК в ходе продвижения в те или иные регионы и отрасли. Совершенно очевидно, что в российской науке недостаточно изучены характер и направление деятельности иностранных ТНК на территории страны, в связи с чем актуальность исследования не подлежит сомнению. Еще один фактор, которым обусловлена актуальность данного исследования, это- приобретающий все большую популярность в научных кругах институциональный анализ, а также возросшая роль институтов в экономическом развитии.

В рамках введения необходимо отметить небольшой нюанс относительно понятийного аппарата. Дело в том, что российское определение ТНК несколько отличается от международного. В соответствии с определением Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая унифицировала критерии ТНК в «Правилах действия транснациональных компаний» в 1986 году, транснациональной корпорацией является компания, имеющая подразделения в более чем одной стране, которые действуют в соответствии с единой системой принятия решений, предусматривающей согласованную политику и единую стратегию. Эти подразделения настолько связаны, по форме собственности или иначе, что один или несколько из них могут оказывать существенное влияние на других путем обмена знаниями и ресурсами или разделения ответственности. В современной практике важным условием для признания компании транснациональной необходимо, чтобы не менее 10% ее активов были размещены за рубежом. Под транснациональной компанией в России подразумевается, как правило, крупная компания, которая ведет торговую, производственную, технологическую, инвестиционную деятельность с компаниями двух и более стран, а также характеризуется заметным влиянием на ключевые индикаторы отрасли и региона пребывания. Иногда добавляется минимальное количество стран присутвия-6. Таким образом, практически все крупные компании России можно определить, как транснациональные.

Единственным весомым недостатком изучения институциональных факторов является сложность, а зачастую и невозможность оценки того или иного явления математически. Тем не менее, в важности такого анализа сомневаться не приходится. Если ранее было сложно оценить роль институционального фактора в развитии иностранных ТНК в стране, то события последних полутора лет определенно внесли свои корректировки в динамику и направление деятельности этих компаний России. Данная работа посвящена поиску и оценке взаимосвязи между этими явлениями.

Таким образом, объект исследования- иностранные ТНК в экономике России.

Предмет исследования- институциональный фактор в развитии иностранных ТНК в России на примере поправки к федеральному закону об иностранных инвестициях и особых экономических зон промышленно- производственного типа «Липецк» и «Алабуга».

Из вышеуказанного вытекает непосредственно цель работы- проанализировать и выявить роль институционального фактора в развитии иностранных транснациональных корпораций в экономике России в 2000-2014 годы.Для выполнения этой цели обозначим задачи данной работы:

  1. Исследовать теоритическую базу институтов как факторов экономического роста;

  2. Обозначить базовые институциональные основы деятельности иностранных ТНК на территории Российской Федерации;

  3. Проанализировать роль иностранных ТНК в экономике России, ее зависимость от выбранных институциональных факторов;

  4. Оценить влияние выбранных институциональных факторов на динамику ПИИ;

  5. Выделить особенности и проблемы влияния институциональных факторов на ТНК в России с учетом современной геополитической ситуации.

В работе представлены введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Теоретически работа опирается статистические данные UNCTAD, Центробанка, Росстат, Минэкономразвития, РБК, доклады о мировых инвестициях. Также в работе использованы данные с интернет- ресурсов, монографий, учебных пособий, материалы из научных статей.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ "ИНСТИТУТЫ" И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТНК В СТРАНЕ
  1.  
    1. Теоритические основы институционального фактора экономического развития

В последние два десятилетия одним из наиболее развивающихся направлений экономической мысли можно назвать институциональную теорию. Действительно, именно в этом направлении имел место значительный интеллектуальный прогресс. Это и новое понимание, и трактовка природы фирмы, подведение научной базы под теорию транзакционных издержек, переосмысление роли прав собственности и их влияния на экономический рост и развитие.

Однако институциональная теория и подход в России пока развиты недостаточно. Так, по мнению Пилясова А.Н., доктора географических наук, и директора Центра экономики Севера и Арктики СОПС, «применение институционального подхода в региональном анализе и при выработке мер региональной политики способно существенно повысить их эффективность». Как же конкретно способны институциональные факторы способны влиять на экономический рост и развитие страны? Для этого разберёмся с теоритическими основами экономического роста и институциональных факторов.

Понятие экономического роста является ведущим практически во всех экономических школах. К примеру, классическая экономическая теория рассматривает основные предпосылки для экономического роста, не углубляясь в саму природу экономического роста. В неоклассической и кейнсианской школах построены модели, которые учитывают различные факторы, определяющие процессы роста, с акцентом на эндогенные или экзогенные аспекты различных факторов. В современной экономике экономический рост изучается на основе рассмотрения факторов роста неоклассической модели Солоу – Свона.

Авторы теории экономического роста (Р. Харрод, Е. Домар, Дж. Робинсон., П. Ромер, Р. Солоу, Т. Свон) часто учитывают только факторы производства, а также пытаются показать косвенный эффект других факторов, которые охарактеризованы как факторы спроса (С. Брю, Р. Дорнбуш, К. Макконнелл, С. Фишер). Русская экономическая литература экономический рост рассматривает чаще всего в учебниках В. Гальперина, Л. Любимова и Р. Нуреева.

Что касается институциональных факторов экономического роста, они фигурируют в работах таких западных теоретиков как Д. Норт, Р. Нельсон, Дж. Стиглиц, О. Уильямсон, С. Уинтер. Из российских ученых этими вопросами занимались Г. Гукасьян, Р. Капелющников, Р. Нуреев, А. Олейник, А. Шастико.

Тем не менее, необходимость разработки фундаментальных и методологических основ институционального подхода к экономическому росту остается актуальной. Необходимо систематизировать институциональные факторы по их влиянию на экономику страну на микро- и макроуровнях.

Политические, правовые, экономические и социальные институты страны оказывают существенное влияние темпы экономического роста. Тем не менее, очень сложно определить, какие конкретно институты играют роль и насколько они важны. Это вопрос имеет решающее практическое значение. Страны могут свободно вносить изменения в деятельность своих учреждений в целях повышения их экономической эффективности. Но, если они не могут точно определить положительные аспекты конкретных учреждений, единственным решением остается заимствовавшие институциональных структур другой, более экономически успешной в этом аспекте страны. Так произошло в Японии в 1945 году, которая «импортировала» часть американских институциональных структур, и совсем недавно в Дубае, который перенял весь арсенал коммерческого права, которым регулируется деловой центр Лондона. Тем не менее, во многих случаях может быть невозможным или неэффективным менять весь институциональный режим, или это может быть политически или социально неприемлемым. По этой причине, было бы полезно, если бы мы имели лучшее представление, какие именно аспекты конкретного института способствовали бы стимулированию роста.

Когда мы говорим об «институтах», мы имеем в виду нечто гораздо более широкое, чем просто набор общеизвестных государственных учреждений, таких, как парламенты или центральные банки, союзы (хотя все это конкретные примеры институтов). «Институт» в современном смысле этого понятия — это любая общепринятая процедура, которая регламентирует процесс взаимодействия между членами общества. Например, права собственности являются основополагающим правовым и экономическим институтом, хотя понятие права собственности и способов его регулирования могут кардинально отличаться в разных странах мира. Институт права- еще один фундаментальный институт и здесь основное внимание направлено на различия между гражданским правом и системой общего права.

Большой вклад в изучение институциональных факторов экономического роста внес доклад Всемирного банка за 2009 г. [29], основанный на принципах «новой экономической географии». В соответствии с положениями этого доклада, пространственное неравенство обусловлено тремя ключевыми факторами, как:

  • density – пространственная концентрация населения и агломерационный эффект;

  • distance – экономическое расстояние, которое обусловлено слаборазвитой инфраструктурой, удаленностью от мировых и внутристрановых рынков, а также транспортными издержками;

  • division – институциональные барьеры, препятствующие проникновению товаров, услуг, инноваций, компаний.

Институциональный фактор экономического развития- понятие очень широкое. В него можно включить институциональные барьеры территориальной мобильности, социальных лифтов и доступности качественных социальных услуг, способствующих росту человеческого капитала. Ключевой характеристикой институциональных барьеров является их долгосрочный и устойчивый характер. При рассмотрении институционального фактора в развитии территорий, необходимо помнить, что пространство по природе своей крайне инерционно, в связи с чем выбор направлений, способствующих развитию тех же ТНК на территории страны должен быть тщательно проанализирован даже в условиях узкого «коридора возможностей».

Институциональные изменения представляют собой те или иные изменения институциональной среды как набора взаимосвязанных и взаимозависимых формальных правил, и неформальных ограничений, которые определяют систему стимулов для субъектов экономики. Институциональное изменение — это не только реформа в том или ином правиле, норме, акте. Институциональное изменение — это изменение в целостной системе правил и норм, то есть, в институте. Такие перемены могут протекать в разных формах, например, в форме институциональных инноваций, которые осуществляются в формальных и неформальных правилах и при их взаимодействии.

Важно отметить, что институциональные инновации могут возникать как на базе прежних, давно существующих норм и установок, так и без всякой привязки к уже существующим институтам. А также, как уже упоминалось выше, институциональные инновации могут «импортироваться» из внешней институциональной среды.

Таким образом, экономический рост обусловлен влиянием системы институциональных факторов. Двигателем экономического развития являются институциональные инновации на различных уровнях - от микроинноваций в конкретном хозяйстве или фирме до мегаинноваций на уровне государств и мирового сообщества (электронная коммерция). Важнейшими факторами экономического развития с институциональной точки зрения являются целевой характер инвестиционных решений и формирование ожиданий экономических агентов, которые либо обеспечат эффективное функционирование в рамках заданного курса, либо смогут внести изменения в сформировавшийся уклад.

1.2 Институциональные основы деятельности иностранных ТНК в России

Присутствие иностранных ТНК в той или иной стране зависит от ряда факторов: это и географическое положение, и насыщенность ресурсами, и макроэкономические показатели страны, и инвестиционный климат и т.д. Если обратиться к теории экономической географии, то можно найти определение этих факторов как факторов «первой» и «второй» природы. Ключевыми факторами на современном этапе становятся факторы «второй природы», отражающие институциональную деятельность в том или ином направлении. Данный пункт посвящен описанию основных институциональных аспектов функционирования иностранных ТНК в России.

Важнейшим институциональным фактором деятельности иностранных ТНК в России является их правовое регулирование, которое полностью осуществляется в рамках законодательства об иностранных инвестициях.

В переходный период в 90-е перед государством встала абсолютно четкая проблема привлечения иностранного капитала посредством иностранных ТНК. В то время, когда крупнейшие иностранные ТНК и их многочисленные филиалы активно размножались во всех уголках мира, в России еще не было правовых институтов, которые могли бы регулировать деятельность таких компаний на территории страны. Массовый отток иностранного капитала стал результатом не только кризиса 1998 года, но и законодательных провалов в этой сфере. Иностранный инвестор таких масштабов (о масштабах ТНК мы уже упоминали) должен быть уверен в каждом в правовой защите движения своих капиталов. Необходимость привлечения иностранных ТНК, а также курс на либерализацию экономики, привели к принятию Федерального закона № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года.

Конечно, до принятия этого закона в России были законы, регулирующие движение иностранного капитала в России. Это были законы РСФСР 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [1].

Принятый в 1999 году ФЗ стал отправной точкой нового направления в регулировании иностранных ПИИ. Этот закон предельно четко определяет права иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в Российской Федерации, а также регулирует получаемые от этих инвестиций доходы и прибыль.

Данный закон не распространяются на иностранные инвестиции в банковские и прочие кредитно-страховые организации. Также закон не распространяется на инвестиции в некоммерческие организации.

Какие же права обеспечивается иностранным инвесторам в лице иностранных ТНК? В первую очередь, это национальный режим для иностранного инвестора, предполагающий аналогичное отношение к иностранному инвестору с точки зрения предоставляемых прав и привилегий, и к национальному юридическому лицу. Также государство гарантирует выплату компенсаций при наступлении некоммерческих рисков и создание благоприятного инвестиционного климата путем предоставления налоговых, таможенных и иных льгот. В рамках данного закона также предполагается правовая защита иностранных инвесторов на территории России и возможность использования иностранным инвестором различных форм инвестирования на территории России. В соответствии с основными постулатами института собственности, иностранному инвестору обеспечивается возможность передачи своих прав и обязанностей другому лицу, а также компенсация в случае национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями. За иностранным инвестором закрепляется право участвовать в приватизации и приобретении ценных бумаг; на «беспрепятственный вывоз за пределы территории России имущества и информации в документальной форме или в форме записей на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций» и т.д.

В рамках обеспечения экономической и политической безопасности страны, для иностранного инвестора существует ряд ограничений на осуществление ПИИ. В основном, все эти ограничения связаны с невозможностью приватизировать предприятия, которое имеют стратегически важное значение для страны. Главным носителем этих ограничительных мер является № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 года (далее – «Закон 57-ФЗ») [7]. В соответствии с этим законом, иностранный инвестор не вправе приватизировать стратегически важные предприятия в оборонной или социальной сфере. Приватизация иностранным инвестором государственных и муниципальных предприятий, которые территориально расположены в приграничных территориях, также запрещена.

Обзор российского законодательства по регулированию деятельности иностранных ТНК показал, что с точки зрения обеспечения прав инвестора все нормы соответствуют международным. В то же время, есть определенные ограничения, связанные с законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Также, в настоящее время кроме внутренних институциональны факторов, особую остроту приобрели внешние, в частности, введение санкций против России.

К институциональном основам деятельности иностранных ТНК в России некоторые относят также цены на нефть и курс валюты. С одной стороны, это чисто экономические факторы, с другой- ввиду специфики экономики России и значимости этих факторов для ее устойчивого экономического роста, есть ряд теоретиков, которые относят их к институциональным факторам. Тем не менее, на данный момент, важнейшие институциональные факторы развития ТНК в России- это внутреннее законодательство, особые экономические зоны и внешние факторы воздействия.

1.3 Роль иностранных ТНК в экономике России: приоритетные регионы и отрасли

Роль иностранных ТНК в экономике России сложно переоценить, тем не менее оценить ее как-то нужно, ведь она сильно различается как в зависимости от отрасли, так и в зависимости от региона. В ходе работы мы оценили динамику ПИИ и распределение ТНК по отраслям, а также выделили регионы с наибольшими ПИИ на душу населения.

Крайне сложно оценить роль иностранных ТНК в России в 2000-ые годы, когда инвестиционная политика страны находилась в зародышевом состоянии. Тем не менее, уже в 2004 году по заказу Министерства экономического развития частная консалтинговая компания The PBN Company, которая работает в России с 1990 г., осуществила полномасштабное исследование инвестиционного климата России, в рамках которого представила различные классификации иностранных ТНК, работающих на территории страны.

В те годы Россия явно уступала в войне за мировые ПИИ с другими переходными экономиками, не говоря уже о развитых странах. Также остро стояла проблема оттока капитала, который с каждым годом увеличивался в 3-4 раза. Таким образом, актуальность и практическая значимость этого исследования сомнению не подвергались. Так как результаты основаны на данных официальной статистики, для оценки деятельности ТНК в 2000-е годы мы будем опираться именно на него.

В ходе обработки результатов исследования автором были составлены диаграммы по распределению транснациональных компаний в зависимости от исследуемого критерия. Так, в соответствии с секторальным разделением того исследования иностранные ТНК были, главным образом, сосредоточены в потребительском секторе, куда входила также розничная торговля.

Рис 1. Иностранные ТНК в России в 2000-е по сферам бизнеса

Составлено автором по данным РЦБ № 10 2006: Россия как объект инвестиций [22]

Рис 2. Иностранные ТНК в России в 2000-е расположению главного офиса

Составлено автором по данным РЦБ № 10 2006: Россия как объект инвестиций [22]

В 2000-е годы главным «поставщиком» иностранных ТНК в российский бизнес была Европа.

Еще одно глобальное исследование крупного бизнеса было проведено деловым журналом РБК, результаты которого представлены в интересующем нас разрезе. В своем октябрьском номере, РБК проранжировал 500 крупнейших компаний по объему выручки в 2014 году (см. приложение №3). Именно исследование РБК было взято за основу, чтобы сравнить деятельность иностранных ТНК в 2000-е и 2014 годы.

В числе 500 крупнейших компании России по итогам 2014 года, суммарная выручка которых составила 56 трлн. руб, оказалось 143 иностранных ТНК.

Разделение по сферам бизнеса несколько изменилось, появились новые отрасли, выносимые в отдельные категории. Что важно, увеличилась доля иностранных компаний в сфере тяжелой промышленности и строительства. Отдельным пунктом обозначена доля иностранных ТНК в фармацевтике –почти 10%.

Рис 2. Иностранные ТНК в России в по сферам бизнеса в 2014 г.

Составлено автором по данным РБК№ 10 2015: РБК-500 [Прил.3]

Также мы попробовали оценить зависимость крупного бизнеса от иностранных ТНК и составили таблицу с долей иностранных ТНК в той или иной сфере деятельности 500 крупнейших компаний.

Таблица 1

Доля иностранных компаний из РБК-500 в сегментах экономики

Сегмент

% иностранных ТНК

Электроника

91%

Потребительсикие товары

86%

Алкоголь и табак

73%

Фармацевтика

52%

Стройматериалы

50%

Авто

45%

Лес и деревообработка

43%

Сельское хозяйство и продукты питания

42%

Розничная торговля

31%

Составлено автором по данным РБК№ 10 2015: РБК-500

Для того, чтобы подвтердить статистику тяготения иностранных ТНК к отраслям промышленности, ниже приведена динамика ПИИ в промышленный сектор России и его соотношение с общим объем ПИИ встрану.Очевидно, что с 2010 года доля ПИИ в промышленность увеличилась на 15%.

Рис 4 . Соотношение ПИИ в промышленность к общему притоку прямых иностранных инвестиций в 2010-2014 гг.

Составлено автором по данным ЦБ РФ по ПИИ [28].

В целом роль иностранного бизнеса сильно различается по отдельным отраслям российской экономики. При этом количественные оценки (например, доля ПИИ в общем объеме инвестиций в отрасли или доля иностранных фирм по объему реализации продукции) не всегда дают адекватную картину, поскольку ведущие иностранные ТНК могут через конкурентное давление заметно трансформировать отрасль и без значительных инвестиций. Тем не менее перечень ведущих российских фирм под контролем иностранных инвесторов во многом показателен. У более чем 30 компаний из самых разных стран объем реализации продукции в России превысил 50 млрд. руб. (см. приложение 1). Зарубежный бизнес внес значительный вклад в развитие российских телекоммуникаций и сетевой торговли, а в последние годы сборочные заводы западноевропейских, американских и восточноазиатских концернов сильно трансформировали отечественное автомобилестроение. Ключевая роль принадлежит иностранным ТНК в российской табачной промышленности, велико их значение в некоторых отраслях пищевой и химической индустрии. Постепенно растет значение зарубежных дочерних структур в российском банковском бизнесе и электроэнергетике.

В некоторых регионах наблюдается ситуация, когда подразделение иностранной ТНК является системообразующим предприятием целого субъекта. Так, для наглядности, автором была составлена карта с 5 регионами, где крупнейшие по объему выручки в 2014 году компании-иностранные.

Рис 5. 5 регионов, где крупнейшие компании - иностранные

Составлено автором по данным РБК№ 10 2015: РБК-500

Таким образом, с в последние годы мы наблюдаем усиление роли иностранных ТНК в России. Процесс тяготеет к отраслям добывающей промышленности, рынку потребительских товаров и услуг.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР НА РАЗВИТИЕ ТНК И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПИИ В РФ В 2000-2014 гг.2.1 ОЭЗ в республике Татарстан и Липецкой области

Итак, ОЭЗ были определены как один из институциональных факторов привлечения ТНК и ПИИ. В данном пункте мы проанализировали две промышленно-производственные особые экономические зоны, оценили их эффективность в соответствии с планируемыми показателями, а также попробовали оценить их влияние на развитие ТНК в этих регионах и в стране в целом.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа на территории республики Татарстан была создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 784. Республика Татарстан расположена в центре крупного и высокоразвитого индустриального района, ключевыми отраслями которого являются нефтедобыча, нефтепереработка, машиностроение, авиастроение, нефтехимический комплекс. В качестве приоритетных направлений деятельности ОЭЗ можно выделить автомобилестроение, автокомпоненты, приборостроение, нефтехимия, композитные и строительные материалы, товары массового потребления.

Особая экономическая зона на территории республики Татарстан «Алабуга» расположена в Камском промышленном узле с населением около 1 млн. человек. Что касается технических характеристик ОЭЗ, общая площадь зоны- примерно 20 квадратных километров, из которых для резидентов предназначена половина. Вся территория поделена на модули по 5, 10 и 20 гектаров. На территории ОЭЗ проходит железнодорожный транспорт.

Объемы финансирования 36222 миллионов рублей, соотношение регионального и федерального бюджетов: региональный бюджет-49%, федеральный-51%, закрепленные в Соглашении о создании от 18.01.2006.

Что касается эффективности функционирования зоны, то в соответствии с оценкой Минэкономразвития состояния промышленно-производственной зоны была составлена следующая диаграмма с оценкой ключевых показателей эффективности ОЭЗ.

Рис 6. Показатели ОЭЗ "Алабуга" по состоянию на 1 июля 2014 г.

Составлено автором по данным Минэкономразвития об оценке состояния ОЭЗ

Для целей нашего анализа одной из ключевых характеристик является соотношение планируемого и фактического количества резидентов. Уже в начале 2014 года их было 41 вместо запланированных 28-выполнение плана 146%. А частные инвестиции в 3 раза превысили государственные, территория заполнена резидентами примерно на 50%.

По данным официального сайта особой экономической зоны, в «Алабуге» зарегистрировано 42 резидента с общим объемом заявленных инвестиций 90 060 млн руб. Среди компаний-резидентов особой экономической зоны «Алабуга» присутствуют такие международные ТНК как Ford, Rockwool, 3M, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и другие.

Вторая исследуемая особая экономическая зона- «ОЭЗ ППТ Липецк», созданная на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 782. «ОЭЗ ППТ Липецк» призвана развиваться в следующих направлениях: энергетическое оборудование, альтернативная энергетика, машины, оборудование (в том числе медицинское), бытовая техника, нано и биоматералы.

С точки зрения территории, эта зона в два раза меньше «Алабуги». Её площадь составляет 1024,5 гектаров, из которых для резидентов также предусмотрена половина. Что касается объемов финансирования, то тут «Липецк» также уступает «Алабуге» -17 933 млн. руб. Тем не менее, соотношение федерального и регионального финансирования такое же, как в «Алабуге».

На основе данных Минэкономразвития, была составлена диаграмма соотношения плановых и фактических показателей функционирования «ОЭЗ ППТ «Липецк».

Рис 7. Показатели ОЭЗ "Липецк" по состоянию на 1 июля 2014 г.

Составлено автором по данным Минэкономразвития об оценке состояния ОЭЗ

Обратимся снова к важному для нас показателю количества резидентов. По состоянию на 31.12.2013 в «ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 29 резидентов, превысив запланированные 28. Частные инвестиции в 3 раза превысили государственные, территория заполнена резидентами примерно на 67% (в «Алабуге» на 50%). Эта разница подтверждается еще и соотношением плановых и фактических налоговых поступлений. Если в «Алабуге» и налоговые поступления составили 90% от планируемых, то в «Липецке» этот показатель равен 196%.

Таким образом, особые экономические зоны промышленно-производственного типа относительно своих плановых показателей эффективны, однако есть заметное торможение развития с 2014 года, что подтверждается тем, что во второй половине 2014 года и 2015 года новых резидентов в них фактически не появилось. Особые экономические зоны России для иностранного инвестора интересны. Стоит отметить, что ОЭЗ «Липецк» была признана наиболее привлекательной инвестиционной площадкой в Европе по версии журнала «fDiMagazine».

Так как наша цель- оценить влияния ОЭЗ на развитие ТНК, то рассмотрим динамику ПИИ в этих регионах, так как наличие иностранных ТНК капитала предполагает изменение этого показателя.

Рис 8. Индекс объема ПИИ 2000-2014г.,%

Составлено автором по данным статистического сборник «Инвестиции в России» [16].

2.2. Федеральный закон об иностранных инвестициях

Данный закон мы уже рассмотрели, как важнейший регулятор деятельности иностранных ТНК на территории Российской Федерации, когда говорили об институциональных основах их функционирования. Но так как принят он был в 1999 году, мы не можем опираться исключительно на него в оценке его влияния на деятельность иностранных ТНК. В данном пункте речь пойдет об одной из стадий его эволюции, так как за 2000-2014 годы закон претерпел существенные изменения и реформы, одна из которых связана с уже рассмотренным институциональным фактором особых экономических зон. Данная поправка была внесена в 2005 году- год постановлений о создании рассмотренных ОЭЗ, поэтому эту меру мы также можем исследовать как еще один из институциональный фактор.

Поправка была введена Федеральным законом № 117-ФЗ и отменяла действие статей 7 и 16 на «отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны».

Пункт 1 статьи 7 обеспечивал иностранному инвестору право передачи прав или уступку требования другому лицу на основании решения суда. Пункт 2 этой же статьи предусматривал признание правомерным передачу прав и требований иностранному государству или иному уполномоченному им государственному органу в случае совершения ими платежей в пользу иностранного инвестора.

Статья 16 же касалась таможенных льгот, предоставляемых инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями. В соответствии с данной статьей, иностранному инвестору и компаниям с иностранным капиталом предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в случае реализации ими приоритетных инвестиционных проектов в рамках таможенного законодательством Таможенного союза. В соответствии с редакцией 2005 года регулирование этих вопросов перешло непосредственно к самим ОЭЗ.

Таким образом, эта поправка внесла ясность в законодательство относительно деятельности ТНК. Так как с созданием особых эконмических зон, нужно было разграничить компетенции зоны и государственного законодательства, а также приблизить их к международным нормам. Так что, основным результатом этой поправки можно считать исключение двусмысленности и повышение автономии ОЭЗ.

2.3. Эффективность государственных мер для привлечения ТНК и проблемы их реализации

Рассмотрев отдельно особые экономические зоны и поправку к закону об иностранных инвестициях, попытаемся спроектировать эти факторы на развитие деятельности ТНК в России. Что касается ОЭЗ, то на основе основных показателей функционирования ОЭЗ ППТ «Липецк» и «Алабуга» можно сделать вывод об их относительной эффективности.

Что же касается поправки к закону, то здесь, естественно, показатели эффективности быть не может, зато это еще раз подтверждает важность институтов в бизнесе. Ведь чем прозрачнее и доступнее для понимания законодательство, тем больше иностранные компании готовы рассматривать страну как перспективного реципиента долгосрочных ПИИ. Таким образом, обе наши меры, и ОЭЗ, и поправка к закону были приняты в 2005 году. Уже с 2006 года мы видим рост в динамике ПИИ, хотя естественно, что в ОЭЗ инвесторы пришли не сразу. Но в современных условиях деятельность бизнеса таких масштабов остро реагирует на все правовые изменения. Естественно, что в течение этого периода было огромное количество других факторов, влияющих на приток ПИИ в Россию. Тем не менее, это не уменьшает роли этих институциональных мер. Тем более что, как мы видели в отраслевом распределении, более половины ПИИ приходится на промышленность. Таким образом, несмотря на ряд особенностей и проблем, к началу 2014 года Россия стала одним из самых привлекательных объектов инвестирования. Иностранные ТНК чувствовали себя прекрасно, пожиная щедрые плоды огромного российского рынка.

Рис 9. Динамика ПИИ в Россию, 2000-2014 гг.,млн.долл.

Составлено автором по данным ЦБ РФ по статистике ПИИ [17]

Однако по итогам 2014 года Россия впервые за 10 лет не вошла в список A.T. Kearney 25 наиболее привлекательных для прямых инвесторов стран[23]. Авторы рейтинга говорят, что Россия выпала их этого списка еще до конфликта с Украиной, аргументируя свое решение непредсказуемостью политики и вмешательства государства в экономику. В опросе 2015 г. половина заявила о готовности увеличить инвестиции в Россию и сопредельные страны после отмены санкций.

Санкции- еще один институциональный фактор, только в данном случае-внешний. И как мы видим, для деятельности транснациональных корпораций –один из ключевых. Конечно, не будет такой ситуации, что все иностранные ТНК встанут и покинут такой привлекательный и емкий рынок. Однако тот факт, что этот внешний институциональный фактор ослабил их готовность инвестировать в Россию, отрицать нельзя. Есть, естественно, иностранные ТНК, которые покидают российский рынок: Opel, Toshiba, SsangYong, Chevrolet, ConocoPhillips, Renault Scenic и т.д.

Рис 10. Динамика роста ВВП и ПИИ, 2000-2014 гг.

Составлено автором по данным ЦБ РФ по статистике ПИИ [17].

Таким образом, если оценивать эффективность институциональных мер, на первое место я бы все-таки поставила законодательство. Ведь даже особые экономические зоны в какой-то степени являются в какой-то степени следствием этого института. И их эффективность зависит не только от норм и правил, действующих на территории данных зон, но и от глобального правового климата страны.

В качестве основных проблем влияния институциональных мер на развитие ТНК в стране можно отметить их порой замедленное действие- это в большей степени касается законодательных мер и создания особых экономических зон.

С другой стороны, скорость воздействия внешних институциональных факторов чрезвычайно высока, что мы видим на рис. 10. Введение санкций и изменение курса рубля повлекли за собой немедленную реакцию со стороны иностранных инвесторов, начался отток ПИИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проделанной работы мы выяснили, что институциональные факторы оказывают существенное значение в развитии иностранных ТНК на территории России.

Иностранного инвестора в России привлекают огромный размер рынка, возможность увеличения сбыта. В настоящее время иностранные ТНК сосредоточены, в основном, в регионах с высокоразвитой инфраструктурой - Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, а также в регионах с преобладанием добывающей промышленности - в Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае. Производства и предоставление услуг в России развернули главным образом иностранные ТНК, специализирующиеся на топливно-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, сфере различных услуг.

Что касается отраслевого распределения иностранных ТНК, были сопоставлены характер деятельности иностранных ТНК в 2000-е годы и их распределение по сферам бизнеса и в 2014 году. За эти годы присутствие ТНК претерпело изменения, иностранные инвесторы пришли в новые отрасли, укрепив свои позиции во всех сферах экономики России.

Нельзя нивелировать значение институционального фактора в том, что Россия за столько короткий срок стала одним из самых привлекательных географий для инвестирования благодаря законодательным инновациям и усилиям, брошенным на формирование инвестиционного климата. Однако эти же институциональные факторы- уже внешние- с конца 2014 года негативно сказываются на потоках ПИИ в Россию. Инвестиционную привлекательность определяют не столько рейтинги соответствующих изданий, сколько группа инвесторов, которая уже имела опыт инвестирования на этой территории. Россия несет на себе вечный груз коррумпированной и непрозрачной системы. Неудивительно, что в рейтингах Всемирного экономического форума, Всемирного банка и Transparency International, основанных на опросах, Россия оказывается в конце списка рядом с такими странами, как Нигерия и Тимор.

Конечно, внешние институциональные факторы, результатом которых стало сокращение объема прямых иностранных инвестиций в Россию в первом полугодии 2015 года на 46%, будут оказывать дальнейшее негативное влияние на инвестиционный климат страны. Россия – парадокс в плане ПИИ: деловое сообщество воспринимает ее как страну, где процветает коррупция, где нет надежного законодательства о собственности, где недостаточно уважается правовое государство; и, тем не менее, Россия входит в число ведущих направлений ПИИ, даже при учете значительной доли псевдоиностранных инвесторов в общем объеме иностранных инвестиций. Этот парадокс частично объясняется тем, что быстро развивающийся рынок из 140 млн потребителей, активное население с высоким уровнем образования и богатейшие в мире природные ресурсы неизбежно остаются крайне привлекательными для иностранных компаний. Какими бы ни были реальные или воображаемые риски, Россия сегодня является приоритетным инвестиционным направлением для многих иностранных предприятий, несмотря на экономические санкции, волатильность национальной валюты и цен на нефть. Да, инвестиции в страну сократились, иностранным ТНК приходится тяжело, но мало кто намерен отказываться от такого перспективного рынка с развивающимися институтами. Конечно, есть ряд компаний, которые в скором времени покинут Россию, но для устойчивого развития необходимы долгосрочность и целевой характер их пребывания. Транснациональные компании ввиду своих масштабов могут адаптироваться к внешним изменениям, тем более, внутренние институциональные факторы в полной мере способствует этому. Подводя итог, необходимо отметить эффективность институциональных мер и выразить оптимизм относительно их будущего для деятельности иностранных ТНК в стране при относительной стабильности прочих факторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116994/

  2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156882/

  3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165199/

  4. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116- ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173553/

  5. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57- ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170637/

  6. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» - URL: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117376/

  7. Резолюция ЭКОСОС ООН 198653 - URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/671/00/IMG/NR067100.pdf?OpenElement

  8. Безродная Н.И. Инновационные программы ТНК как возможность формирования нового технологического уклада // Вестник ТИУИЭ. 2014. №1 (19)

  9. Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. — М.: Независимый институт социальной политики, 2010.

  10. Каткова М.А. Устойчивость институциональной системы // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).

  11. Крупорницкая И.Н. Предпосылки формирования и тенденции развития современных организационных форм: Транснациональные корпорации в конце 20 - начале 21 века // Менеджмент в России и за рубежом - 2008.-N 3, май-июнь. - С .31-37.

  12. Пестова А.А., Мамонов М.Е., Галимов Д.И., Сальников В.А. Методология прогнозирования и предварительная оценка притока прямых иностранных инвестиций в экономику России // В кн.: Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития России. Вып. 1: Методология. М.: МАКС Пресс, 2012. – С. 226-271.

  13. Рудь Н.Ю. Теоретические подходы к анализу прямых иностранных инвестиций //Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 3 (22). СПб., 2008. – с. 33-40.

  14. Действующие двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежание двойного налогообложения - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84959/?frame=1

  15. Статистика Всемирного банка по ВВП 2014 год - URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD

  16. Статистический сборник «Инвестиции в России» - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_56/Main.htm

  17. Данные ЦБ РФ по ПИИ - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/dir-inv_reg-in.htm

  18. Доклад о мировых инвестициях 2014 - URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2014overview_ru.pdf

  19. Рейтинговое агентство Эксперт- URL: http://www.raexpert.ru/

  20. Россия в цифрах. 2014: Стат.сб/ Госкомстат России - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm

  21. РЦБ № 10 2006: Россия как объект инвестиций- URL: http://www.rcb.ru/rcb/2006-10/7658/?print=Y

  22. A. T. Kearney, Cautious Investors Feed a Tentative Recovery, 2012, - URL: http://www.atkearney.com/gbpc/

  23. J. Vercueil, «Changing Investment Climate in Russia: an Institutional Approach», Journal of Euromarketing, 19 (2–3),April 2010, pp. 115–138.

  24. Kuznetsov A. Global Expansion of Russian Multinationals after the Crisis: Results of 2011. Report dated April 16, 2013 - URL: http://www.vcc.columbia.edu

  25. Ernst& Young’s attractiveness survey «Shaping Russia’s future»- URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/2013-Russia-attractiveness-survey-Eng/$FILE/2013-Russia-attractiveness-survey-Eng.pdf

  26. FDI in Developing Countries and Economies in Transition: Opportunities, Dangers, and New Challenges - URL: http://www.piie.com/publications/chapters_preview/53/1iie258x.pdf

  27. Fortune Global 500 - URL: http://fortune.com/fortune500/

  28. Russian FDI to Fall 50% in 2014 on Risk, Institute Says - URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-06-05/russian-fdi-to-fall-50-in-2014-on-risk-institute-says

  29. World development report 2009. Reshaping economic geography. World Bank. Washington, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Ведущие иностранные ТНК в России в 2012 году

Фирма

Место в рейтинге «Эксперт-400»

Объем реализации в 2012, млрд. руб.

Отрасль

Страна базирования фактического инвестора

ТНК-ВР*

6

1241,0

нефтегазовая

Великобритания

ВымпелКом**

22

340,3

телекоммуникации

Норвегия (Telenor)

Фольксваген

32

258,8

автомобильная

Германия

Ашан

35

232,6

торговля

Франция

Метро Кэш энд Керри

44

186,2

торговля

Германия

Дж.Т.И.

47

165,8

табачная

Япония

ПепсиКо

50

151,1

пищевая

США

Ниссан

55

142,6

автомобильная

Япония

Филип Моррис

61

128,9

табачная

США

Проктер энд Гэмбл

80

104,8

химическая

США

Эльдорадо

82

97,6

торговля

Чехия (PPF)

Росбанк

87

91,2

банковское дело

Франция (Societe Generale)

Балтика

88

89,3

пищевая

Дания (Carlsberg)

Автофрамос

89

86,9

автомобильная

Франция (Renault)

СИА Интернейшнл

92

81,5

торговля

США (TPG Capital)

ЛГ Электроникс

94

79,5

электро­техническая

Республика Корея

Хендэ Мотор

95

78,4

автомобильная

Республика Корея

Банк Хоум Кредит

100

76,9

банковское дело

Чехия (PPF)

Нестле Россия

102

75,6

пищевая

Швейцария

Э.ОН Россия

105

75,0

электроэнергетика

Германия

Леруа Мерлен Восток

107

72,1

торговля

Франция

Икеа Дом

114

69,5

торговля

Швеция

Энел ОГК-5

117

66,5

электроэнергетика

Италия

Марс

120

65,4

пищевая

США

Самсунг Электроникс

122

64,4

электротехническая

Республика Корея

Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия

125

61,9

пищевая

Греция (Coca Cola Hellenic)

Форд Мотор

126

61,2

автомобильная

США

Теле2 Россия

129

59,5

телекоммуникации

Швеция

ЮниКредит Банк

139

56,1

банковское дело

Италия

Райффайзенбанк

145

53,0

банковское дело

Австрия

Группа «Илим»

148

52,7

деревообрабатыва­ющая и целлюлоз­но-бумажная

США (50% у International Paper, через Швейцарию)

Составлено автором по данным Рейтингового агентства «Эксперт» [20]

Приложение 2. 10 субъектов с наибольшим количеством ПИИ на 1 жителя в 2013 году (долларов США)

Субъект

ПИИ

Hенецкий автономный округ

13143.8

Ямало-Hенецкий автономный округ

2477.7

Сахалинская область

1966.1

г.Москва

854.7

Калужская область

668

Приморский край

570

Ленинградская область

517.2

Архангельская область

493.4

Тюменская область

467.1

Тульская область

433.5

Составлено автором по источнику: РОССТАТ «Об иностранных инвестициях» http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign

Приложение 3. Доля иностранных компаний из РБК-500 в сегментах экономики

Сегмент

% иностранных ТНК

Электроника

91%

Потребительсикие товары

86%

Алкоголь и табак

73%

Фармацевтика

52%

Стройматериалы

50%

Авто

45%

Лес и деревообработка

43%

Сельское хозяйство и продукты питания

42%

Розничная торговля

31%

Дистрибуция

29%

Медиа и реклама

25%

Интернет и онлайн-торговля

20%

Коммерческая недвижимость

20%

ОПК и машиностроение

17%

Банки,финансы, страхование

16%

Химия и минеральные удобрения

15%

Телекоммуникации

11%

Электроэнергетика

9%

Информационные технологии

8%

Нефть и газ

8%

Металлы и горная добыча

8%

Девелопмент и строительство

5%

Транспорт

0%

Строительство инфраструтуры

0%

Составлено автором по данным РБК№ 10 2015: РБК-500

37

Просмотров работы: 2994