В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижении. Три основные фазы в развитии конфликта: переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон.
Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов.
Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Люди, находящиеся в той или иной степени в конфликтной ситуации могут испытывать стрессовую нагрузку, которая рано или поздно может оказывать негативное воздействие на психическое и физическое состояние организма человека.
Кроме того, было отмечено, что в силу текущих перемен в экономических вопросах, в связи с реорганизацией лечебных учреждений, в результате отсутствия мотивационных стимулов, отношения медицинских сестер с представителями администрации любого уровня часто бывают напряженными, противоречивыми и конфликтными.
Медицинским сестрам приходится сталкиваться с конфликтами на работе во многих формах и ситуациях, и поэтому они должны знать, как с ними справиться. Хотя люди придерживаются самых разных точек зрения на конфликт, в нашем обществе он неизбежен и, при умелом подходе, может дать положительные результаты.
В сестринской работе возникает немало конфликтных ситуаций. Это может быть конфликт между членами одного медицинского коллектива, между медиками и членами семьи пациента или между медсестрами, а также конфликт по поводу различных принципов и представлений, касающихся сестринской практики.
Конфликт дает толчок к изменениям, помогает лучше понять работу и круг обязанностей коллег, открывает новые каналы коммуникации, пробуждает в людях энергию и порой приводит к более справедливому распределению ресурсов внутри учреждении.
Порой от медицинской сестры может потребоваться выступить в роли посредника в конфликте. Процесс посредничества включает в себя следующие шаги: оценка конфликта, анализ имеющейся информации, планирование переговорного процесса, реализация выработанной стратегии и оценка результатов.
Умелое использование приемов межличностной коммуникации является важным элементом в деле разрешения конфликта.
Успешному посредничеству сопутствует ряд факторов. Среди них решающее значение имеет создание доверия.
Препятствиями на пути эффективного посредничества являются склонность людей всегда держать ситуацию под контролем, стремление к отстаиванию своей правоты или продолжению конфликта, а также и потребность в поиске виновных.
В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей. Важным звеном управления медицинским персоналом являются главные и старшие медицинские сестры.
Главной составляющей их деятельности является организация сестринского и младшего медицинского персонала на выполнение задач подразделения, в том числе, предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе.
Разработка и внедрение мероприятий направленных на предупреждение развития конфликтов будет также способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи для населения.
Выводы:
1. Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве.
2. Руководителю необходимо помнить, что управление людьми начинается с управления собой. Не уважая подчиненного, не добьешься уважения с его стороны, а отсутствие уважения – это уже предконфликтная ситуация; ничего не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость; изучение подчиненных, интерес к ним как личностям необходимы для успешной работы с ними. Индивидуальный подход - вот путь к взаимопониманию с подчиненными. Утаивание информации создает напряженность во взаимоотношениях. 3. Руководителю необходимо так же учитывать ожидания подчиненных. Подчиненные ожидают от руководителя: знания дела, умения организовать работу, перспективный подход, обеспечение высокого заработка, вежливого отношения к себе, уважения. 4. Если имеется несколько конфликтных ситуаций, и их не устранить, то конфликтная ситуация перерастет в конфликт. Если не устранена хотя бы одна конфликтная ситуация, то возможность конфликта остается. 5. Большую роль при разрешении конфликта играют моральные установки участников, так как в каждом конфликте присутствует ситуация морального выбора. Поэтому руководителю необходимо заниматься воспитательной работой с членами коллектива, поощряя желательное поведение.Список использованных источников:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
2. Двойников С.И. и др. Теория сестринского дела: Учеб. пособие для студентов ВСО. - Самара: ГП «Перспектива», 2002. - 160 с.
3. Двойников С.И., Карасева Л.А. Качество трудовой жизни сестринского персонала - стимул роста эффективности его труда. // Главная медицинская сестра. - 2001. - №7. - С. 115-126.
4. Двойников С.И., Лапик С.В., Павлов Ю.И. Лидерство в деятельности медсестры - руководителя. // Главная медицинская сестра. - 2005. - №8. – С. 63-88.