Одной из таких технологий является разработка технологических карт урока, которые помогают учителю организовать самостоятельную работу учащихся по освоению нового знания, развивать логическое, критическое и творческое мышление ребят. Применение таких карт наиболее эффективно в малых группах или при работе в парах. Реализация технологического подхода освобождает школьников от заучивания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать. Преимущества технологической карты заключаются, прежде всего, в чётко прописанных требованиям к знаниям и умениям учащихся. Она представляет собой модернизированный план урока, в которой структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На занятиях больше внимания уделяется самостоятельной работе с текстом и рисунками учебника, решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т.е. ведущей является самостоятельная работа учащихся на разных этапах урока. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы. В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на уроке, а учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.
Нами разработана технологическая карта урока биологии для учащихся 6 классов на тему «Семейства класса Однодольные». Карта спроектирована на основе УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой [2].
Технологическая карта урока биологии 6 класс
Тема урока: «Семейства класса Однодольные».
Цель урока: изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые; сформировать представление о многообразии цветковых растений;
развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;
воспитательные: воспитыватьумение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока:урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
предметные:
формирование представления о многообразии цветковых растений;
формирование умения определять семейства класса Однодольные;
объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.
метапредметные:
познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия: Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.
Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы:УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Технологии: организации самостоятельной работы учащихся, технология развития критического мышления.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент (1 мин.) |
1.1. Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их |
1.1. Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин.) |
2.1. Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока |
2.1. Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (8 мин.) |
3.1. Ребята, давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? 3.2. С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: биологический диктант на тему «Семейства класса Двудольные».
Инструкция:Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут. 3.3. Учитель предлагает решить биологическую задачу: Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения? 3.4. Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете? Об особенностях этого класса мы уже знаем. Сегодня же мы изучим три из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения. Корректирует тему урока. |
3.1. Семейства класса Двудольные 3.2. Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках
3.3. Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие 3.4. -Класс Однодольные Тему записывают в тетради. |
Формирование представления о многообразии цветковых растений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Изучение нового материала (20 мин.) |
4.1. Семейство Злаки (или Мятликовые). Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации Показ слайдов сопровождается объяснением учителя. Изучаем на примере пшеницы. В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Злаки”.
4.2. Семейство Лилейные Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации Изучаем на примере тюльпана. В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Лилейные”.
4.3. Для изучениясемейства Луковые учитель организует самостоятельную работу учащихся в группах. Инструктивная карточка:
Результаты работы оформляются в рабочей тетради в виде таблицы “Семейство Луковые”. Учитель оценивает качество работы в группе по заполнению таблицы у доски (вызывая любого ученика). |
4.1. Просматривают слайды и заполняют таблицу
4.2. Просматривают слайды и заполняют таблицу Просматривают слайды и заполняют таблицу
4.3. Самостоятельно изучают §26 учебника, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу |
Формирование умения определять семейства класса Однодольные; формирование представления о многообразии цветковых растений |
Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Умение работать фронтально, индивидуально; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив. Сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Умение работать в группе; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников; Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление изученного материала (8 мин.) |
5.1.Учитель говорит о том, что учащиеся на уроке познакомились с основными семействами класса Однодольные, и предлагает учащимся отгадать кроссворд
11. Многолетний представитель злаковых трав (ежа) |
|
Объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека |
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников; Оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия (5мин.) |
6.1. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг? Что для меня было трудным? И подвести итог занятия фразой: Сам себе я желаю… |
6.1. Отвечает на вопросы |
Проведение коррекции и оценки собственных действий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание (3 мин.) |
7.1.Учитель предлагает подготовить доклады по семействам Однодольные 7.2. Благодарит за урок! |
7.1. Записывают домашнее задание 7.2. Благодарят учителя за урок! |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение ФГОС ООО: проблемы и перспективы (из опыта работы гимназии) [Текст] – Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2013. – 180 с.
2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2013- 192 с.