В настоящее время в России происходят серьезные изменения в системе здравоохранения для обеспечения повышения качества оказания медицинской помощи. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от качества работы и профессионализма сестринского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.
На качество работы любого человека большое влияние имеют условия труда, а также физические и психологические нагрузки. Фельдшеры скорой медицинской помощи в силу специфики своей работы все чаще подвергаются на вызовах агрессивному воздействию со стороны пациентов или их родственников, что влияет на их отношение к ситуации, восприятие информации и работоспособность.
Актуальность работы вызвана тем, что во время работы фельдшеров в стрессовых условиях снижается их работоспособность из-за психологического давления со стороны возбужденных и агрессивно настроенных пациентов. А положительные изменения в психологической сфере условий труда фельдшеров могли бы в значительной мере способствовать повышению их стрессоустойчивости и сохранению кадрового ресурса станций скорой медицинской помощи.
Труд сотрудника скорой помощи сопряжен со значительными физическими и нервными стрессами. Одними из первых фельдшеры встречаются с проблемами здоровья пациентов на догоспитальном этапе, и их общение порой происходит в экстренных условиях и кризисных ситуациях, когда часто возбуждение людей перерастает в агрессию под влиянием ситуации.
Вспомним несколько озвученных в СМИ случаев нападений на медиков, произошедших в 2015 году:
В Череповце 17 июля, около десяти вечера, на улице внук престарелой женщины напал на бригаду «скорой помощи», в результате пострадал врач, которого с тяжелым сотрясением мозга, переломом носа и многочисленными травмами госпитализировали.
Так же в Череповце ночью 28 октября 16-летний подросток напал на фельдшера. Медиков вызвала компания молодых людей, которые пояснили, что их друг перепил спиртного, и ему стало плохо. Бригада предложила молодому человеку пройти в машину для осмотра. Но тот неожиданно начал нецензурно ругаться, а потом просто напал на фельдшера и начал бить его.
А ведь эти сотрудники скорой приехали по вызову для оказания медицинской помощи.
Вот еще пример: 26 сентября в Симферополе на улице Севастопольская мужчина обстрелял станцию "скорой помощи". Нападавший попал в четырех человек, две женщины умерли на месте, а двое пострадавших госпитализированы.
В ярославском регионе также участились случаи нападения пациентов на медработников. Об этом с экрана телевизора рассказывала руководитель областного Росздравнадзора Татьяна Борисовна Замиралова. Ее сотрудниками было проведено социологическое исследование. Результаты опроса шокировали: количество нападений на медиков в нашей области исчисляется сотнями, а именно шестьсот с лишним. Это не только оскорбления и угрозы в адрес медиков, но и причинение вреда здоровью нападавшими с кулаками, ножами или огнестрельным оружием.
Например, 4 июня 2015 г. около трех часов дня во Фрунзенском районе города Ярославля была обстреляна машина «скорой помощи». "То есть, никакой защиты нет», — говорила Татьяна Замиралова — руководитель территориального органа Росздравнадзора по ЯО [7].
В то же время наши полицейские при исполнении ими служебных обязанностей защищены статьей 319 УК РФ "Оскорбление представителя власти". "Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года."
Беззащитность медиков и безнаказанность агрессивных "пациентов" наносит существенный вред психике фельдшеров, которые оказывают медицинскую помощь не в стационарах с пропускным режимом и охраной при входе, а в подъездах, квартирах, порой, и просто на улице. Тем самым создаются условия возникновения психологического стресса у фельдшеров, снижения их работоспособности и возможного последующего ухода из профессии.
И это происходит в свете дефицита кадров фельдшеров станций и отделений скорой медицинской помощи.
Дефицит кадров в сфере здравоохранения бывшая глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова в 2012 году оценила более чем в 950 тыс. человек. И, по ее словам, проблему с нехваткой медицинских кадров решить невозможно. Дефицит специалистов среднего медперсонала - медсестер, медбратьев и фельдшеров – составлял 800 тыс. человек. «Эта цифра абсолютно угрожающая. Я думаю, это те цифры, которые должны нас заставить испугаться», - говорила глава Минздравсоцразвития, выступая на конференции «Медицинское образование-2012». Она добавила, что для решения этой проблемы можно было бы организовать курсы переподготовки кадров из стационарного звена, «но в целом эту проблему решить невозможно» [13].
Нынешний министр здравоохранения страны Вероника Скворцова считает, что этот дефицит достиг критической отметки.
В 2012 году вышел приказ Минздрава России, разрешающий студентам старших курсов медицинских вузов работать медсестрами и медбратьями.
Согласно пункту 4 приказа МЗ от 19 марта 2012 г. №239н, лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология" в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология", могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:
- медицинская сестра;
- медицинская сестра палатная (постовая);
- медицинская сестра участковая;
- медицинская сестра процедурной;
- медицинская сестра перевязочной;
- медицинская сестра приемного отделения;
- медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
- медицинский регистратор [5].
То есть должность фельдшера им не может быть предоставлена, поскольку в требовании к квалификации фельдшера скорой медицинской помощи прописаны "Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Скорая и неотложная помощь" без предъявления требований к стажу работы [3].
Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", следует, что, только наличие сертификата специалиста позволяет медицинскому работнику заниматься профессиональной деятельностью.
Справка: Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности [4].
Отсутствие у работника сертификата специалиста является нарушением лицензионных требований медицинской организацией, и он не может оказывать медицинские услуги.
В связи с этим фактом дефицит кадров на станциях скорой помощи осложняется невозможностью привлекать студентов старших курсов медицинских ВУЗов в качестве фельдшеров.
В условиях кадрового дефицита, при наличии повышенных психоэмоциональных и физических нагрузок фельдшерам приходится выезжать на вызовы и оказывать помощь в одиночку, что не может не отражаться на качестве выполняемой работы.
Фельдшеры в повседневном труде сопровождают различные стрессоры. Это и постоянный эмоциональный контакт с множеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); перегрузки; сменная работа; чувство высокой ответственности за результаты работы, контроль за работой извне и др. [9].
Данные стрессоры вызывают следующие группы состояний:
- психические: гневные самовыражения в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; злость на пациентов, коллег, администрацию; когнитивная ригидность; фрустрация;
- нравственно-психические: злоба, проявляемая в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое в поведении и отношениях; чувство неустроенности в социальном плане; утрата интереса к работе;
- стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; бессонница; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость с потерей самообладания [9].
Согласно психологическим исследованиям, у человека при стрессе происходят патологические изменения: избыточное напряжение мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны), дрожание рук, уменьшение скорости сенсомоторной реакции, что мешает ему выполнять точные и экономные движения, ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий. Так же отмечается повышенная отвлекаемость, страдают память и внимание, снижается сензитивность (эмоциональная чувствительность) во время общения и повышается конфликтность [11].
В профессиональной сфере данные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в постоянной нехватке времени, в низкой продуктивности деятельности, хронической усталости и привести к синдрому профессионального выгорания [11].
По наблюдениям C. Maslach, профессора калифорнийского университета, у многих из профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно снижается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Исследования C. Maslach показывают, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия, и проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к пациентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях [9].
Работникам скорой помощи, пожалуй, чаще, чем другим, приходится испытывать на себе нервно-психические нагрузки. Потоки информации, теснота салона санитарного транспорта, нервные перегрузки создают условия, при которых человеку нетрудно «сорваться»: нагрубить, оскорбить, спровоцировать на ответную грубость. Словесные раздражители в виде непрекращающегося потока вопросов к фельдшеру также отрицательно влияют на настроение. А плохое настроение - это не только постоянные конфликты с пациентами и коллегами, но и снижение производительности труда, грубые технические ошибки, приводящие к снижению качества оказания медицинской помощи. У фельдшера в таких случаях возникает подавленность, замедляются темпы мышления, действий.
В таком состоянии очень сложно установить контакт с возбужденным или агрессивным пациентом, а проявления агрессии у людей многообразны.
Что такое агрессия?
Агрессией называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинения вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личиной неприязни, ехидства, сарказма или иронии и оказании, таким образом, давления на жертву.
Существуют следующие виды агрессивных действий:
- физическая агрессия (нападение);
- косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике и т.д.);
- склонность к раздражению (готовность к появлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
- негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);
- обида (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения);
- подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
- вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму — ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов — угроза, проклятия, ругань).
Термин агрессия предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Стресс, полученный в результате агрессии, дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате функциональный уровень понижается, и это может способствовать снижению работоспособности в целом.
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки и определенные факторы, которые можно разделить на три основные группы:
- физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;
- физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
- психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.
Уровень работоспособности проявляется в комплексе показателей, характеризующих: эффективность и качество профессиональной деятельности, а также функциональные реакции организма и субъективное состояние работника.
Работа фельдшера сопряжена с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние субъекта труда, а не только оборудования и технологических процессов. Изменение продуктивности работы гипотетически объяснялось в 1902 г. выдающимся немецким психиатром Э. Крепелином. Он считал, что одними из главных психофизиологических предпосылок снижения работоспособности человека являются неблагоприятные психофизиологические состояния.
К неблагоприятным функциональным состояниям, которые могут негативно отразиться на здоровье работника, а также на результатах его труда, относятся: oстрое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание» [8].
К факторам, негативно воздействующим на организм фельдшера, относятся:
- перенапряжение, связанное с загруженностью работой,
- хроническое психоэмоциональное перенапряжение,
- длительное эмоциональное напряжение, обусловленное ответственностью за выполняемую работу,
- неуверенность в себе,
- агрессивность и невротизм (состояние, отличающееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами),
- хроническая бессонница.
При этом нарушается координационная функция центральной нервной системы и наступает переутомление, падает производительность труда, растет количество ошибок в работе.
Утомление влияет на коммуникативную функцию общения с пациентом. В отличие от других сфер деятельности, общение в медицине имеет ряд отличительных особенностей. Если в других отраслях профессиональное общение между партнерами может с успехом осуществляться в косвенной форме (с помощью переписки, технических средств), то в медицине преобладает прямое, непосредственное межличностное общение «лицом к лицу».
Общение фельдшеров и пациентов представляет частный случай межличностного общения, поэтому ему присущи общие психологические характеристики коммуникации между людьми.
Однако процесс взаимодействия с пациентом не всегда протекает благоприятно. Во взаимоотношениях фельдшера и пациента нередко возникают конфликтные ситуации.
Конфликты между медицинским работником и пациентом разделяют на:
- реалистические (предметные);
- нереалистические (беспредметные).
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Первый вид конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью. Поводом может служить неправильное представление о должном поведении медицинского персонала, о проведении манипуляций, санитарно-гигиенические условия, нерациональная диагностика, неправильное или необоснованное назначение лекарств. Второй конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному специалисту в частности [6].
Функции конфликтов:
- созидательная,
- диагностическая,
- информационная или познавательная,
- разрушительная.
Разрушительная или деструктивная функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психологических травмах, столкновениях, что так же ведет к утомлению, снижению и замедлению производительности труда, ошибкам, недовольству результатами работы, нетерпеливости и новым конфликтам.
Выводы по статье
Работа фельдшеров относится к числу сложных и напряженных видов трудовой деятельности.
Качество оказания медицинской помощи фельдшерами зависит от их умения работать с людьми, их стрессоустойчивости и способности избегать конфликта.
Агрессивность - это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.
Агрессивное поведение - своеобразный способ психической саморегуляции. Это может быть и самозащита, и ослабление переживания страха, напряжения.
Медработника в повседневном труде сопровождают различные стрессоры и вызываемые ими стрессовые проявления
Общение является важнейшей функцией в работе фельдшеров, поскольку от их умения своевременно и правильно понять пациента, зависит не только сохранение его здоровья человека, но порой, и жизнь.
Утомление фельдшера - это снижение его работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, продолжительности и эмоциональной напряженности, и выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов работы.
Литературные источники:
Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 28.11.2015).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. №541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Приказ Министерства здравоохранения России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста".
Приказ МЗ и СР РФ от 19 марта 2012 г. N 239н "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала".
Болучевская В.В., Павлюкова А.И., Сергеева Н.В. Общение врача: особенности профессионального взаимодействия. (Лекция 3). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. - №3. // URL: http:// medpsy.ru.
Вести ЯО http://vesti-yaroslavl.ru/item/6440-v-oblasti-uchastilis-sluchai-napadeniya-patsientov-na-vrachej.
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
Островская И.В. Психология: учебник. - М.: ГОЭТАР - Медиа, 2006. - 400 с.
Щербатых Ю.В. Общая психология. - СПб.: Питер. 2008. - 272 с.: ил. (Серия "Завтра экзамен").
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
Петербургский правовой портал: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks =20&paper=319.
РИА Регионы Online: http://www.gosrf.ru/news/3402/