В рождественский сюжет входят следующие события: Благовещение, Рождество Христово и Сретение. Они очерчивают наиболее знаковые события: весть, само рождение и ликование о спасении человечества воплотившимся Богом. О событии Рождества Христова писали евангелисты Матфей и Лука. Их параллельные повествования дополняют друг друга, создавая полный рассказ о воплощении Бога.
Ни одно из видов искусства не обошло вниманием этот поистине переломный момент в истории. Пожалуй, нигде тема Рождества Христова не дала такой богатой традиции, как в живописи.
Изображения того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивым каноном, порядком празднования [1]. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется в отдельное торжество из общего празднования, посвящённого Богоявлению1.
Самые ранние изображения Рождества Христова встречаются в катакомбах и на каменных саркофагах (в технике рельефа). Исследователи утверждают, что в катакомбных изображениях были довольно распространены изображения Девы с Младенцем, часто встречается сцена поклонения волхвов.
Сложно назвать хотя бы одного художника, кто так или иначе не касался бы темы Рождества в своём творчестве: А. Орканья, Джотто, Леонардо да Винчи, СандроБотичелли, Пьеро делла Франческа, Тинторетто и многие другие. И единственный художник, который изобразил сцену «Переписи населения», с которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки (Лк. 2:1), которой нет в иконописи – Питер Брейгель Старший – «Перепись в Вифлееме» (Возрождение, XVI в.).
Русская иконография Рождества берёт своё начало в Византии.
В иконописи существуют свои особые законы изображения Священной истории. В иконах предпочиталось не выделять отдельные сюжеты, так как для художника не важен временной отрезок, происходящих событий, будь то – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Иконописец может соединять все эти события в одной иконе.
В статье «Рождество Христово в христианском искусстве» Е Литвяк отмечает, что «классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх – «небо», центр – «соединение неба и земли», и низ – «землю»» [3].
Среди наиболее известных русских художников, освещавших эту тему в своём творчестве, можно назвать Андрея Рублёва, Александра Иванова, автора всемирно известного полотна «Явление Христа народу», Илью Репина («Рождество Христово»), Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, работы Григория Гагарина и других.
В художественной литературе о рождении Христа написано множество опусов и в разных жанрах – это рассказ Фёдора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», рассказ А. Куприна «Тапёр», повести Николая Лескова «Запечатлённый ангел» и «Христос в гостях у мужика», рассказы для детей «Лёля и Минька» М. Зощенко, а также «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Рождественский сюжет также находит отражение в русской поэзии: Бориса Пастернака («Рождественская звезда»), Владимира Соловьёва («Ночь на Рождество»), Александра Солодовникова («Рождество»), Александра Блока («Сочельник в лесу»), Афанасия Фета («Ночь тиха»), Ивана Бунина («Бегство в Египет»), Владимира Набокова («Евангелие Иакова, гл. 18»), Иосифа Бродского («Рождественская звезда») и др.
В музыке история рождественского сюжета насчитывает несколько веков, имеет богатую традицию в разных странах. Как известно, в музыкальном произведении канонический текст может быть использован по-разному: в одном случае он не подлежит каким-либо изменениям, в другом случае подлежит некоторой обработке, а в отдельных случаях – и включение авторского слова, других текстов. Работа с «первичной моделью» у каждого автора индивидуальна – композитор интерпретирует текст в соответствии с представлениями о его сущностных характеристиках.
Рождественский сюжет в творчестве современных композиторов также находит художественное воплощение. Как пишет Е. Попова, «канонический текст функционирует в произведениях внелитургического жанра как начальное ядро, импульс, для создания особой жанровой формы» [4]2.
Подобная задача стояла и перед митрополитом Иларионом (Алфеевым) при создании либретто «Рождественской оратории». Композитор опирается на канонические тексты: «Я делаю все от начала до конца сам. Инструментовку от первой до последней ноты делаю самостоятельно. И даже расставляю штрихи для струнных (обычно этим занимаются концертмейстеры оркестровых партий). Либретто тоже пишу сам, вернее, составляю из литургических текстов, которые иногда приходиться адаптировать, чтобы они ложились на определенный ритм» [2: курсив мой – А.К.]
Развитие сюжета в оратории заключено в слове Евангелиста. Его откровения – есть подробный рассказ о рождестве. Сравнивая с полным последованием событий, следует назвать те, которые находят отражение в «Рождественской оратории» митрополита Илариона (Алфеева):
Рождественский сюжет в Библии |
«Рождественская оратория». Евангелист |
Поэтические мотивы |
Благая весть архангела Гавриила Деве Марии (Лк. 1:26-35, 38) |
Ч. I № 4, Лк. 1:26-35, 38 |
Мотив Благовещения |
Рождение Иисуса Христа (Лк. 2:1-7; Мф. 1:25) |
Ч. I № 6, Мф. 1:18-23 |
Мотив веры Иосифа и мотив наречения |
Ч. I № 8, Лк. 2:1, 3-7 |
Мотив рождения |
|
Посещение новорождённого пастухами в ту же ночь (Лк. 2:8-20) |
Ч. I № 10, Лк. 2:8-14 |
Мотив ангельской радости |
Ч. I № 12, Лк. 2:15-20 |
Мотив веры пастухов |
|
Обрезание Иисуса на восьмой день (Лк. 2:21) |
Ч. II № 15, Лк. 2:21-22, 25-32 |
Мотив наречения и мотив радости Симеона |
Иисус принесён в Иерусалимский храм, «чтобы предстать пред Господа» после сорока дней очищения (Лк. 2:22-38) |
||
Ч. II № 17, Лк. 2:33-38 |
Мотив предсказания Симеона |
|
Визит мудрецов с Востока (Мф. 2:1-12) |
Ч. II № 19, Мф. 2:1-6 |
Мотив гнева Ирода |
Ч. II № 21, Мф. 2:7-12 |
Мотив поклонения волхвов |
|
Побег в Египет (Мф. 2:13-15) |
Ч. II № 23, Мф. 2:13-18 |
Мотив бегства святого семейства и мотив гнева Ирода |
Убиение младенцев мужского пола по приказу Ирода (Мф. 2:16-18) |
||
Возвращение в Назарет (Мф. 2:19-23; Лк. 2:39) |
Ч. II № 25, Мф. 2:19-23 |
Мотив возвращения в Назарет |
Рассмотрим движение рождественского сюжета «Рождественской оратории» в словах Евангелиста с целью выявления поэтических мотивов.
Первое Евангельское чтение (№ 4) исполняется под аккомпанемент солирующей флейты и повествует о Благовещении (Лк. 1:26-35, 38). В тексте речь идёт о том, что архангел Гавриил был послан в Назарет, чтобы известить Марию о Её предстоящем чудесном зачатии. Тем самым мотив Благовещения свидетельствует о наступлении Нового времени – когда каждый имеет право на спасение. Гавриил предсказывает и то, что Иисус будет велик, наречётся «Сыном Божиим», и добавляет, что Бог даст ему престол Давида3.
На словах «Радуйся, Благодатная» вступает флейта. Мелодия спокойная, благоговейно направляющая человеческое сознание к Богу. В целом мелодический рисунок строится как варьирование терцовой попевки в тональности a-moll4 с гибкой сменой ритма: 7/4, 25/8, 8/4, 7/4, 8/4, 4/4, 7/4, 8/4, 6/4, 4/4. В плавном мелодическом движении выделяются две кульминации, в которых возникает VI↑(fis) ступень, что усиливает выразительность слов и подчёркивает главный смысл повествования: в первой – «и даст Ему Господь престол Давида», обозначающая приход в мир «Царя Царей»; во второй – «се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». Последняя раскрывает важный смысл происходящего, т.к. без согласия пречистой Девы, без Её смиренного принятия воли Божией не могло произойти предсказанного обетования. Вторая кульминация – на самым высоком звуке «a» – приходится на окончание номера и совпадает с религиозно-философским и эмоциональным подъёмом чувств верующих.
С этого восторженного состоянием начинается рождественский сюжет.
Будучи обручена с Иосифом и при этом, являясь беременной не от него, Мария находилась в очень сложной ситуации. Реакция Иосифа была чрезвычайно важна, о чём сказано в Евангелии от Матфея 1:18-25, текст которого становится основой № 6 в оратории.
В данном фрагменте выделяется мотив веры Иосифа. Он повествует о том, как Бог через Ангела помогает принять в важное решение Иосифу5, о последующей судьбе Марии и Ребёнка. Хотя с точки зрения генеалогии они и были идеальной семьёй для рождения Мессии как потомки царя Давида, этого не произошло бы, если один из них или оба не смогли поверить Богу.
Важным в данном фрагменте рождественского сюжета является мотив наречения. По пророчеству Исайи о рождении девой сына, чудесного Младенца назовут Эммануилом6, причём не родители, а народы, населяющие Землю.
Следующим в евангельском слове – № 8 – описывается не менее важное событие, предшествующее Рождеству Христову: как святое семейство оказалось в Вифлееме7 (Лк. 2:1, 3-7).
В слове Евангелиста содержится мотив о рождении Христа в городе Вифлееме во время переписи «по всей земле». Поэтому из-за скопления людей Первенец Марии появляется на свет в хлеву, а не в гостинице и кладётся в ясли. Тем самым акцентируется также мотив лишений с момента прихода Сына Божьего на землю.
Первыми же, кого Бог известил о рождении Своего Сына, были простые пастухи, о чём говорится в следующем евангельском повествовании – № 10 «Рождественской оратории» (Лк. 2:8-14). В тексте возникает мотив возвещения великой радости – рождения Спасителя. Ангелом Господним даётся знак, по которому пастухи найдут Божественное Дитя.
Мотив славления Ангелом чуда рождения усилен голосами и «многочисленного воинсва небесного», и человеческими. Возникает картина всеобщего ликования – мира ангелов и людей.
Пастухи, поверив услышанному, захотели как можно скорее оказаться поближе к чудному Младенцу. Евангелист в № 12 (Лк. 2:15-20) «Рождественской оратории» возвещает:
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслех. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
В данном фрагменте рождественского сюжета важными оказываются мотив рассказа всем об удивительном явлении ангелов на поле, и, как в предыдущем номере кульминацией становится мотив славления Бога, что вызвало всеобщее изумление.
Повествование, которым начинается II часть оратории (№ 15, Лк. 2:21-22, 25-32) о принесении Младенца Иисуса в храм, для исполнения законов Моисея, открывает два поэтических мотива – наречения Младенца и ликующий, отпущения старца Симеона:
В храме, при принесении Богоматерью на сороковой день, выкупа и жертвы, находился благочестивый старец Симеон, ожидавший Утешения Израилева8. Узнав в Младенце обещанного Мессию, старец Симеон берёт Его на руки и высказывает радость, что наконец-то он увидел Славу народа Израилева, Свет для просвещения язычников и Спасение для всех народов, – что наконец-то Владыка-Бог отпускает его с миром (т.е. душевным покоем) из этой временной жизни в лучшую, вечную.
В № 17 (Лк. 2:33-38) Евангелист повествует о пророчестве старца Симеона, возникает поэтический мотив предсказания Симеона. Он видит озлобление иудеев против посланного для спасения их Мессии; видит скорбящую Мать, стоящую у Креста с душой, как бы пронзённой оружием:
В словах Симеона содержится не только радость, возвещённая Ангелом о рождении чудесного Младенца, но скорбь, ибо Его приход станет «предметом пререканий». Мотив предсказания обращён здесь к Марии, а также Анне пророчице, которая, увидев Богомладенца, «славила и говорила о Нём всем».
Из следующего Евангельского повествования № 19 (Мф. 2:1-6) становится известным, что возвращение святого семейства в Назарет последовало после поклонения волхвов в Вифлееме.
Возникающий здесь мотив тревоги Ирода вносит в рождественский сюжет напряжение, по сути, конфликт между действующим царём Израиля, и Младенцем, которому надлежало стать Царём Царей – небес и земли.
В № 21 завершается долгий путь волхвов следовавших за звездой. В данном эпизоде выделяются три поэтических мотива: звезды, поклонения волхвов и принесениядаров Богомладенцу.
Религиоведы отмечают, что дары, которые волхвы принесли Младенцу, имеют большое символическое значение, показывающие, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и Человек: золото – символ самого дорогого, что есть на земле и символизирующее царское господство (дань); ладан – как часть ритуального действа в храме (его используют при богослужении) – дар Богу; и смирну – как дар Человеку, который должен умереть (умерших натирали благовонными маслами).
В следующем № 23 «Рождественской оратории» Евангелист повествует о бегстве святого семейства в Египет от гнева царя Ирода (Мф. 2:13-18). Выделяются е три поэтических мотива – сна Иосифа, бегства и мотив гнева царя Ирода. При этом главным является мотив гнева, а остальные – реакция на него.
Ангел Господень является во сне Иосифу – что происходит уже второй раз (в первый раз Ангел тоже явился Иосифу во сне и сказал ему о будущем рождении Иисуса) и говорит, что семье необходимо бежать в Египет из-за гнева Ирода.
В случае с личностью Ирода наблюдается парадокс. Ирод – царь, но почему он встревожился при встрече с волхвами? Он становится мнительным и подозрительным и для того чтобы решить проблему, возникшую в связи с пророчеством, необходимо избавиться от человека, связанного с этой проблемой.
Рождественский сюжет в оратории завершается № 25, описывающим возвращение святого семейства в землю Израилеву (Мф. 2:19-23). Здесь выделяются мотивы сна и возвращения в Назарет.
Итак, в «Рождественской» оратории Илариона (Алфеева) отражены все основные события тех далёких лет, когда на Землю пришел Мессия. Между музыкальными номерами (арии, хор, инструментальные фуги) Евангелист произносит строки и Евангилие от Матфея и от Луки, что вносит в партитуру повествовательную линию драматургию – рассказ. Тогда как собственной музыкальный номера передают аффекты радости, скорби и благоговения при отражении чудесных событий Рождества.
ЛитератураАрхимандрит Матфей Эортология и богословие рождества Христова / Журнал Московской Патриархии, № 1, 1985.
Иларион. Алфеев. www.pravmir.ru.
Литвяк Е. Рождество Христово в христианском искусстве // элект. рес. http://www.pravmir.ru/
Попова Е. Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика «жанровых форм» (конец XX–начало XXI вв.): Автореф. … канд. искусствоведения. М., 2002.
1 В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвящённое сразу двум событиям: Воплощению и Крещению.
2 Под особой жанровой формой подразумеваются музыкальные произведения, созданные на основе литургических текстов, но не исполняемых в храме, предназначенных для концертной практики. Таковы духовные сочинения П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова – «Литургия Ионна Златоуста», «Всенощная».
3 Это последнее утверждение означает следующее. Иисус был потомком, наследником царя Давида. Истинность этого утверждения подтверждается двумя генеалогиями Иисуса, данными в Евангелии от Матфея 1:1-17 и от Луки 3:23-38. Первая из них отсылает к предполагаемому отцу Иисуса, Иосифу и показывает, что он был прямым потомком царя Давида. Кроме этого, и поскольку Иисус на самом деле не был сыном Иосифа, Он имел физическое отношение к династии Давида через свою мать, Марию. Этот факт называется в родословной, которая дана в Евангелии от Луки.
4 Данная попевка становится тематическим источником для следующего хора «С нами Бог».
5 По еврейским законам, в такой ситуации, муж мог выбрать два варианта развития событий: первый – смерть (Второзаконие 22:13-21); и второй, если бы он решил не обнародовать дело, а разобраться частным образом, он мог бы написать разводное письмо и отпустить жену от себя (Второзаконие 24:1).
6 Имя Эммануил означает с нами Бог, а имя Иисус – Спаситель.
7 По закону Моисееву (Лев. 12, 2-8) на восьмой день после рождения совершалось обрезание Младенца и наречение имени.
8 Так как явление Мессии должно было принести народу еврейскому утешение, то принято было и Самого Мессию называть Утешением; вот почему про Симеона сказано, что он был чающий, т.е. ожидающий Утешения Израилева.
9