Исследование проводилось на базе Шелаболихинской средней школы № 2 Алтайского края с учащимися 2 класса. В классе обучается 18 человек. Класс дружный, дети общительные. Дети приняли активное участие в проведении эксперимента, старались. Для исследования уровня развития внимания младших школьников, были использованы следующие методики:
определение продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона–Рузера),
корректурная проба Бурдона,
методика «Таблицы Шульте» для определения объема внимания [3].
Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.
По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.
Методика определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона–Рузера) предназначена для измерения сразу двух свойств внимания: концентрации и устойчивости. Автор рекомендует проводить ее в игровой форме. Это позволяет не только упростить проведение, но и получить лучшие результаты за счет элемента соревнования.
В данной методике мы использовали бланк и инструкцию: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий концентрации и уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень концентрации и устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
После проведения методик нами были подсчитаны результаты.
Таблица 1
Результаты оценки концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона–Рузера
№ |
Имя |
Время |
Кол. ошибок |
Уровень |
1 |
Олеся М. |
1, 45 |
2 |
средний |
2 |
Света С. |
1, 51 |
4 |
низкий |
3 |
Максим С. |
1, 52 |
5 |
низкий |
4 |
Ксюша Г. |
1, 42 |
2 |
средний |
5 |
Таня К. |
1, 30 |
1 |
средний |
6 |
Галя К. |
2,1 |
5 |
очень низкий |
7 |
Катя Д. |
1, 51 |
5 |
низкий |
8 |
Аня Н. |
1, 46 |
2 |
средний |
9 |
Марина Ц. |
1, 49 |
4 |
низкий |
10 |
Рома Н. |
1, 50 |
5 |
низкий |
11 |
Антон Ш. |
1, 59 |
6 |
очень низкий |
12 |
Рома Ш. |
1, 39 |
2 |
средний |
13 |
Дима К. |
1, 55 |
3 |
низкий |
14 |
Наташа М. |
1, 50 |
4 |
низкий |
15 |
Юля К. |
1, 54 |
6 |
низкий |
16 |
Наташа К. |
1, 50 |
5 |
низкий |
17 |
Надя З. |
1, 10 |
0 |
высокий |
18 |
Юра Г. |
2, 05 |
6 |
очень низкий |
В итоге получилось следующее распределение уровней школьников:
Рис. 1. Уровни концентрации и устойчивости внимания по методике
Пьерона–Рузера
Методика «Таблицы Шульте» используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: «Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь». Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц (таблицы даны в уменьшенном виде).
Таблица 2
Данные оценки скорости и объема внимания по таблицам Шульте
№ |
Имя |
Время по таблице № |
Ср. знач. |
Показатель нормы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1 |
Олеся М. |
51 |
45 |
42 |
32 |
42,5 |
норма |
2 |
Света С. |
45 |
44 |
46 |
31 |
41,5 |
норма |
3 |
Максим С. |
56 |
49 |
54 |
48 |
51,75 |
ниже нормы |
4 |
Ксюша Г. |
67 |
59 |
54 |
62 |
60,5 |
ниже нормы |
5 |
Таня К. |
46 |
45 |
43 |
46 |
45 |
норма |
6 |
Галя К. |
39 |
45 |
43 |
41 |
42 |
норма |
7 |
Катя Д. |
41 |
46 |
45 |
44 |
44 |
норма |
8 |
Аня Н. |
45 |
39 |
39 |
42 |
41,25 |
норма |
9 |
Марина Ц. |
44 |
44 |
48 |
39 |
43,75 |
норма |
10 |
Рома Н. |
56 |
61 |
63 |
66 |
61,5 |
ниже нормы |
11 |
Антон Ш. |
71 |
69 |
66 |
68 |
68,5 |
ниже нормы |
12 |
Рома Ш. |
78 |
72 |
76 |
69 |
73,75 |
ниже нормы |
13 |
Дима К. |
46 |
49 |
43 |
48 |
46,5 |
норма |
14 |
Наташа М. |
58 |
62 |
63 |
61 |
61 |
ниже нормы |
15 |
Юля К. |
39 |
31 |
36 |
38 |
36 |
норма |
16 |
Наташа К. |
59 |
63 |
65 |
62 |
62,25 |
ниже нормы |
17 |
Надя З. |
46 |
41 |
42 |
41 |
42,5 |
норма |
18 |
Юра Г. |
72 |
68 |
66 |
63 |
67,25 |
ниже нормы |
Наглядное распределение класса по уровням указано на рис. 2.
Рис. 2. Уровни скорости и объема внимания у школьников при оценке по таблице Шульте
Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.
Методику «Корректурная проба» Бурдона мы применяли для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Для проведения используется спецбланк с рядами расположенных в случайном порядке букв и секундомер. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Регистрируется:
время на выполнение всего задания.
количество ошибок и темп выполнения задания.
распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.
характер ошибок – пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.
Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают все буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.
После проведения методики: вычисляется К.
Формула: К=(n1-n2-n3)/N * 100%
N – общее количество букв.
n1 – количество правильно зачеркнутых букв.
n2 – количество пропущенных букв.
n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв.
Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К. Высчитываем среднеарифметический показатель по формуле: К= (К1+К2+К3+К4)/4
Результаты К:
0 – 20% – очень плохое внимание
21 – 40% – плохое внимание
41 – 60% – среднее внимание
61 – 80% – хорошее внимание
81 – 100% – очень хорошее внимание
После вычисления К строится график. В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается – сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.
Таблица 3
Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике
«Корректурная проба»
№ |
Имя |
Объем |
Кол. ошибок |
Показатель нормы |
1 |
Олеся М. |
562 |
6 |
норма |
2 |
Света С. |
512 |
5 |
норма |
3 |
Максим С. |
456 |
8 |
ниже нормы |
4 |
Ксюша Г. |
422 |
9 |
ниже нормы |
5 |
Таня К. |
541 |
7 |
норма |
6 |
Галя К. |
403 |
8 |
ниже нормы |
7 |
Катя Д. |
434 |
9 |
ниже нормы |
8 |
Аня Н. |
398 |
10 |
ниже нормы |
9 |
Марина Ц. |
489 |
7 |
норма |
10 |
Рома Н. |
453 |
8 |
ниже нормы |
11 |
Антон Ш. |
436 |
9 |
ниже нормы |
12 |
Рома Ш. |
389 |
12 |
ниже нормы |
13 |
Дима К. |
510 |
5 |
норма |
14 |
Наташа М. |
466 |
9 |
ниже нормы |
15 |
Юля К. |
491 |
8 |
ниже нормы |
16 |
Наташа К. |
383 |
13 |
ниже нормы |
17 |
Надя З. |
478 |
9 |
ниже нормы |
18 |
Юра Г. |
508 |
7 |
норма |
В результате, 33 % класса имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 67% – ниже нормы (рис.3).
Рис. 3. Уровень внимания в классе по методике «Корректурная проба»
В целом, уровень внимания в классе преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 2-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м классе.
Анализ результатов показывает, что необходимо применение особых методов и приемов обучения, с помощью которых можно повысить концентрацию внимания.
Анализ литературы показывает, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Большинство учёных подчеркивают, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех познавательных процессов [2].
Обучение в начальной школе – это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. В период обучения в начальной школе внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения все виды внимания становятся более совершенными.
Список литературы
Волков, Б. С. Психология младшего школьника : практикум : учеб. пособие [Текст] / Б. С. Волков. – Москва : Эксмо, 2010. – 269 с.
Жарикова, Л. И., Павлова, Н. Н. Влияние уровня развития внимания младших школьников на успешность их обучения [Текст] / Л. И. Жарикова, Н. Н. Павлова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11-12 апреля 2012. – Барнаул : АлтГПА, 2012. – С. 275-278.
Немов, Р. С. Психология : Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений [Текст] / Р. С. Немов : в 3 кн. – 4 изд. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.