ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Трубникова К.А. 1, Жарикова Л.И. 2
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
2АлтГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Нам необходимо подтвердить это предположение на эмпирическом уровне.

Исследование проводилось на базе Шелаболихинской средней школы № 2 Алтайского края с учащимися 2 класса. В классе обучается 18 человек. Класс дружный, дети общительные. Дети приняли активное участие в проведении эксперимента, старались. Для исследования уровня развития внимания младших школьников, были использованы следующие методики:

  • определение продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона–Рузера),

  • корректурная проба Бурдона,

  • методика «Таблицы Шульте» для определения объема внимания [3].

Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.

По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.

Методика определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона–Рузера) предназначена для измерения сразу двух свойств внимания: концентрации и устойчивости. Автор рекомендует проводить ее в игровой форме. Это позволяет не только упростить проведение, но и получить лучшие результаты за счет элемента соревнования.

В данной методике мы использовали бланк и инструкцию: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий концентрации и уровень устойчивости внимания – 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень концентрации и устойчивости внимания – 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

После проведения методик нами были подсчитаны результаты.

Таблица 1

Результаты оценки концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона–Рузера

Имя

Время

Кол. ошибок

Уровень

1

Олеся М.

1, 45

2

средний

2

Света С.

1, 51

4

низкий

3

Максим С.

1, 52

5

низкий

4

Ксюша Г.

1, 42

2

средний

5

Таня К.

1, 30

1

средний

6

Галя К.

2,1

5

очень низкий

7

Катя Д.

1, 51

5

низкий

8

Аня Н.

1, 46

2

средний

9

Марина Ц.

1, 49

4

низкий

10

Рома Н.

1, 50

5

низкий

11

Антон Ш.

1, 59

6

очень низкий

12

Рома Ш.

1, 39

2

средний

13

Дима К.

1, 55

3

низкий

14

Наташа М.

1, 50

4

низкий

15

Юля К.

1, 54

6

низкий

16

Наташа К.

1, 50

5

низкий

17

Надя З.

1, 10

0

высокий

18

Юра Г.

2, 05

6

очень низкий

В итоге получилось следующее распределение уровней школьников:

Рис. 1. Уровни концентрации и устойчивости внимания по методике

Пьерона–Рузера

Методика «Таблицы Шульте» используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: «Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь». Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц (таблицы даны в уменьшенном виде).

Таблица 2

Данные оценки скорости и объема внимания по таблицам Шульте

Имя

Время по таблице №

Ср. знач.

Показатель нормы

1

2

3

4

1

Олеся М.

51

45

42

32

42,5

норма

2

Света С.

45

44

46

31

41,5

норма

3

Максим С.

56

49

54

48

51,75

ниже нормы

4

Ксюша Г.

67

59

54

62

60,5

ниже нормы

5

Таня К.

46

45

43

46

45

норма

6

Галя К.

39

45

43

41

42

норма

7

Катя Д.

41

46

45

44

44

норма

8

Аня Н.

45

39

39

42

41,25

норма

9

Марина Ц.

44

44

48

39

43,75

норма

10

Рома Н.

56

61

63

66

61,5

ниже нормы

11

Антон Ш.

71

69

66

68

68,5

ниже нормы

12

Рома Ш.

78

72

76

69

73,75

ниже нормы

13

Дима К.

46

49

43

48

46,5

норма

14

Наташа М.

58

62

63

61

61

ниже нормы

15

Юля К.

39

31

36

38

36

норма

16

Наташа К.

59

63

65

62

62,25

ниже нормы

17

Надя З.

46

41

42

41

42,5

норма

18

Юра Г.

72

68

66

63

67,25

ниже нормы

Наглядное распределение класса по уровням указано на рис. 2.

Рис. 2. Уровни скорости и объема внимания у школьников при оценке по таблице Шульте

Как видим, чуть более половины класса показывают нормативные показатели внимания по характеристикам скорости и объема.

Методику «Корректурная проба» Бурдона мы применяли для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Для проведения используется спецбланк с рядами расположенных в случайном порядке букв и секундомер. Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Регистрируется:

  • время на выполнение всего задания.

  • количество ошибок и темп выполнения задания.

  • распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью.

  • характер ошибок – пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв.

Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают все буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.

После проведения методики: вычисляется К.

Формула: К=(n1-n2-n3)/N * 100%

N – общее количество букв.

n1 – количество правильно зачеркнутых букв.

n2 – количество пропущенных букв.

n3 – количество ошибочно зачеркнутых букв.

Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К. Высчитываем среднеарифметический показатель по формуле: К= (К1+К2+К3+К4)/4

Результаты К:

0 – 20% – очень плохое внимание

21 – 40% – плохое внимание

41 – 60% – среднее внимание

61 – 80% – хорошее внимание

81 – 100% – очень хорошее внимание

После вычисления К строится график. В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается – сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак. Причины спада работоспособности: соматические заболевания (хронические болезни), переутомление, неврозы.

Таблица 3

Результаты оценки объема и концентрации внимания по методике

«Корректурная проба»

Имя

Объем

Кол. ошибок

Показатель нормы

1

Олеся М.

562

6

норма

2

Света С.

512

5

норма

3

Максим С.

456

8

ниже нормы

4

Ксюша Г.

422

9

ниже нормы

5

Таня К.

541

7

норма

6

Галя К.

403

8

ниже нормы

7

Катя Д.

434

9

ниже нормы

8

Аня Н.

398

10

ниже нормы

9

Марина Ц.

489

7

норма

10

Рома Н.

453

8

ниже нормы

11

Антон Ш.

436

9

ниже нормы

12

Рома Ш.

389

12

ниже нормы

13

Дима К.

510

5

норма

14

Наташа М.

466

9

ниже нормы

15

Юля К.

491

8

ниже нормы

16

Наташа К.

383

13

ниже нормы

17

Надя З.

478

9

ниже нормы

18

Юра Г.

508

7

норма

В результате, 33 % класса имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 67% – ниже нормы (рис.3).

Рис. 3. Уровень внимания в классе по методике «Корректурная проба»

В целом, уровень внимания в классе преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 2-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м классе.

Анализ результатов показывает, что необходимо применение особых методов и приемов обучения, с помощью которых можно повысить концентрацию внимания.

Анализ литературы показывает, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Большинство учёных подчеркивают, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех познавательных процессов [2].

Обучение в начальной школе – это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. В период обучения в начальной школе внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения все виды внимания становятся более совершенными.

Список литературы

  1. Волков, Б. С. Психология младшего школьника : практикум : учеб. пособие [Текст] / Б. С. Волков. – Москва : Эксмо, 2010. – 269 с.

  2. Жарикова, Л. И., Павлова, Н. Н. Влияние уровня развития внимания младших школьников на успешность их обучения [Текст] / Л. И. Жарикова, Н. Н. Павлова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 11-12 апреля 2012. – Барнаул : АлтГПА, 2012. – С. 275-278.

  3. Немов, Р. С. Психология : Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений [Текст] / Р. С. Немов : в 3 кн. – 4 изд. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

Просмотров работы: 2417