В работе кадетской школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, одной из важнейших составляющих которого – формирование и развитие патриотических чувств.
Целью проекта является повышение качества патриотического воспитания на основе внедрения кадетского компонента образования в 4-11 классах. Патриотизм – емкое понятие, с точки зрения М.И. Рожкова, «одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность выполнять конституционные обязанности по защите ее интересов. Он неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям» (4, с.116), преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Задачи проекта - разработка содержания кадетского компонента образования и форм деятельности по его реализации в преподавании русского языка и литературы, способ-
ствующих развитию в личности высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, становлению личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Под содержанием кадетского образования понимается личностный опыт ученика, к компонентам которого относятся деятельность, формирующая гражданские, нравственные, психологические качества как созидателя и защитника интересов государства и личности; знания, необходимые для осуществления этой деятельности; умения, посредством которых используются знания, реализуется активная гражданская позиция; ценностное отношение к миру, обретенное в процессе совместной учебной и творческой созидательной деятельности педагогов и детей по реализации планов и программ кадетского образования, результатом чего является обретение и совершенствование опыта служения Отечеству.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента: Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией; Региональный (национально – региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации и Компонент образовательного учреждения. Успешность развития образования во многом зависит от уровня их интеграции. Интеграция основного и предпрофильного кадетского образования обеспечивает:
- целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
- необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно – нравственных качеств личности, характера;
- более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, новых технологий.
Система работы по патриотическому воспитанию в Кадетской школе отражает концепцию патриотического воспитания граждан РФ, основанной на интеграции кадетского компонента и учебных программ обучения, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.
Другая важная особенность интеграции образования на уроках – его воспитательная доминанта, поскольку именно во время урока учитель имеет возможность выбора различных видов деятельности, что позволяет рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание (так называемое «ненавязчивое воспитание»). Осуществление «ненавязчивого» воспитания позволяет благодаря включению детей в различные виды деятельности «незаметно» формировать нравственные, духовные, культурные качества личности.
Воспитательные возможности любого учебного предмета способствуют также самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональных областях, включению их в различные виды творческой деятельности. Умение ненавязчиво помогать ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяют во многом успешность развития образования.
Содержание образования в кадетской школе, строящееся на патриотической идее, представлено во всех основных элементах содержания образования (знаниях; опыте осуществления способов деятельности; опыте творческой деятельности; эмоционально-ценностном отношении к миру), каждый из них выполняет определенные функции. Рассмотрим, как они реализуется в данном проекте.
«Знания – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека» (2, с.97) Первый элемент содержания образования включает совокупность знаний о природе и обществе, с помощью которых можно показать подросткам, что «личное благополучие, их достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью служить тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут».(3, с.108) Достижению целей воспитания гражданина, патриота и будущего защитника Отечества способствует реализация дополнительных возможностей учебного предмета литературы и русского языка. И одной из форм получения таких знаний является работа с текстами патриотического характера. Основная задача состоит в том, чтобы подобрать такой материал для анализа текста, чтобы он не только включал воспитательный аспект, но и был достаточным для дальнейшего пополнения знаний. Использование предлагаемого сборника текстов не только углубляет, расширяет и интегрирует знания по русскому языку, литературе и истории, но и способствует воспитанию чувства патриотизма на примерах из истории страны.
Цель работы с текстами патриотического характера
Познакомить учащихся с героическим прошлым нашей Родины, казачества, кадетского движения.
Заинтересовать патриотической темой с помощью заданий на уроках русского языка и литературы, углублять исторические знания учащихся.
Вырабатывать в сознании учащихся ответственность за звание кадета.
Знакомить с понятиями, военными терминами, диалектными словами. Вырабатывать умение пользоваться этими понятиями.
На уроках литературы происходит знакомство с книгами, посвященными героической борьбе казаков в истории Российского государства, раскрывающими патриотический характер русских людей в годы Великой Отечественной войны: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», К.Воробьёв «Павшие под Москвой», Ю.Бондарев «Горячий снег», К.Симонов «Сын артиллериста» и другие.
Тексты подбираются разновозрастные, с различными видами заданий, для уроков по развитию речи, анализа текста, для подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах. Совместно с учениками составлена серия брошюр об интересных и значимых периодах жизни писателей и поэтов из различных литературных источников (энциклопедий, справочников, ресурсов Интернет), что является частью методического приема, используемого учителем при изучении биографии писателя. Брошюры издаются в кадетской школе и используются в качестве раздаточного материала на уроках.
Знания о здоровом образе жизни кадеты получают через элективный курс «ЗОЖ - основа успеха в жизни», в программе которого отражено как обязательное условие настоящего патриота родины необходимость закаливания, занятия спортом, бережного отношения к окружающей среде. Элективный курс «Этика» является одним из составляющих элементов кадетского содержания образования и изучается с целью формирования у кадет духовно-нравственных ценностей, привития хороших манер и умения вести себя в обществе.
В курсе рассматриваются полезные и интересные сведения, касающиеся этики поведения людей и военнослужащих, поведения человека в общественных местах, особенностей языкового стиля, правил обсуждения тех или иных спорных проблем.
2. Вторым элементом содержания образования является опыт осуществления способов деятельности. Активная деятельность обучающихся ярче всего проявляется в форме игры. В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (1, с.95) Литературные игры – это познавательные игры, содержанием которых является выяснение различных данных о литературных произведениях и творчестве писателей. К ним относятся: викторины, шарады, кроссворды, ребусы, загадки на литературные темы. В современном компьютеризированном обществе формы игры стали разнообразнее и технически оснащеннее. Задачи, стоящие перед учителем-литератором при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников.
Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю литературы необходимо привить учащимся интерес к чтению, помочь детям почувствовать притягательную силу слова, сформировать навыки анализа художественного текста, способствовать проникновению школьников в глубины литературного произведения, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, литературоведческими терминами и т.д.
Средства ИКТ при правильном использовании оказывают большую помощь при решении этих задач, роль учителя при этом должна не уменьшаться, а увеличиваться. Использование новых информационных технологий на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, активизировать деятельность учащихся, фокусировать внимание школьников, повышает творческий потенциал личности, способствует экономии времени и т.д.
Опыт проведения литературных игр богат, цель их: воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев; развитие и обогащение речи учащихся; творческих возможностей, умению выделять главное, обобщать и делать выводы; формирование отношений учащихся к событиям и героям повести; умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел. Кроме этого, работа в группах воспитывает чувство коллективизма, а соревнования между командами – толерантность и умение отстаивать свою точку зрения. А это и является целью патриотического воспитания школьников.
Третий элемент содержания образования – опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, творческому преобразованию действительности, обеспечивает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, обеспечивает развитие способностей учащихся к дальнейшему развитию культуры, к совершенствованию мира, в котором мы живем. В школе растет число детей, занимающихся исследовательской работой. С работами выступают на городских и республиканских научных конференциях. Многие работы представляют интерес с точки зрения актуальности и научности поставленной проблемы.
Кроме индивидуальных научно-исследовательских работ учащихся, практикуются групповые компьютерные проекты по темам уроков, например, «Образ помещиков в
поэме Н.Гоголя «Мертвые души», «Отражение гражданской войны в русской литературе», «Птичий пантеон» в романе М. Шолохова «Тихий Дон», «Дорогами Великой Отечественной войны», «История города Сосногорска в памятниках» и др.
4. Опыт эмоционально-ценностного отношение к миру проявляется в поведении человека, его отношении к окружающему миру, другим людям, в деятельности практического и интеллектуального характера. Усвоение школьниками перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию в личный опыт на основе деятельности учащихся. Этот опыт составляет «сплав знаний, убеждений и практических действий». Приобретение такого опыта осуществляется на занятиях кружка «Юный турист» и «Спортивное ориентирование» для учащихся 4 – 11 классов. Теоретические знания подкрепляются практическими занятиями. Особенностью является то, что эти программы кружков и учебного предмета литературы взаимодополняют друг друга, связаны по тематике и могут использоваться при выборе методов обучения для мальчиков, которые составляют основной контингент учащихся кадетской школы. Например, при проектировании уроков литературы или русского языка применяется метод обучения в движении, для выполнения определенных учебных заданий используется все пространство школы. Внеурочные занятия стали основой для исследовательских работ. Ученики кадетской школы анализировали способы ориентирования в лесу на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткина озеро», способы выживания в экстремальных ситуациях на примерах романа Ж.Верна «Таинственный остров», Д.Дефо «Робинзон Крузо, Дж. Лондона «Любовь к жизни».
Эффективность использования кадетского компонента проверялась в ходе опытно-экспериментального анализа путем тестирования, анализа, наблюдения, анкетирования, оценки учащихся педагогами и родителями. Анализ результатов показал, что кадетский компонент представляет собой систему знаний, способов творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к миру, обеспечивающих освоение первичного опыта служения Отечеству, воспитание интеллектуальной, духовно-нравственной и физически здоровой личности, формирование гражданско-патриотической компетентности.
Список литературы
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005, 448с.
Педагогическая энциклопедия/М.: Педагогика в 2т., Т.2. 1999, 672с.
Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. Ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова; — М.: Роспатриот центр; Волгоград: НПИПД «Авторское перо», 2005. — 400 с.
Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе. Диссертация. Ярославль, 2009г., 201с.
Шубин, В.А. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза: дис. … канд. пед наук [Текст] / В.А. Шубин; - Яросл. Гос.пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль , 2001. – 229с.
7