СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Андреева В.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того чтобы понять, что представляют собой творческие способности нам необходимо знать, а что же такое способности в целом.

В толковом словаре Ожегова способности даётся такое определение: «Способность – природная одаренность, талантливость»[2, с. 757]. Оно довольно узкое и не раскрывает полностью понятия.

В психолого-педагогическом словаре способности определяются как «индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специальными функциональными системами головного мозга и которые при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей»[3, с. 732-733]. В нём также говориться и том, что на протяжении свыше полувека в советской и постсоветской психологи господствовала трактовка предложенная Б. М. Тепловым. «Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или рядя деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способами приёмам деятельности» [3, с. 732-733].

В основу определения способностей по Б. М. Теплову легли три признака выделенные им:

1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Но как говорят учёные, от природы никаких способностей нет, это только задатки.

Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности, а могут и не превратиться.

Неспособные дети это те, у кого задатки так и не стали способностями. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, те анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности.

Задатки есть у каждого человека, но они у всех разные. Их нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если это время упустить, потом очень трудно, а иногда практически невозможно развить способности.

Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности [1, с. 10].

Из выше сказанного сделаем вывод: так как способности не даются нам от природы, то их нужно развивать и делать это вовремя.

Для того чтобы понять что такое творческие способности, нам необходимо знать, что представляет собой само творчество.

«Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [2, с. 791].Такое определение даётся в словаре С. И. Ожегова.

Согласно определению, данному в психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича, «Творчество – деятельность, результатом которой является создание нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним»

Для Я. А. Пономарёва определяющим для творчества является развитие, возникновение новых структур, новых способов деятельности.

Ф.Баррон, делает вывод о том, что для большинства исследований характерны следующие общие позиции:

1. Творчество - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основном способность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания.

2. «Что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, в котором легче всего изучать творческость: продукт, процесс, человек.

3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей является их новизна, оригинальность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.

4. Эти творческие продукты разнообразны.

5. Многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек - одновременно и продукт, и процесс.

Итак мы знакомы с понятиями «способности» и «творчество». Следующее понятие которое мы рассмотрим «творческие способности».

«Творческие способности – синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности» [3, с. 741]. Такое определение даётся в психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича. Данное определение мы возьмём за основу в нашем исследовании.

Каждый день люди совершают множество дел. Их можно разделить на две группы: старая и новая задачи. Все творческие задачи разные, но и объединяет то, что при их решении создаётся что-то новое, то чего не было раньше. Для решения требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и др.

Есть люди, которые могут совмещать научные знания и нестандартность мышления. В научной психологии этим двум типам одарённости соответствуют обозначения: способность к обучению – интеллект, творческие способности – креативность.

Креативность – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Факторы взаимосвязи между творческими и интеллектуальными способностями:

1. Для высокого развития творческих способностей (креативности) необходим такой уровень развития, который был бы несколько выше среднего. Хотя, это и разные способности - творческие и интеллектуальные, тем не менее, без какой-то базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно.

2. По достижении необходимого уровня интеллектуальности и соответственно оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности.

3. Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определённого уровня. Когда интеллект очень высок, то иногда слова, как и в случае недостаточного его развития, создаётся препятствие для нормального развития творческих способностей.

Между креативностью и интеллектуальностью есть связь, но она противоречива.

Существует три основных подхода к проблеме творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческое поведение играют мотивации, ценности, личностные черты. (А. Тенненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.).

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (К. Тейлор и др.). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

В нашей работе мы будем придерживаться к третьему подходу.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, выделяет следующие творческие способности: способность видеть проблему там, где её не видят другие; способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; способность легко ассоциировать отдалённые понятия; способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; творческое воображение; способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Младший школьник чрезвычайно пытливы и любознательны, способны с головой уходить в интересующее их занятие, работу; демонстрируют высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делают все по-своему, изобретательны в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывают много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способны по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способны продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонны к зависимости и точности в художественно-прикладных занятиях.

Следовательно, такие психологические черты младшего школьника, как любознательность, ориентация на внешний мир, повышенная реактивность и богатое воображение, а также успешный уровень адаптации ребенка к социальной жизни, адекватная самооценка и ориентация на авторитет родителей, помогает раскрытию его возможностей и развитию творческих способностей.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность; это деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение, именно в младшем школьном возрасте мы закладываем «фундамент» для развития творческого человека.

Список использованной и цитируемой литературы:

  1. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин. – М. : Просвещение, 1991. – 155 с.

  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : 2007. – 944 с.

  3. Рапацевич, Е. С. Психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. – Минск. : Современное слово., 2006. – 927 с.

Просмотров работы: 3988