В работе предпринята попытка изучить формирование симптомов профессионального выгорания у практически здоровых, активно работающих в учреждениях здравоохранения города Лыткарино, медицинских сестер. Получены статистически достоверные показатели снижения профессионального выгорания обследованных, определена его основная симптоматика. Последующий анализ результатов исследования позволил разработать предложения по профилактике синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер. Предложены меры по снижению стрессогенности профессиональной деятельности.
Введение
Впервые термин профессиональное выгорание предложил Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [3].
За последние несколько лет появилось значительное количество работ, посвященной данной теме: Л.И. Ларенцова (2003); В.Е. Орел (2005); А.В. Арутюнов (2004) Т.В. Большакова (2004); А.А. Рукавишников (2000) и др. Данный синдром в современной научной литературе определяется как «совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и субъектов делового общения» [3].
Т.В. Большакова определяет данный синдром как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией [2].
Интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как американские ученые Маслич и Джексон [3] систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. По мнению этих авторов синдром выгорания проявляется в виде трех групп симптомов:
Эмоциональном истощении (ЭИ) – изнеможение человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как прежде.
Деперсонализация (ДП) – тенденция к развитию негативного отношения к пациенту, к «неведению» его личности.
Редукция личных достижений, (Р) - негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение чувства собственной значимости [3].
Каждый из этих симптомов может рассматриваться как риск – фактор, позволяющий на донозологическом уровне установить уровень психосоматического нездоровья индивида.
«Выгорающие» на работе люди часто возвращаются домой раздраженными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободится, даже в кругу семьи или друзей, - это внешняя сторона проблемы.
Внутренние же, установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных реакций по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации, а с ним – к снижению уровней умственной работоспособности и здоровья.
Не всякий руководитель и не всегда объективно представляет себе, что ежедневная работа его персонала с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от неё (когда работника ни как не выгонишь из учреждения!) ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению запаса жизненной энергии подчиненных, нанося опосредованный вред репутации организации в силу снижения эффективности ее функционирования.
Методы
В данной работе была предприняла попытка исследовать синдром профессионального выгорания на контингенте медицинских сестер Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Лыткаринская городская больница». Была использована методика фазовой модели Голембиевского и Мунзенридера в модификации Водопьяновой Н.Е. (2009) [3].
В основе динамической фазовой модели выгорания, предложенной Р. Т. Голембиевским и Р. Ф. Мунзенридером, лежит представление о сложной динамике развития данного синдрома. Авторы выделяют три степени и восемь фаз выгорания, которые отличаются взаимоотношением показателей по всем трем факторам, диагностируемых с помощью опросника MBI (Маслач и Джексон).
Предложенная модель позволяет выделить низкую (1-3-я фазы), среднюю (4-5-я фазы) и высокую степень выгорания (6-8-я фазы). Последняя – переход к энергетическому истощению, характеризуемый появлением высоких показателей эмоционального истощения. До этого эмоционально-энергетический запас противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений.
Согласно авторам данной модели, в фазе 1 люди обращаются с другими людьми уважительно и тактично; считают, что хорошо выполняют свою работу, которую рассматривают как социально значимую; у них имеется достаточно эмоциональных ресурсов для преодоления большинства стрессоров, с которыми они сталкиваются. В фазе 8 можно видеть обратную ситуацию: индивиды, переживающие выгорание, дистанцируются от людей и, следовательно, не могут получить конструктивную информацию (в том числе в виде обратной связи) и социальную поддержку; работа не приносит им психологического вознаграждения (морального удовлетворения). На этой фазе «сгоревшие» работники имеют низкие самооценки персональных достижений и рассматривают свою работу как непривлекательную, также у них наблюдается дефицит эмоциональных ресурсов для преодоления новых стрессов.
В разработку были включены данные опросных листов, которые были получены от 90 медицинских сестер. Характеристика контингента: возраст обследуемых – от 30 до 48 лет, стаж работы – 18 и более лет соответственно, профиль работы: старшие медицинские сестры, медсестры процедурных и прививочных кабинетов стационаров и амбулаторно-поликлинической сети.
Результаты исследования
В результате исследования установлено следующее: обследованные медицинские сестры имеют близкие к среднему значению симптомы профессионального выгорания. Уровень выгорания пока далек от максимальных значений, но данный факт (особенно высокие значения редукции!) должен послужить предостережением и самим медсестрам, и администрации (рис. 1).
Показателен и факт связи выгорания с длительностью профессионального стажа медицинских сестер. Она характеризуется большими значениями коэффициента корреляции Спирмена (0,87) и коэффициента детерминации (0,76). Последний указывает на то, что у подавляющего большинства обследованных (76%) стаж играет ведущую роль в формировании синдрома выгорания (рис. 2).
Характерным является и то, что у медицинских сестер с выраженными симптомами эмоционального истощения, деперсонализации и редукции наблюдается резкое рассогласование положительных и отрицательных переживаний по сравнению с медицинскими сестрами, находящимися на нижних ступенях выгорания (рис. 3): у первых преобладает отрицательные переживания над положительными, у вторых наоборот.
Рис. 1. Выраженность профессионального выгорания медицинских сестер.
Рис. 2. Влияние стажа на степень выгорания.
Рис. 3. Корреляция личных реакций медицинской сестры и степени выгорания.
Выводы
«Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что оказывается на снижении качества работ и коммуникации. Из изложенного вытекает:
Необходимость повышения внимания руководителей органов здравоохранения к проблеме профессионального стресса и «выгорания».
Актуальны разработка и осуществление специальных программ работы с персоналом медицинских организаций по трем основным направлениям: диагностика уровня; разработка организационных программ по его профилактике;
Осуществление диагностики профессионального выгорания на отделениях повышения квалификации так как:
в штаты медицинских училищ и колледжей входят квалифицированные психологи, способные проводить психодиагностику с использованием психологического инструментария и грамотно интерпретировать результаты исследований;
возможен практически полный охват средних медицинских работников такими исследованиями. Так как каждый медработник хотя бы 1 раз в 5 лет проходит повышение квалификации;
у медицинских училищ и колледжей есть возможность:
- контролировать с органами управления здравоохранения и администрацией медицинской организации в части предоставления им обобщенных выводов о психологическом состоянии сотрудников, анализа проблемы и разработки совместных мер по преодолению «выгорания»;
- информировать самих медицинских работников организаций и учреждений о причинах и признаках развития данного состояния, о способах его профилактики, повышая таким образом уровень их психической грамотности;
- организовать тренинговые группы с целью снижения уровня профессионального выгорания и обучения копинг - стратегиями (преодолевающее поведение) работников с высокими показателями «выгорания».
Непосредственно в медицинской организации для купирования отмеченных симптомов профессионального выгорания у обследованных медицинских сестер желательно оптимизировать нагрузку.
Создать в условиях лечебно – профилактического учреждения комнату психологической разгрузки.
Внести в график работы медицинской сестры обязательное посещение этих комнат с участием в тренингах когнитивных и поведенческих навыков, в тренингах по копингу (преодолению) стрессовых воздействий, освоению ассертивного поведения с помощью психолога.
Заменить в суточном рационе питания указанных контингентов третье блюдо (чай, компот, сок) на настои или отвары целебных трав, способствующих релаксации и снятию эмоциональной напряженности.
Как показывает практика, там, где администрация лечебно – профилактических учреждений серьезно относится к данной проблеме, - резко снижается и выраженность профессионального выгорания и уровень временной нетрудоспособности персонала
Список используемых источников
Арутюнов А.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2004. – 25 с.
Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: Дисс. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2004. - 187 с.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс стоматологов. – М.: Медкнига, 2006. - 148 с.
Орёл В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа - 2001. - № 9 - С. 57-78.
Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дис... канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. – 183 с.
9