НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Толмачева В.В. 1, Иванюк Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В постиндустриальную эпоху развития общества становится все более очевидным, что только творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость существования, позволяет самостоятельно решать сложные вопросы, достигать поставленной цели. В связи с этим актуализируется проблема воспитания творческой самостоятельности личности, проявляющейся в «выборе направления собственной деятельности через самостоятельную постановку целей и самостоятельный поиск средств деятельности» (С. Л. Рубинштейн). В этих условиях изменяется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.  

Современное образование ставит перед собой задачи развития мотивации к обучению, познавательной активности, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как свойства личности, которое характеризуется стремлением и навыком без посторонней помощи овладевать новыми знаниями и умениями, а также способами их применения в своей деятельности.

Федеральные государственные стандарты нового поколения пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ развитие творческой самостоятельности. Отсюда следует, что главным в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности понятия «творческая самостоятельность», обратимся к анализу составных понятий «самостоятельность» и «творчество».

Понятие самостоятельности в педагогической науке рассматривается, в основном, как качество личности, которое должно формироваться под руководством учителя (Ю.К. Бабанский, Н.А. Половникова, Ю.А. Лях), при этом педагоги (П.И. Пидкасистый, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова) подчеркивают направленность усилий самого школьника в достижении образовательных целей.

По мнению Ю.К. Бабанского, самостоятельность – это не только одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, но оно предусматривает и ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решении [2].

Проявление самостоятельности в своей деятельности является одним из важнейших психологических качеств личности. Младший школьник должен уметь не только действовать по заданной инструкции, но и самостоятельно определять технологию выполнения задания качественно и быстро выполнять свою работу.

В учебном процессе можно выделить два основных типа деятельности: репродуктивная – воспроизведение по образцу и творческая – создание чего-то нового. Творческая деятельность является высшей формой психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество может проявляться в абсолютно любой деятельности человека: научной, художественной, технической, декоративно-прикладной, бытовой и т.д.

Под творчеством детей в современной педагогике понимается деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка, то есть такая новизна является субъективной – она своя для каждого конкретного ребенка.

В философии творческую самостоятельность как сущностное свойство человека рассматривали М. М. Бахтин, Н. Бердяев, С. Левицкий, М. Мамардашвили, Вл. Соловьев, М. Хайдеггер, Э. Фромм, К. Ясперс.

В психологии проблема творческой самостоятельности поднималась в исследованиях теоретического и прикладного характера. Развитие личности в творческой деятельности анализируется в работах А. Г. Асмолова, Д. Б. Богоявленской, А. Н. Лук, А. Маслоу, Я. А. Пономарева, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, Р. Стернберга, Д. Халперн, Г. П. Щедровицкого.

В педагогической науке проблема творческого самовыражения личности освещалась В. И. Андреевым, И. П. Ивановым, В. Г. Рындак, В. А. Сластениным, В. А. Сухомлинским, А. П. Тряпицыной.

Выделены четыре направления исследования творческой самостоятельности: как способности мышления (А. В. Брушлинский, А. 3. Рахимов); как способности к действию в новых условиях (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов); как совокупности творческих процедур учебно-познавательной деятельности (В. И. Андреев, И. Я. Лернер, В. С. Шубинский); как условия для проявления субъектной позиции (С. Л. Рубинштейн, А. П. Тряпицына).

Особенности творческой учебной деятельности раскрыты в работах Н. В. Бочкиной, Г. И. Вергелес, М. А. Данилова, Л. В. Жаровой, Е. С. Заир-Бек, Р. А. Литвак, А. К. Марковой, Н. А. Половниковой, С. В. Сальцевой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной.

Развитие творческой самостоятельности в образовательном процессе рассматривали Е. В. Бондаревская, С. Г. Глухова, Е. А. Глуховская, В. В. Давыдов, А. М. Матюшкин, А. В. Москвина, А. И. Савенков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская.

Особенностям творческой самостоятельности в младшем школьном возрасте посвящены работы В. Т. Кудрявцева, Б. X. Пикалова, А. Э. Симановского, Г. А. Цукерман, Е. Л. Яковлевой.

А.Г. Асмолов, А.В. Петровский рассматривают творческую самостоятельность как особое качество личности, приобретаемое человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности [1].

Творческую самостоятельность понимают как личностное образование, выражающееся в способности человека проявлять инициативу в постановке целей деятельности и выборе средств для их достижения (С. И. Гессен, С. Л. Рубинштейн), действовать в новых (неопределенных) условиях на основе приобретенных знаний и навыков (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов); как способ бытия человека в качестве самостоятельного субъекта деятельности, проявляющего творческую активность (А. П. Тряпицына); как качество мыслительного процесса, обобщенно отражающего действительность с опорой на чувственное познание и практическую деятельность (А. В. Брушлинский).

Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для воспитания творческой самостоятельности. Внеситуативная активность, творческое воображение, совершенствование произвольности, складывающаяся компетентность и рефлексивные действия выступают резервами воспитания творческой самостоятельности младшего школьника (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков). Обладание творческой самостоятельностью позволит младшему школьнику создавать качественно новые продукты учебной деятельности, принимать ответственные решения в образовательном процессе, развиваться как субъекту творческой самостоятельности.

Развитие творческой самостоятельности младших школьников является предпосылкой проявления этого качества не только в других видах деятельности, в которые ребенок уже включен (учебная, игровая), но и тех, которые ему еще предстоят (трудовая, профессиональная).

Анализ сложившейся педагогической практики показал, что учителя испытывают определенные трудности в воспитании творческой самостоятельности младшего школьника. Требуется поиск педагогических условий, позволяющих эффективно организовать воспитание творческой самостоятельности младшего школьника.

Творческая самостоятельность младшего школьника, будучи логическим продолжением приобретаемого в дошкольном возрасте опыта самостоятельной творческой деятельности, разворачивается в условиях учебной деятельности, обеспечивающей накопление определенных операциональных умений, участия в коллективно-распределенной деятельности.

Выявлено, что творческая самостоятельность младшего школьника первоначально проявляется в социально-коммуникативной области и ее содержанием выступают способности и умения выстроить учебное сотрудничество с педагогом, одноклассниками. Во внешне реализуемом поведении творческая самостоятельность выражается в единстве действий младшего школьника. Обнаружено, что, встречаясь с учебно-познавательной проблемой, творчески самостоятельный младший школьник не обращается сразу за помощью к педагогу, а без принуждения, применяя перенос или комбинирование известных способов действия, прибегая к дополнительным источникам информации, используя умения учебного сотрудничества с одноклассниками, стремится разрешить проблему. Самостоятельный контроль и самооценка отражают уровень развития рефлексивных действий. Самостоятельный поиск средств и определение целей учебно-познавательной деятельности способствуют реализации творческих возможностей младшего школьника.

Таким образом, развитие творческой самостоятельности у детей в младшем школьном возрасте имеет наиболее актуальное и эффективное значение. Обучая младшего школьника не только по готовым эскизам, а постоянно побуждая его к созданию чего-то нового, можно избежать проблемы низкого уровня творческой самостоятельности учащихся, столкнувшихся с решением нестандартных задач. Для развития творческой самостоятельности и необходимо применять интегрированные уроки изобразительного искусства и литературного чтения, которые становятся более интересными, насыщенными информацией, развивают и обогащают воображение младших школьников, вносят элементы эстетического воспитания в учебный процесс.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.А. Асмолов. – М.: МПСИ, 1996. – 768с.

  2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 257.

  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1995.- 112.

  4. Галямова, Э.М. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественного конструирования: дис. канд. наук [Текст] / Э.М. Галямова. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2004.

  5. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е.Н.Землянская. – М.: Юрайт, 2015. – 507.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М. : Просвещение, 2010. – 346.

Просмотров работы: 1401