Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство развития (дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ГМ), начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
По мнению специалистов, синдром дефицита внимания и гиперактивности является болезнью развитых стран. В США насчитывается до 20% детей, имеющих диагноз СДВГ, в России до 18 %, Китай – 13%. (рисунок 1) [2] Поэтому рассмотрение этой проблемы является актуальной.
Цель работы – характеристика диагноза синдром дефицита внимания и гиперактивности и его разновидности.
Классификация СНВГ [1,4]
Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:
синдром гиперактивности без дефицита внимания;
синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");
синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).
Рисунок 1 Динамика распространения диагноза СДВГ у детей.
Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы:
Дефицит внимания;
Двигательная расторможенность;
Импульсивность.
Портрет ребёнка с СДВГ (П. Бейкер и М. Алворд) [3,4]
Чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Постоянно ерзает;
Проявляет признаки беспокойства;
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;
Очень говорлив;
Неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Непоследователен, ему трудно удерживать внимание;
Не слушает, когда к нему обращаются;
С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его;
Испытывает трудности в организации;
Часто теряет вещи;
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
Часто бывает забывчив;
Неспособность затормозить свои непосредственные побуждения.
Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;
Плохо сосредотачивает внимание;
Не может дождаться вознаграждения;
Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами;
При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. [5]
Причины возникновения СДВГ
1. Наследственная предрасположенность.
2. Неблагоприятные факторы в течении беременности и родов:
а) внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;
б) угроза прерывания беременности;
в) курение и нерациональное питание матери во время беременности;
г) стрессы во время беременности;
д) недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г);
е) преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
3. Наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.
4. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям .
5. Непереносимость определенных продуктов питания. Целесообразно использовать диету, что может привести к улучшению симптоматики.
Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловлено мутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. [9]
Как следствие, у таких детей встречается:
функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания;
сбои в адекватной обработке информации (приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение);
как следствие - нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
СДВГ рассматривается как последствие различных по возникновению и патогенезу локальных повреждений, недоразвития или дисфункции различных отделов коры головного мозга, выражающиеся в дисгармоничном развитии познавательных функций, к которым относятся произвольные функции внимания, мышления, письма, чтения и памяти.
Многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта. Слабо развито произвольное внимание, страдает словесно-логическое мышление, устная и письменная речь.
Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).
Таким образом, дети с диагнозом СДВГ с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребёнок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. (Более 80% криминального контингента составляют люди с СДВГ). [6,7]
Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом возрасте (наркотики, раннее курение и т.п), возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивность. Для лечения СДВГ применяют медикаментозную терапию, метод обратной связи и транскринальная микрополяризация, психолого-педагогическая коррекция. [9,10]
Список литературы:
Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семенова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ. - М.: [Б.И.], 2007.
Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития /Под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухов; науч. ред. Н.М. Назарова:. - М.: Академия, 2004.
Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: под ред. М. Пассольта ; науч. рук.: Н.М. Назарова, П.А. Янн ; пер. с нем. В.Т. Алтухова: . - М.: Академия, 2011.
Заваденко Н.Н.: Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005.
Монина Г.Б.: Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2005.
Осипенко Т.Н.: Психоневрологическое развитие дошкольников. - М.: Медицина, 1996.
Психолого-педагогические проблемы формирования целостной картины мира в младшем школьном возрасте/ Курский государственный ун-т ; Отв. ред.: Н.И. Лифинцева:. - Курск: Курский государственный университет, 2008.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи. Науч. ред.: Н.Н. Заваденко, Е.Л. Григоренко ; А.А. Баранов и др.:М.: [Б.И.], 2007.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей /Под общ. ред. А.В. Грибанова; рец.: А.Б. Гудков, А.Г. Соловьев, Н.Н. Кузнецова:. - М.: Академический Проект, 2004.
Чутко Л.С.: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. - СПб.: ХОКА, 2007.