Реферат
В настоящей статье рассматривается понятие профессиональной готовности, ее видов и структуры, приведены результаты анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего сестринского образования по направлению подготовки 34.03.01 сестринское дело (уровень бакалавриата) для определения формируемой потенциальной готовности к профессиональной деятельности у бакалавров сестринского дела.
Термин «профессиональная готовность» в своей концепции структуры личности выделил К.К. Платонов наряду с психологической и моральной готовностями. Он определил ее как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
В профессиональной готовности, выделяют две взаимосвязанные стороны:
- потенциальную (предварительную, заблаговременную) готовность как профессиональную подготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых статических компонентов, психических образований (знаний, умений, навыков профессиональной деятельности), профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;
- непосредственную (сиюминутную, ситуативную) готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т.п. [4].
Из изложенного выше можно сделать вывод, что потенциальная готовность – основа непосредственной готовности. Подготовка сестринских кадров в высших учебных заведениях направлена на формирование именно потенциальной профессиональной готовности будущих специалистов.
В структуре профессиональной готовности наиболее важной стороной является психологическая, то есть готовность психики специалиста, которая определяется через подготовленность и настроенность психики, духовных сил работника на решение профессиональных задач и исполнение профессиональных обязанностей [4].
По В.А. Сластенину и В.П. Каширину В.П. [4] основными критериями готовности психики к профессиональной деятельности являются:
- интеллектуально–познавательная готовность – развитие у специалиста определенного уровня профессионального развития познавательной сферы личности;
- мотивационная готовность - профессиональная направленность личности и сила прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности;
- операционально–деятельностная готовность - профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста, его способности к саморегуляции поведения и деятельности;
- коммуникативная готовность - наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие;
- готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению.
Центральным звеном в подготовке является профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство. Для того чтобы понять, какими профессиональными знаниями, навыками и умениями должны обладать выпускники-бакалавры после окончания факультетов высшего сестринского образования, необходимо проанализировать действующий федеральный государственный образовательный стандарт по данному направлению подготовки, который отражает требования к компетенциям выпускников государства и рынка труда.
Порядок организации учебного процесса определяется федеральным государственным образовательным стандартом. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере образования [5].
В настоящее время подготовка медицинских сестер (медицинских братьев) [1] осуществляется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата) (далее – ФГОС ВО) [2, 3].
Профессиональная деятельность бакалавров, освоивших программу по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело, включает охрану здоровья граждан путем оказания квалифицированной сестринской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения [3].
После выпуска бакалавры должны быть готовы осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: сестринская клиническая практика, организационно - управленческая, педагогическая, исследовательская.
Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.), обучение осуществляется в очной форме, срок освоение программы – 4 года.
Программа бакалавриата в конкретном высшем учебном заведении формируется в зависимости от ориентированности на конкретные виды будущей профессиональной деятельности студентов: научно – исследовательский и/или педагогический вид профессиональной деятельности как основной или прикладной (практико-ориентированный) вид профессиональный деятельности как основной.
По результатам освоения программы бакалавриата выпускники должны обладать общекультурными, общепрофессиональнми и профессиональными компетенциями. Перечень профессиональных компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в процессе получения высшего образования, определяется видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата соответствующего образовательного учреждения. Согласно ФГОС ВО перечень компетенций может быть дополнен соответственно ориентирам на будущую профессиональную деятельность бакалавров.
Программа бакалавриата состоит из трех блоков и включает как базовую (обязательную) часть, так и вариативную, которая обеспечивает возможность профильного обучения в рамках одного направления подготовки.
Блок 1 «Дисциплины (модули)» включает:
- базовую часть – набор дисциплин этой части обязателен для освоения, не зависит от направления программы бакалавриата, определяется образовательной организацией самостоятельно и обязательно включает такие дисциплины, как философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт;
- вариативную часть – дисциплины так же определяются организацией, реализующей обучение по программе бакалавриата, и определяют направленность программы обучения (выбор профиля программы остается за студентом; после выбора направления дисциплины вариативной части становятся обязательными для освоения обучающимся).
Объем блока 1:
- по программе академического бакалавриата составляет 114 – 125 з.е., что эквивалентно 47,5 – 52,08% от общего объема программы соответственно. Из этого количества базовая часть составляет 72-78 з.е. (примерно 62,76% от общего веса блока 1), вариативная – 42-45 з.е. (около 36,4% общего веса блока);
- по программе прикладного бакалавриата составляет 84 – 123 з.е., что составляет 35 – 51,25%, из них: базовая часть - 72-78 з.е. (примерно 72,46% от веса блока), вариативная – 12 – 45 з.е. (около 27,5% в общей структуре блока).
Таким образом можно сделать вывод, что теоретический базис студентов в профессиональной готовности, обучающихся по программе академического бакалавриата, находится в большей зависимости от желаний студентов изучать те или иные научные дисциплины, от их видения своей будущей профессиональной деятельности, нежели чем у обучающихся по программе прикладного бакалавриата.
Блок 2 «Практики» - полностью вариативная часть: учебная, производственная и преддипломная. Выбор типов практик остается за образовательной организацией и соответствует направлению реализуемой программы бакалавриата.
Объем блока 2:
- по программе академического бакалавриата составляет 108 – 120 з.е., что равняется 45 – 50% в общем весе программы бакалавриата;
-по программе прикладного бакалавриата - 108 – 150 з.е., что соответственно равно 45 – 62,5% от общего числа з.е., предусмотренных программой бакалавриата.
Следовательно, студенты, осваивающие программу, направленную на прикладной вид будущей профессиональной деятельности как основной, могут получить более полную, расширенную практическую подготовку, овладеть дополнительным набором навыков общей структуре профессиональной готовности, в сравнении с обучающимися по программе академического бакалавриата.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» (полностью базовая часть) включает:
- защиту выпускной квалификационной работы;
- сдачу государственного экзамена (если он включен образовательной организацией в состав государственной итоговой аттестации).
Объем блока 3 в общей структуре программы подготовки бакалавров одинаков, как для программы академического, так и прикладного бакалавриата, и составляет 6 – 9 з.е. (2,5 – 3,75% от общего количества).
Выводы:
1. Профессиональная готовность – термин, предложенный К.К. Платоновым в разработанной им структуре личности.
2. В структуре профессиональной готовности выделяют две взаимосвязанные стороны – потенциальную и непосредственную; в процессе обучения в высшем учебном заведении у обучающегося формируется потенциальная профессиональная готовность.
3. В структуре профессиональной готовности выделяют 5 основных компонентов, которые раскрывают специалиста с разных сторон.
4. Ядром профессиональной готовности является профессиональная направленность и профессиональное мастерство специалистов, которые определяются через знания, умения и навыки, сформированные у бакалавров.
5. ФГОС ВО по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело отражает порядок формирования компетенций у бакалавров и требования к ним государства и рынка труда как к специалистам через определение профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для качественного выполнения конкретных видов профессиональной деятельности.
6. В настоящее время существует возможность получения дифференцированной профессиональной подготовки в рамках получения высшего сестринского образования, так как направление подготовки Сестринское дело в настоящее время развивается не только как единое целое, но и внутри себя в разных направлениях (существуют программы подготовки академических и прикладных бакалавров), позволяя студентам быть профессионально готовыми по окончании ВУЗа к различным видами деятельности, в зависимости от собственных предпочтений.
Список используемых источников
Приказ Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 1.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» [Электронный ресурс] // Информационно - правовое обеспечение «Гарант».
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013. — 609 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 г. (вступил в силу 01.09.2013).
8