ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алексеева О.В. 1, Дыра С.И. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения, характеризующие развитие современного общества, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, кардинального изменения парадигмы образования как исходной концептуальной системы постановки проблем и их решения, что нашло отражение и в изменении стратегии начального образования, в частности естественно-научного образования младших школьников. Прежде всего это выражено в учебной деятельности, определяющей сущность формирования личности.

В соответствии с ФГОС НОО, основным результатом деятельности образовательной организации должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему единства теории и практики, возникающую при традиционном обучении, когда учащиеся могли хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетентность учащихся влияет на учебную успешность. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Технология развития коммуникативных компетенций учащихся средствами проектной деятельности разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). Теоретическим основам и практическому использованию педагогического проектирования уделялось также большое внимание в работах И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко, Н.В. Матяш, К.Н. Поливановой.

В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это развитие.

Современной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков, творческого мышления. Этим требованиям отвечает технология практической направленности – метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творчество в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта). Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Овладение исследовательскими умениями и навыками помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативности, творческого мышления. Проектная деятельность младших школьников позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, создает условия для внедрения в педагогический процесс индивидуального подхода и обеспечивает успешность последующего обучения детей в современной школе, их саморазвитие и профессиональное самоопределение.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на формировании универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, что определяет специфику деятельности обучающегося. В процессе разработки проектов идет внедрение в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных инструментов, позволяющих учить детей способам работы с информацией в ходе решения поставленных в проектах проблем, проявлять себя индивидуально или в группе, пробовать свои силы, прикладывать свои знания, приносить пользу, показывать публично достигнутый результат. Согласно ФГОС, под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Применительно к начальной школе проект рассматривается как коллективная учебно-познавательная,исследовательская, творческая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, сочетает методы и способы деятельности, ориентированные на достижение общего результата по решению какой проблемной ситуации, актуальной для участников проекта.

Ведущее место среди технологий, используемых сегодня мировой и отечественной педагогикой, принадлежит проектной. Слово «проект» (лат. projectus, англ. projection) в переводе с латинского означает «выступающий вперед». В соответствии со словарем философских терминов, проект – прототип, модель, прообраз рассматриваемого объекта. Работа по созданию проекта требует не только знания об объекте проектирования, его назначении и функционировании, сферы деятельности (действительности), в которую вводится преобразуемый объект, но и знания понятийного аппарата и методик проектирования как специфической деятельности. В современных условиях информатизации и глобализации образования обновление содержания, методов и форм работы педагога с младшими школьниками становится особенно актуальным. Оно должно быть направлено на формирование познавательной самостоятельности и активности обучающихся, способности классного коллектива к самоорганизации. Для осуществления проектной работы от учителя требуется переосмыслить свою позицию, превратиться из «транслятора» готовых знаний в фасилитатора, организатора, консультанта, помощника, чтобы ребенок, решая интересную и значимую проблему, получал необходимые знания в активной самостоятельной деятельности.

Проекты в младших классах – это трудно, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать интеллектуальные возможности, возрастные и психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Тема детского проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребенка, находиться в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) и опираться на зону его актуального развития. Время выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить одной-двумя неделями и осуществлять его в режиме урочно-внеурочных занятий или одного-двух сдвоенных урока. При этом важно совместно с детьми ставить учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования, в ходе работы над темой использовать экскурсии, прогулки, наблюдения и социальные акции, обеспечивать широкую общественную практическую значимость продуктов. Как видим, проектная деятельность учащихся – сложный многоэтапный процесс. Однако для каждой возрастной группы существуют специфические особенности организации проектной деятельности. Их учет позволяет не только значительно повысить результативность проектной деятельности как способа развития ребенка, но и упростить процесс внедрения ее в традиционную структуру учебного процесса в начальной школе.

Применительно к условиям начальной школы наиболее приемлемым, точным и полным, на наш взгляд, будет следующее определение: проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы ее осуществления, направленные на достижение общего учебного результата. Проектная деятельность интегративна, носит развивающий характер, синтезирует в себе элементы разных видов деятельности детей младшего школьного возраста (игровая, познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, трудовая, коммуникативная и другие). При этом важно учитывать, что в основе любого проекта лежит проблемная ситуация, для разрешения которой требуется совместный поиск, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Это предполагает общение «на равных». В нем ни одной стороне не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Педагог выступает в роли фасилитатора, постепенно ведет ребенка к сотворчеству – от эпизодического участия в коллективной деятельности до активного сотрудничества. На разных этапах организации проектной деятельности роль педагога меняется. Из основного источника и контролера знаний на первых этапах он превращается в консультанта и помощника, организатора деятельности детей. У него появляются более широкие возможности осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы к детям, с целью чего он использует различные по уровню сложности проектные задания. Руководство творческой деятельностью детей осуществляется педагогом ненавязчиво. Этапы организации проектной деятельности в начальной школе соответствуют этапам ее реализации на других ступенях обучения.

Однако есть существенные отличия на первом (подготовительном) и последнем (заключительном, итоговом) этапах. Они являются особенными, так как осуществляются главным образом одним участником проектной деятельности – педагогом. Именно он выделяет из множества проблем окружающего мира наиболее интересную и актуальную для детей конкретного возраста и подводит учеников к необходимости ее разрешения. Круг этих проблем достаточно обширный, поэтому педагог должен помочь детям сконцентрировать внимание на особо важных задачах. Дети должны четко уяснить, понять и осознать, зачем, почему и каким образом они будут выполнять данный проект, каково значение проекта в их личной и общественной жизни, какова основная цель предстоящей деятельности и каковы способы ее осуществления. Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на общую структуру проектной деятельности, существует множество способов ее организации. Это дает возможность педагогу на каждом из этапов использовать множество методов, которые делают процесс проектной деятельности творческим, интересным, уникальным и неповторимым.

Список литературы

1.Алябушева Г.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов школьника // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. – Выпуск 34. – М.:МПГУ, 2009. – С. 106-108.

2. Алябушева Г.В. Эффективные способы организации проектной деятельности в начальной школе // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. – Выпуск 36. – М.:МПГУ, 2010. – С. 93-96 .

3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.

4. Шигапова, Н. В. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов в проектной деятельности в процессе изучения предмета «Окружающий мир» //учеб.-метод. пособие / Под ред. Н. В. Шигаповой, С. И. Бекетова. – Казань : Изд-во КФУ, 2011 . – 154 с.

5. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38.

Просмотров работы: 2387