К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеева О.В. 1, Елсукова Д.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ научной литературы по филологии, социологии, психологии и педагогике показывает то, что развитие таких понятийных категорий, как компетентность и компетенция происходило в несколько этапов: 

  1. Первый этап (60-70гг. ХХв.) – характеризуется введением в научный аппарат категорий «компетенция» и «компетентность» и созданием предпосылок разграничения данных понятий (Р.Уайт, Н. Хомский, Д. Хаймс и др.)

  2. Второй этап (70-90гг. ХХв.) – характеризуется разграничением понятия компетентность и использованием категории компетентность в филологии, психологии, менеджменте, в социальной работе (Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина, Л.А. Петровская, Дж.Равен и др.)

  3. Третий этап (с 90 гг. ХХ в. по настоящее время) – характеризуется исследованиями компетентности как научной категории применительно к образованию, введением в научный аппарат категории «педагогическая компетентность», разработкой теории и практики ее формирования (Т.Г. Браже, С.Г. Сухобская, Е.А. Соколовская, Е.П. Тонконогая и др.) [16, с.19].

Современное понимание категории педагогическая компетентность в научных трудах достаточно различно и представлено следующими определениями:

  • совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е.П. Тонконогая);

  • проявление единства профессиональной и общей культуры (Т.Г. Браже, Е.А. Соколовская);

  • комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин и др.)

  • вектор профессионализации, направленный на развитие учащихся на базе современной методологии (Г.С. Сухобская);

  • включение в себя знаний, умений, навыков, а также способов и приемов их реализации в деятельности, общении, развитии личности, гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков педагогического общения (Л.М. Митина);

  • структура субъективных свойств представлена блоками объективных характеристик (профессиональные, педагогические, психологические позиции, установки, личностные особенности) (А.В. Маркова) [7, с.5].

Термин педагогическая компетентность тесно связан с понятием педагогическая культура. Педагогическая культура это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности [2, с.13].

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания [1, с.46].

Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина); знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров); интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына); возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.); наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.); способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский).

В работах Г. И. Вергелес, Л. Н. Кутергиной, Н. И. Дереклеевой, Л. И. Маленковой, М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой, Н. Е. Щурковой раскрываются значение, принципы, основные направления, традиционные и нетрадиционные формы, а также педагогические условия эффективного взаимодействия учителя с родителями в процессе воспитания младших школьников.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться [2, с.13].

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Бахуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина и др.) [9, с.43].

Е.В. Чердынцева в структуре педагогической компетентности родителей младших школьников выделяет следующие компоненты:

– знания о психологических особенностях младших школьников, о приёмах продуктивного общения и психологической поддержки ребёнка на данном возрастном этапе;

– знания об основных направлениях, методах, средствах воспитания и развития детей в младшем школьном возрасте;

– умение выявлять проблемы в воспитании собственного ребёнка, устанавливать причины сложившейся ситуации;

– умение осуществлять отбор методов и средств воспитания в соответствии с возрастом ребёнка и на основе анализа возникшей проблемы;

– умение продуктивно общаться с собственным ребёнком;

– умение прогнозировать возможные трудности во взаимодействии с ребёнком и пути их преодоления;

– умение осуществлять коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком [18].

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты [9, с.43].

Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей А.В. Минина включает компетентностный опыт, который, по мнению А. В. Хуторского, является наиболее важным в данной структуре. Содержание каждого элемента А.В.Минина описала:

  • Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

  • Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации.

  • Коммуникативно - деятельностный содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

  • Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач - ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания [9, с.44].

Особый интерес вызывают компоненты педагогической компетентности, которые выделила К. Лебедева в своей статье «Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода»:

  • ценностно-смысловой (предполагает развитие личностных качеств родителя, необходимых для воспитания ребенка, а также осознание необходимости и ценности саморазвития);

  • когнитивный (представляет собой комплект профессионально-педагогических знаний, умений и навыков родителей, необходимых для воспитания детей)

  • рефлексивный (предполагает наличие у родителей способности к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке своей педагогической деятельности)

  • поведенческо-деятельностный и поведенческо-коммуникативный компоненты (характеризуют специфику взаимодействия родителей с ребенком) [6, с.84].

Несмотря на схожесть выделенных компонентов у А.В.Мининой и К. Лебедевой, в своем исследовании мы будем опираться на компоненты К.Лебедевой, так как по нашему мнению, их описание более полное.

А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей:

  • открытость и доверительное отношение с детьми;

  • контроль и координирование в развитии ребёнка;

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

  • последовательность в своих требованиях к детям (не требовать не- возможное);

  • оптимистичность взаимоотношений в семье [17].

Согласно критериям можно выделить уровень педагогической компетентности или педагогической культуры родителей. Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом [10, с. 152].

Меркуль И.А. выделяет следующие уровни развития психолого-педагогической компетентности:

  • Низкий уровень развития психолого-педагогической компетентности родителя предполагает, что представления респондента о родительской роли очень общие, имеющиеся знания о возрастных и психологических особенностях развития ребенка носят фрагментарный и поверхностный характер, зачастую содержание понятия «родительство» не подвергается достаточному осмыслению, либо оно вообще не выступает предметом самостоятельной рефлексивной деятельности респондента. Жизненные планы, ценности, связанные с рождением ребенка, не проявляются, либо рассматриваются в отдаленной перспективе, слабое представление себя в образе родителя.

  • Средний уровень развития психолого-педагогической компетентности родителя свидетельствует о том, что респондент обладает определенной осознанностью целей родительства и воспитания ребенок, достаточно развита толерантность и эмпатийность, характерно позитивное самоотношение, присутствует несколько противоречивая установка на воспитание.

  • Высокий уровень развития данного вида компетентности предполагает наличие у респондентов достаточно осмысленного представления о себе как о родителе, способности к гибким, креативным решениям, им свойственно отношение к ребенку как субъекту взаимодействия, высокая психологическая готовность к материнству или отцовству. Для них характерно осознанное стремление к саморазвитию, самореализация в сфере родительства [8, с.41].

В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением [7, с.136].

Эффективность и результативность работы по формированию педагогической компетентности родителей выше, когда коллективные формы сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций.

Процесс формирования педагогической компетентности родителей будет проходить более эффективно, если использовать активные формы работы с родителями.

Активные формы работы – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования [17].

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;

интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

· управление взаимодействием детей и родителей;

· единство педагогического просвещения и самообразования родителей;

· многообразие форм работы с родителями;

· стимулирование родителей к сотрудничеству;

· принцип добровольности;

· принцип конфиденциальности [5, с.136].

На сегодняшний день родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения.

Изучение и анализ передового педагогического опыта показал, что работа учителя с семьей школьника может осуществляться в нескольких направлениях: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, вовлечение родителей в управление школой. Существующие в педагогической практике массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями и направлены на реализацию указанных выше направлений.

При этом из всего существующего многообразия форм педагогического просвещения (университет педагогических знаний, лекция, конференция, практикум, открытые уроки, педагогическая дискуссия, ролевые игры, индивидуальная тематическая консультация, посещение семьи, переписка с родителями, родительское собрание и др.) учителя начальных классов используют в основном родительские собрания. Проблема взаимодействия педагога с семьей школьника особенно остро встает уже в первом классе. Это связано с тем, что, во-первых, ребенок, приходя в школу, попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в детском саду или дома. Меняется привычный уклад его жизни, он должен адаптироваться к новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Успешность процесса адаптации во многом зависит от того, насколько согласованными будут действия педагога и родителей в этом направлении. Во-вторых, с поступлением ребенка в школу родители сталкиваются с рядом новых проблем, решить которые самостоятельно без квалифицированной помощи со стороны педагога им бывает сложно. В-третьих, именно усилиями учителя начальных классов создается содружество родителей и учителя. И от того, сумеет ли он уже во время первых своих встреч с родителями первоклассников убедить их в необходимости создания такого содружества, удастся ли ему установить с ними педагогически целесообразные отношения, зависит, станут ли родители в дальнейшем помощниками школы в воспитании детей или будут обходить ее стороной.

Школа должна направлять процесс воспитания в семье. Об этом так сказал великий русский педагог А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».

В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом.

Грамотное сочетание современных форм работы с семьей и использование методов активизации родительского опыта позволит наиболее эффективно повысить уровень каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. Следовательно, использование системы дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов компетентности родителя в воспитании детей будет являться важным условием формирования их педагогической компетентности.

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединение разных по возрасту детей и и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду. При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря занятиям семейного клуба устанавливается тесная связь «семья - школа».

В соответствии современными требованиями педагог должен: уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей; уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами, специалистами и родителями в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с родителями учащихся. Важнейшим аспектом решения этих задач является работа учителя, направленная на повышение педагогической компетентности родителей.

Список литературы

  1. Акопян А.В. Научные проблемы гуманитарных исследований. [Текст] / А.В. Акопян //Народное образование. Педагогика. - 2013.- №1.- С.46.

  2. Алова Н.Н. Структура педагогической культуры преподавателя профессионального лицея. [Текст] / Н.Н. Алова // Современные проблем науки и образования.-2013.-№2.-С.13.

  3. Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса [Текст] / Л. Н. Валькова // Начальная школа. - 2010. -№ 6.- С. 25.

  4. Генварева Ю.А. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка. [Текст] / Ю.А. Генварева // Вестник Томского государственного педагогического университета .- 2010. - №2. – С.9.

  5. Головина Г.Н. Семья - забота общая. [Текст] / Г.Н. Головина.- М., 2010.-С.136.

  6. Лебедева. К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода. [Текст] / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№6.-С.84.

  7. Маркова А.В. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуманных взаимоотношений с детьми [Текст] / А.В. Маркова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Берлинского.-2007.-№7.- С.5.

  8. Меркуль И.А. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей. [Текст] / И.А. Меркуль // Актуальные проблемы психологического знания.- 2010.- №4.- С.41.

  9. Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников. [Текст] / А.В. Минина // Педагогика и психология.-2014.- №1.- С.42
  10. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. [Текст] / М. Н. Недвецкая. -М.: УЦ Перспектива, 2011.- С.152.

  11. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебн. пособ. – М., 2006.

  12. Петреевская. С.И. Образование родителей и школа. [Текст]: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. С.И. Петреевской.- М., 1999. –С. 96.

  13. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.

  14. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2009.

  15. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики детско-родительских отношений / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – № 3.

  16. Хрустальникова Н.А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности. [Текст] / Н.А. Хрустальникова // Известия высших учебных заведений. 2008.-№3.- С.19.

  17. Этапы, условия и формы взаимодействия с родителями. [Электронный ресурс]. Консультация для педагогов. Международный портал. [web-сайт] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-yetapy-uslovija-i-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami.htm.
  18. Чердынцева Е.В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников//Начальная школа до и после. – 2013.- №4. - С.24-27.

Просмотров работы: 5434