В.М. Лившиц указывал на то, что когнитивные способности человека невелики, но могут быть десятикратно увеличены посредством оптимизации представления информации [3]. Такой подход развивает внимание, память, воображение, активизирует логическое мышление и способность индивидуума к принятию решений. Эффективность работы с информацией может повышаться посредством обеспечения перцептивного комфорта разнородно представленных данных, визуализации иерархии связей между информационными блоками и маскирования второстепенных сведений при сохранении их оперативной доступности [1, с.542].
Создание интеллект-карты (картирование мышления) — еще один широко известный метод представления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса. Интеллект-карты предоставляют возможность визуализации общего системного мышления посредством построения диаграммы связей центрального элемента (идеи, темы, задачи, процесса) с древовидными группами дочерних элементов, удаленность которых от центра и радиальное расположение по часовой стрелке указывает на место в общей иерархии. В качестве инструментов они позволяют заменить традиционное линейное мышление на более продуктивное радиантное [5].
Метод картирования мышления помогает человеку, по мнению А.П.Панфиловой, справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Картирование позволяет лучше использовать возможности мозга, поскольку с его помощью можно:
- объединить информацию;
- отобразить взаимосвязи;
- визуализировать мысли [1].
Обучение детей младшего школьного возраста при помощи технологии интеллект-карт имеет несомненную ценность. Посредством интеллект-карт обучающиеся могут выделять важные моменты учебного текста, классифицировать или сводить их воедино, определять связи между ними. Применение технологии интеллект-карт позволяет избежать простого копирования информации из текста, улучшает способности к абстрактному выражению идей, приучает классифицировать информацию при чтении текстов. Имея лишь ключевые слова, а не фразы, интеллект-карты делают процесс чтения более наглядным и творческим; следовательно, и процесс обучения будет более эффективным, осмысленным и хорошо организованным.
Его недостатком, Хорст Мюллер считает, ограниченные возможности для групповой работы, т.е. низкий уровень интерактивности [4].
Из практики своей работы, мы можем сформулировать еще один недостаток - трудность оценивание групповой работы, так как в этом случае нужно ответить на ряд вопросов: Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал? Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали? Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики?
Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, очень важная методическая проблема. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериальном оценивании учащихся.
В начале второго класса на одном из уроков уроке мы с ребятами обсудили критерии оценки работы в группе по созданию ментальных карт. Школьники с помощью педагога выделили следующие критерии: охват материал; оригинальность идей; дополнения; поведение в группе; умение сотрудничать. Данный перечень был дополнен детьми, после представления выделенных ранее критериев как заголовков в таблице, еще двумя столбцами – номер группы и количество баллов.
На следующем уроке мы составляли оценочный лист по оцениванию вклада в общий результат каждого из членов группы. В итоге у на с получилась следующий оценочный лист:
Фамилия имя |
Вовлечение товарищей в работу |
Оригинальность идей |
Количество предложенных идей |
Умение отвечать сотрудничать |
Общий балл |
В то время, когда работают группы, заполняются на доске таблицы, оценивающие работу групп. Это могут делать как сами ученики, так и учитель. Лист оценки работы членов группы заполняет командир группы. На этапе представления результатов составления ментальной карты «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, делают дополнения.
Таким образом можно составить алгоритм группового оценивания работ:
совместная с учениками разработка критериев и составление критериальной таблицы
Проведение текущего оценивания учителем и учениками с помощью условных значков, например, «+» - соответствие критерию, «-» - несоответствие критерию, «+/-» - частичное соответствие. Ученики совместно с учителем просматривают критерии и вносят соответствующие дополнения в таблицу.
Окончательное оценивание.
Обсуждение полученных результатов.
Использование критериального оценивания в виде оценочных листов позволяет школьникам:
регулировать свои достижения, влиять в ходе урока на оценку, так как оценивание наглядно;
не подвергать сомнению критерии и результаты оценивания, так как весь процесс оценивания «прозрачен» для учеников;
проводить учебную рефлексию при данном виде оценивания у учеников, так как обсуждаются причины неудач;
формировать навыки сотрудничества, навыки общения.
Библиографический список
Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. – С.31
Каспаринский Ф., Полянская Е. Программы интеллектуального картирования как инструмент научной работы // Труды Международной суперкомпьютерной конференции "Научный сервис в сети Интернет: суперкомпьютерные центры и задачи" (20-25 сентября 2010 г., г.Новороссийск). — Издательство Московского университета М, 2010. — С. 521–524.
Лившиц В.М. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды// Тарту: ТГУ. – 1976. - С. 139-146.
Мюллер Х.Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. – М.: Издательство: Омега-Л., 2007.
Buzan,T. and Buzan,B. The Mind Map book. BBC Books, - London: BBC Books, 2000.