Рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное использование кадрового потенциала. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития [1, с.187].
Основное влияние на персонал оказывает менеджер, от него же и должны исходить импульсы, пробуждающие у работника желание к постоянному развитию и веру в себя. Лидер, желающий усовершенствовать свою модель управления непременно должен добавить в свой арсенал такой пункт как коучинг и делегирование.
Основными навыками и компетенциями коуча являются: искренний интерес к человеку, фокус на сильные стороны, умение слушать и слышать, умение развивать, мотивировать, наделять ответственностью. Кроме того, сюда относят: партнерство и принятие значимости, эмпатия, умение не вовлекаться, не давать советов и оценок, умение давать конструктивную обратную связь.
Однако компетенции менеджера – коуча будет недостаточно для изменения (развития) сотрудника, если не соблюдается условие:
Н*В*Ш>С
где
Н – недовольство ситуацией;
В – видение будущего;
Ш – понимание первого шага;
С – сила сопротивления.
Когда недовольство ситуацией человека и видение будущего в совокупности с осознанием первого шага будут превышать возникающую силу сопротивления, человек сможет усовершенствовать ту сферу жизни, которую он выбрал, в противном случае все старания тренера будут бесполезны.
Основу коучинговой культуры должны формировать следующие постулаты:
1.Готовность поддержать и демонстрация веры в сотрудника
2.Фокусироваться необходимо не на проблеме, а на её решении.
3.Базовой платформой становятся сильные стороны человека, а не его текущие недостатки.
4.Обучение ориентируется не на прошлые ошибки, а на будущий успех.
5.Вызов программы заключается в том, что лидер оказывает необходимую поддержку и лишь направляет, а не организует тотальный контроль с указанием необходимых действий.
6.Конфиденциальность.
Чтобы эффект от коучинга закрепился на практике, в организацию необходимо внедрить систему делегирования, способствующую повышению эффективности деятельности и качественной обратной связи.
Постановка задачи при делегировании должна осуществляться следующим образом:
1.Сообщение причины, по которой решено делегировать задачу именно этому сотруднику;
2.Формулировка задачу;
3.Обсуждение полномочий сотрудника и решения, которые он может принимать самостоятельно;
4. Необходимо убедиться, что сотрудник принимает эту меру полномочий и ответственности;
5.Объяснение сравнительной важности данной задачи;
6. Договоренность видах и периодичности контроля.
Подобное дополнение не только улучшит сферу взаимопонимания между руководителем и подчиненным, но и обеспечит качественное развитие и реализацию кадрового персонала.
Данный вид обучения формирует тот ряд лидерских качеств, который может быть раскрыт только в условиях межличностного взаимодействия - умение мотивировать других, способность принимать неординарные решения в стрессовых ситуациях.
В целом, внедрение данной модели коучинга и делегирования в общий процесс обучения компании позволит поднять существующую программу развития на качественно новый уровень и незамедлительно раскроет таланты и способности большинства работников.
Список использованной литературы:
1. А.Я., Кибанов Управление персоналом организации: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.
© Е.М. Носкова, 2015