ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рязанцева А.В. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования проблемы развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников обусловлена тем, что условиями реализации основной образовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определены гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [2].

Заметим, что зрительно-моторной координацией понимают согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Проблемы развития зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Так, И.П. Павлов указывал на важность тренировки мелкой моторики для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «центров речи», что способствует интеллектуальному развитию. Исследования В.М. Бехтерева доказали, что обычные движения рук способны снять напряжение как с самих рук, так и с губ, снимая при этом умственную усталость. Работы М.М. Кольцовой выявили, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие мелкой моторики предшествует появлению артикуляции слогов. В целом же, благодаря развитию пальцев, в коре головного мозга формируется проекция «схемы человеческого тела» [1].

Большой вклад в развитие координации движений внесла М. Монтессори, создавшая оригинальную систему, позволяющую развивать сенсорику. При этом у детей значительно совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. В результате работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети раннего и дошкольного возраста овладевают важными понятиями и навыками, а именно: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения, подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цветов) [3].

Учитывая важность проблемы, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к письму. Основные задачи формирования графических навыков должны быть следующие:

-       развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

-       развитие точности и координации движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности;

-       совершенствование движения рук, развитие всех познавательных психических процессов.

Как известно, движение - это ведущий фактор развития физических способностей. Поэтому оно является стержнем жизнедеятельность человека, формирует физическое развитие. При нарушении зрительно-моторной координации у дошкольников выявляются «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений. И, как следствие, - отклонение в развитии физических качеств. Поэтому двигательные нарушения требуют целенаправленной коррекции средствами физического воспитания.

Работа по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в три этапа:

-       первый этап посвящается диагностической деятельности. Детям предлагаются упражнения для оценки их координационных способностей;

-       на втором этапе проводится работа по разучиванию комплексов упражнений с детьми;

-       на третьем этапе вновь проводится повторная диагностика.

Эффективность организации данной деятельности зависит от способности педагога программировать профессиональные действия. В этой связи использование технологии педагогического моделирования является очень продуктивным [4], что подтверждается положительным опытом коллег.

Для воздействия на координационные физические способности детей применяются в различных сочетаниях общие и специально подготовленные координационные упражнения. Коррекционная направленность таких упражнений состоит в том, чтобы формировать движения рук и ног, для усвоения детьми заданного ритма, автоматизации, согласованности действий рук и ног у детей [3].

Содержание обучения и воспитания должно быть адекватно физическим и психическим возможностям. В обучении и воспитании детей с нарушениями зрительно-моторной координации большое значение имеет наглядная информация, комплексный подход, то есть в течение всего дня, на всех занятиях и во время самостоятельной деятельности детей должны решаться коррекционно-развивающие задачи.

Координационные способности ребенка представляют совокупность множества двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность, то есть умение целесообразно строить движение, умение управлять, для того чтобы в случае необходимости быстро его перестраивать.

Основная задача воспитателя в коррекционной работе состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных функций, которые провоцируют появления оптической дисграфии. Не следует допускать перехода недостатков на последующие этапы развития, которые могут значительно осложнить учебно-познавательную деятельность в младшем школьном возрасте.

Начиная работу, нужно акцентировать внимание на формировании у детей умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать предметы. Под тщательным руководством педагога дети должны выявить основные элементы, детали объекта, определить их соотношение, положение в пространстве, а также заметить изменения в самом объекте или его расположении. Сложность заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, не дорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7, применения графических и абстрактных изображений).

Эффективным методом комплексного развития координационных способностей является игровой метод. Игровая деятельность детей с нарушениями в развитии является способом увеличения двигательной активности, стимулятором развития координационных способностей.

Таким образом, у воспитателя детей дошкольного возраста имеется широкий спектр методов, позволяющих развивать зрительно-моторную координацию у дошкольников.

Список использованной литературы

1.     Буянов М.И. Cистемные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Руководство для врачей и логопедов [Электронный ресурс] // Magazine.mospsy.ru: [сайт]. [2014]. URL: http://magazine.mospsy.ru/nomer9/s01.shtml (дата обращения: 16.12.2015).

2.     Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».

3.     Сенсорика с элементами методики Монтессори для детей [Электронный ресурс] // Centrumka: [сайт]. [2014]. URL: http://centrumka.com/montessori/ (дата обращения: 16.12.2015).

4.     Черная Е.В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. № 2 (3). С. 250-254. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/145/Action145-10743.pdf (дата обращения: 16.12.2015).

Просмотров работы: 2117