ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ, УСТАНОВКИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ, УСТАНОВКИ.

Леонов А.М. 1
1Колледж предпринимательства № 11
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Сегодня происходит осознание того, что все понятия, которыми мы собираемся пользоваться (такие как «образование», «педагогическое образование», «качество образования», «образовательная среда», «образовательная среда колледжа», «образовательная технология» и т.д.) незаметно меняют содержательные характеристики,

На деле совершается переход от институционального понятия образования, предполагающего, что человек в стенах образовательного учреждения получает нечто, именуемого «образованием», к понятию скорее процессуальному: на передний план выходит то, что происходит с человеком в условиях образовательного учреждения, а именно сам процесс становления человеческого человеке. На смену парадигмы “поддерживающего” или “просветительского” образования, приходит инновационная парадигма образования, важнейшей составляющей которой становится идея “образования в течение всей жизни” или непрерывного образования со всеми присущими ему атрибутами – открытостью, преемственностью, ориентацией на компетентностный подход.

2. Понятие «компетенция» (лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) означает круг полномочий, прав и обязанностей, предоставленный законом, или иным актом конкретному государственному органу или должностному лицу; либо знания и опыт в конкретной области.

«Компетентный человек», согласно словарю С.И. Ожегова - «знающий». В словаре В.Даля «компетентность» обозначает юридическое понятие «полноправность». Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция).

Итак, «компетентность»:

  1. в широком смысле - это интегральная характеристика, определяющая способность учащегося решать типичные учебные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях практической деятельности, с использованием знаний и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности и социально-обусловленных качеств личности;

  2. в узком смысле - это совокупность знаний и умений, определяющих результативность учебного труда; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Условно отделяя компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвое­ние знаний (накопление информационного фонда) - не само­цель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия готовности учащегося к самостоятельной жизнедеятельности.

3. Наиболее общая классификация компетен­ций содержит в себе три больших класса компетенций:

-профессиональные (специальные), необхо­димые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности;

-надпрофессиональные, необходимые, что­бы эффективно работать в организации;

-ключевые, в которые входят умения и каче­ства, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации.

4. Для моделирования технологической карты специальности нами определены две основные группы компетенций: предметные компетенции и метапредметные компетенции.

К предметным компетенциям относятся:

  •  
    1. «Жизненные» общепредметные компетенции, владение которыми является обязательным условием включенности человека в жизнь общества на современном уровне развития цивилизации, а именно – владение информационными технологиями, знаниями и умениями в области права и экономики.

    2. Профессиональные общепредметные компетенции, включающие в себя те общенаучные и общеметодологические области, которые являются базовыми для той или иной профессии.

    3. Профессиональные специальные компетенции, являющихся специфичными для разных направлений и специальностей.

К метапредметным компетенциям относятся:

  1. Субъектно-личностные компетенции, включающие в себя 1) «способность человека быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимодействий с миром, с обществом; быть творцом своей жизни; создавать условия своего развития; преодолевать деформации собственной личности и т.д.» ; 2) иметь такую ценностно-смысловую структуру, которая бы обеспечивала направленность человека на профессиональное и личностное саморазвитие, самореализацию, духовный рост; 3) обеспеченность личностными ресурсами, такими как способность к рефлексии, адекватная Я-концепция, положительная самооценка и т.д.

  2. Интеллектуальные компетенции включают в себя 1) владение основными мыслительными операциями, такими, как анализ, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.; 2) интеллектуальная креативность; 3) способность к символизации своего опыта.

  3. Коммуникативные компетенции. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем коммуникативную гибкость субъекта, которая характеризуется 1) наличием в арсенале личности всех возможных коммуникативных стратегий; 2) способностью к реализации коммуникативной стратегии максимально высокого уровня, возможного в данной ситуации, которая, в свою очередь, определяется уровнем решаемой проблемы и коммуникативной позицией партнера; 3) адекватным использованием приемов, техник общения, соответствующих конкретному моменту самого процесса

5.Технологическая карта специальности способна и возможна реализовываться только в условиях наличия и функционирования образовательной технологии.

Понятие "образовательная технология" может рассматриваться в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, образовательная технология имеет серьезные преимущества.

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

6. Авторы-разработчики содержания профессионального образования в условиях информационной среды** под понятием технология понимают не только само технологическое (инструментальное, орудийное) знание, но и практику, конкретную процедуру, то есть все те производственные процессы, которые изменяют свойства, форму или внешний вид изделия. Эти процессы называют технологическими. В деятельностном контексте, технология «отвечает» на вопрос: как сделать нечто требуемое, из чего и какими средствами?**( стр.69) Авторы предлагают перейти в профессиональном образовании от логики «моральной проповеди»(А.С.Макаренко) к гуманитарной технологии как способу образования и воспроизводства общностей.

Образовательная технология, являясь проекцией гуманитарной, направлена на производство (и воспроизводство) собственно человеческого в человеке: его смыслов, ценностей, позиций, в том числе деятельностных и профессиональных. Формирование самобытности человека есть предельный результат реализации образовательной технологии. Поскольку образовательная технология изначально предполагает наличие особым образом организованнойобщности, то гуманитарная технология, формирующая последнюю, предшествует и «сопровождает» образовательную технологию в течение всего ее жизненного цикла, то есть, другими словами, создает для нее фундаментальные условия ( стр.70).

Предметностью образовательной технологии является специализация учащихся в профильной профессиональной области, а ее содержанием выступает совокупность процессов исследования, проектирования и стратегирования, в которые включаются учащиеся начиная с момента их поступления в учреждение профессионального образования. (стр. .72).

7. Компонентами образовательной технологии социально-трудового проектирования ГОУ Колледжа предпринимательства № 11 являются:

-формирование мыслительных способностей будущих профессионалов, специалистов своего дела (экономистов, маркетологов, менеджеров, управленцев и т.д.) в единстве процессов рефлексии, самоопределения и целеполагания;

-формирование деятельностных способностей (самоорганизации, построения отношений с работодателями, ответственности перед заказчиком, функционирование в организационном режиме)

Такое сочетание достигается через механизм включения учащихся в индивидуальную и групповую проектную деятельность. Главное условие такого включения – каждый проект деятельности должен быть реальным делом, т.е. событием встречи учащегося с жизненной ситуацией.

Стержневыми элементами образовательной технологии в условиях Колледжа являются:

  • Различные формы проектной, исследовательской и учебной деятельности студентов (индивидуальная, групповая, межгрупповая);

  • Теоретические занятия (по осваиваемым профессиям и специализациям), включающие проработку содержательных оснований проблем, возникающих и требующих решения на различных этапах деятельности;

  • формирование и анализ способностей, приобретаемых студентами и в процессе проектной и учебной деятельности;

  • формирование способностей построения двух разных типов отношений: с работодателем и заказчиком.

Технологическая цепочка образовательного процесса строится таким образом, что

навык, приобретенный к концу каждого семестра, становится предпосылкой для формирования соответствующей способности, проявляющейся только в следующем семестре.***( стр.201-203)

8. Модель(образ) выпускника Колледжа предполагает три позиции по критерию их профессионального самоопределения по окончании образовательного учреждения.

А) Минимальный уровень, обеспечиваемый с помощью образовательной технологии имеет результатом специализацию выпускника в пределах профильной или смежной профессиональной области.

Б) Более высокий уровень означает становление выпускника в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности (в частности, выход в управленческую, проектную или стратегическую позицию по отношению к профильной профессиональной области; выход за рамки профессиональной области и запуск собственного проекта).

В) Высший уровень, выход в профессиональную область и возвращение на определенном этапе в учебно-профессиональную общность в качестве позиционной фигуры, что задает один из ведущих механизмов воспроизводства команды и учебно-профессиональной общности.** (стр.74)

Переход от учебной деятельности к деятельности образовательной предполагает определять в качестве цели профессионального образования подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

9. Основными элементами содержания образовательной технологии социально-трудового проектирования ( проектного подхода) являются процессы исследования, проектирования и стратегирования.

Исследование выступает в качестве определенной парадигмы познания, задающей «коридор развития», является средством достижения субъективной истины и самоидентичного вхождения в культуру, восстановления ее целостности.

Проектирование является способностью человека, которая позволяет, целенаправленно преобразовывая реальность, строить свою будущность, выстраивать собственный формат сознания. Проектирование дает возможность понять, какого типа ресурсы необходимо привлечь и систематизировать для построения деятельностной кооперации, развития общности, с помощью которой и реализуется та или иная целевая или ценностная установка. Человек в проектировании впервые начинает строить, конфигурировать и переорганизовывать систему содержательных связей, удерживающих ресурс.

Стратегирование как необходимость гармонизации двух пространств: прошлого и будущего. Это позволяет приобретать и практически реализовывать такие интеллектуальные и деятельностные способности, которые преодолевают границы своего развития. ** (стр.50)

10. Технологическая карта это :

  • Технологическая карта (ТК) - организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения технологического процесса и определяющий состав операций и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности;

  • карта технологическая — описание операций технологического процесса и применяемого оборудования, инструмента с указанием продолжительности операций (Современный экономический словарь);

  • технологическая карта, форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. ( БСЭ).

11. Технологическая карта специальности это документ, описывающий «пошаговое программирование на основе актуальных целевых программ и проектов деятельности учащихся»***( стр.201), при котором технологическая цепочка образовательного процесса строится таким образом что навык, приобретенный к концу каждого семестра, становится предпосылкой для формирования соответствующей способности, проявляющейся только в следующем семестре.***( стр.203). Содержательной основой технологический карты является фиксация процедур формирования компетенций - универсальных средств, инструментов ( способов, методов, приемов) достижения учащимся значимых для него целей(результатов).

12. Специальность «Экономика и бухгалтерский учет» код 080114., квалификация специальности – «бухгалтер». Срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе 9 классов ( базовый уровень); 3 года 10 месяцев – повышенный уровень.

В первый год обучения ( 1-2 семестр) основной целевой установкой по отношению к учащимся является самоопределение в профессии и специальности как ценностно-смысловая компетенция, а также, учитывая общеобразовательный характер обучения, формирование и развитие компетенции к познавательной деятельности.

Задачами первого и второго семестра являются: командообразование; ознакомления со способами ориентировки в реальной ситуации учебно-образовательного пространства Колледжа и Отделения; вхождение в мир специальности ( посредством учебного предмета «Введение в специальность»); знакомство с культурными традициями и открытыми пространствами (площадками) Колледжа.

Запуск образовательного процесса происходит в форме организационно-деятельностной игры на которую также приглашаются родители учащихся, в процессе которой первокурсники знакомятся со своими одногруппниками, руководством Отделения, кураторами, учебными аудиториями, правилами и расписанием занятий. С первого дня пребывания студента в Колледже он погружается в «семью» Колледжа, становится непосредственным участником образовательного процесса.

Обязательным условием включения в командообразующую деятельность является участие студентов в первом семестре в осеннем туристическом слете, Фестивале наук, а также участие в отделенческих, кафедральных и общеколледжевских праздниках и совместных мероприятиях.

При завершении первого года обучения, одним из итогов которого является знакомство с основами проектной деятельности, проводится итоговые собрания (встречи) учащихся и их родителей с руководством Отделения с целью профессионального самоопределения, а также создания условий для дальнейшего формирования способности к рефлексии собственных результатов деятельности.

Целевой установкой второго года обучения (3-4 семестр) является личностное самоопределение к профессии бухгалтера. В качестве результата деятельность у учащихся должна появиться ( или закрепиться) мотивация к профессиональной деятельности.

В третьем семестре ставится задача углубленной гуманитарной подготовки студентов, закрепления его социально-личностных компетенций. В процессе лекционных и семинарских занятий по предметам «История», «Философия», «Основы социологии и политологии», происходит освоение студентами мира культуры, мира человека. Активное использование в процессе занятий современных интерактивных технологий, экскурсий, работа с текстами делает освоение материала более динамичным и продуктивным.

Одновременно возможности учебного плана предусматривают формирование таких межпредпредметных компетенций как «математическая грамотность»( учебный курс «Математика», «Статистика») и «компетентность чтения» ( «Русский язык и культура речи», Иностранный язык). Основной упор в первом случае делается не на овладении предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в своей профессиональной деятельности. Во втором случае, компетентность чтения проявляется в исследовании и работе с текстами, их анализом и пониманием.

В третьем семестре происходит активное включение студентов в освоение профессионального модуля специальности «бухгалтер». Прежде всего, это связано с формированием навыков и умений вести учетно-аналитическую и экономическую профессиональную деятельность. Происходит знакомство с основами бухгалтерского учета, организацией и ведением безналичных расчетов, международной системой бухгалтерского учета.

Формирование общепрофессиональных компетенций , прежде всего знаний и готовности к использованию новейших информационных технологий в профессиональной сфере, достигается путем изучения одноименного учебного предмета, а также знакомство и изучение программы 1S бухгалтерия.

Управленческие компетенции, а также компетенции в области предпринимательства и новаторства , способность организовывать работу людей ради поставленной цели, готовность идти на умеренный риск в 3 – 4 семестре формируются благодаря курсу «Менеджмент» и «Бизнес-планирование».

Теоретический блок проектной деятельности дополняется введением предмета «Основы исследовательской и проектной деятельности в профессиональной сфере» ( 32+38 часов). Его основной задачей является опережающее включение студентов в проектно-практическую деятельность. Основными профессиональными навыками, формируемыми у студентов при реализации данного курса будут являться: умение разрабатывать и использовать графическую документацию; умение работать в группе, команде; способность к обоснованному выбору и проектированию применительно к избранной области профессиональной деятельности; умение выстаивать коммуникативные стратегии; адекватное использование приемов, техник общения, соответствующих конкретному моменту самого процесса общения; умения и способности к профессиональному самоопределению (3 семестр) и целеполаганию ( 4 семестр); способности к самоорганизации, рефлексии и анализу ситуации.

Движение от исследования объектов в финансовой сфере(3 семестр) к проектированию профессионального замысла( 4 семестр) завершается защитой групповых проектов. Деятельность в группе является обязательным условием, так как содержание данного курса предполагает не только организацию студентом своей собственной деятельности, но и деятельности окружающих его людей.

Результаты проектной деятельности студенты представляют: на внутренний конкурс предпринимательских проектов и социальных инициатив; на традиционные дни кафедры предпринимательства; на фестиваль народных ремесел и предпринимательских инициатив и другие внутриколледжевские мероприятия.

Целевой установкой третьего года обучения ( 5-6 семестр) является деятельностная составляющая профессионального самоопределения студентов через включение в практико-ориентированную профессиональную деятельность.

В качестве основного результата деятельности учащиеся должны овладеть основными видами профессиональной деятельности бухгалтера(учетно-аналитической, экономической, финансово-контрольной, а также освоить субъектно-личностные компетенции, иметь такую ценностно-смысловую структуру, которая бы обеспечивала направленность человека на профессиональное и личностное саморазвитие, самореализацию, духовный рост и обеспеченность личностными ресурсами, такими как способность к рефлексии, адекватная Я-концепция, положительная самооценка.

На первый план в профессиональном становлении студента выходят учебные предметы профессионального модуля учебной программы и знакомство с общепрофессиональными дисциплинами. В результате освоения которых учащийся должен знать и уметь: составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность; знать и разбираться в правовых основах профессиональной деятельности; формы и методы бух.учета в организации; налоговое законодательство РФ; оценивать ликвидность и платежеспособность организации и т.д.

Перенос учебного материала в практическую среду организации( площадки социальных партнеров) происходят в результате изучения практических основ бухгалтерского учета имущества организации; бухгалтерских технологий проверки и оформления инвентаризации; организации работы с бюджетными и внебюджетными фондами; технологий составления бухгалтерской отчетности и т.д. В результате реализации данной программы у студентов формируется практические навыки и умения в области формирования заказов, документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств , расчетов и т.д.

Образовательная технология социально-трудового проектирования в 5-6 семестре также реализуется в теоретическом залоге в виде учебного курса «Основы статегирования в профессиональной сфере». Основная задача курса заключается в сопровождении студентов в реализации собственного проекта, а также «сопряжение деятельностной и исследовательской составляющей»***(стр226). В идеальном варианте - это дипломная работа, с которой учащийся выходит на защиту в конце обучения (6 семестра).

Установка на практическую деятельность по поиску заказчика и формирование заказа, оформление заказа, развитие и реализация собственного проекта, продвижение проекта и защита проекта являются характерной особенностью для анализа и рефлексии на занятиях курса.

13. Таким образом, технологическая карта специальности «Экономика и бухгалтерский учет» дет представление (видение) образа выпускника по данной специальности.

Список использованной литературы:

1**Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. – 2-е изд.,доп. и переработ., М.;ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008.

2***Взаимодействие городской инфраструктуры рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения, ГОУ «Колледж предпринимательства и социально-трудового проектирования», 2002.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007.

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: 2003.

 

8

 

Просмотров работы: 2140