ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО И ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ТУРОВ). - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО И ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ТУРОВ).

Чернецов Б.И. 1
1Колледж предпринимательства № 11
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и Российского внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические поездки по Святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться и самоутвердиться. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей, общностей и даже народов. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — наиважнейшим.

Автор работы будет акцентировать внимание на религиозном туризме как на одном из направлений, способном быть лидером Российской тур. индустрии.

Учитывая внешнеполитическую обстановку в мире на 2014-2015 год можно смело констатировать что одной из первостепенных задач будет развитие внутреннего туризма, что делает тему работы актуальной. Так же тему дипломной работы делает актуальной и рост пассионарности в народных массах населяющих РФ, более 70% которых исповедуют православное христианство (всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 30 марта 2010 года)1. Исторический аспект тоже нельзя обойти стороной, так как с 1920 по 1990 гг. на территории государства, некогда называвшего себя Третьим Римом и уделом Пресвятой Богородицы царило безбожие, подкрепленное государственной идеологией, что не может с ходом времени не вызвать ярко выраженную ответную реакцию. Таким образом актуальность темы развития религиозного/паломнического туризма в пределах РФ не поддается сомнению.

Объектом исследования будет являться религиозный туризм как явление в мировой тур. индустрии, способное стать лидирующим направлением внутреннего туризма Российской Федерации. В работе будут разобраны различные религиозные и паломнические туры, выявлены плюсы и минусы существующих туристских продуктов. Предметом исследования будут особенности и перспективы такого направления как религиозный туризм.

Автор ставит пред собой цель создать новый тур. продукт, доказать его возможность реализации и его право на существование на отечественном рынке туризма. Для достижения цели потребуется:

- исследовать потенциальных конкурентов, работающих по религиозному направлению

- исследовать маркетинговую среду рынка внутреннего религиозного туризма

- проанализировать созданные конкурентами тур. продукты по нескольким местам

- выявить сильные и слабые стороны уже существующих тур. продуктов

- систематизировать и изучить данные о продуктах потенциальных конкурентов

- на базе исследованного материала создать новый туристский маршрут, выгодно отличающийся от предшествующих.

В дипломной работе автор будет прибегать к таким методам исследования как: анализ литературы, исследование отечественной практики, сравнение, абстрагирование и исторический метод.

1.1 Религиозный туризм.

Что из себя представляет направление религиозного туризма?

Основываясь на данных ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ"2 можем заключить следующее:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристом считается лицо, посещающее страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

Исходя из вышесказанного можем сказать, что религиозный туризм – это направление туристской деятельности, с религиозно-экскурсионными и/или паломническими целями на период от 24 часов до 6 месяцев. Под, религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для поклонения какой-нибудь святыне, участие в культовых действиях или посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды.

Объектами привлечения религиозных туристов являются свя­тые места и религиозные центры. Поездки туда могут быть обусловле­ны культовыми актами, праздниками, проходящи­ми в определенное время года.

Туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными.

Само собой, мы не можем обойти вниманием и календарь православных праздников, т.к. в большинстве случаев паломничество приурочивается к поводу, событию, празднику или дню памяти.

Наиболее почитаемый праздник православных христиан – Пасха, Воскресение Христово. Этот праздник считается главным торжеством христианского мира. Далее идут т.н. двунадесятые праздники - двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда празднуется Пасха, не имеющая твердой даты.

Таблица №1. Календарь православных праздников.3

Старый стиль

Официальный календарь

Название праздника

25 декабря

7 января

Рождество Христово

6 января

19 января

Богоявление, Крещение Господне

2 февраля

15 февраля

Сретение Господне

25 марта

7 апреля

Благовещение Пресвятой Богородицы

30 марта

12 апреля

Вход Господень в Иерусалим

6 апреля

19 апреля

Светлое Воскресение Христово, Пасха

15 мая

28 мая

Вознесение Господне

25 мая

7 июня

День Святой Троицы, Пятидесятница

6 августа

19 августа

Преображение Господне

15 августа

28 августа

Успение Пресвятой Богородицы

8 сентября

21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября

27 сентября

Воздвижение Креста Господня

21 ноября

4 декабря

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора:

- «Размещение». Это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

- «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

- «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

- «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

- культовые сооружения — монастыри, храмы и храмовые комплексы, часовни, ступы;

- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды) и т.д.

Разберем подробнее. ВТО (Всемирная Туристская Организация) выделяет две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения можно разделить на три группы:

1) гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, и т.д.);

2) специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения, и т.д.);

3) прочие средства размещения (комплексы домов, палаточные городки для паломников, монастырские, и прочие общежития и т.д.).

Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем, и т.д.

Если говорить о питании, то туристы, отправляющиеся в паломнические и религиозные поездки пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские столовые или нечто подобное, в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь имеет определенные отличия от предлагаемого в кафе и ресторанах. Как правило пища бывает более простой, постной во время православного поста. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако добровольные самоограничения лишь идут на пользу и способствуют духовному росту человека, и, как правило, паломники к этому готовы.

Туристам, которые отправляются в паломническую иили экскурсионную поездки, необходимо использовать различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. Если говорить о внутреннем религиозном туризме, то смело можем сказать что наиболее популярен автомобильные (автобусные) средства транспорта.

1.2 Разновидности религиозного туризма

Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм, религиозно-экскурсионный туризм и духовно-паломнический туризм .

Паломничество или паломнический туризм. Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий (в нашем случае речь идет о православии) с паломническими целями. Отличие паломнической поездки от любой другой заключается в непосредственном участии туристов в каком либо культовом процессе. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Участие в богослужении, купание в Святом источнике, добровольный труд в монастыре, все это будет относится к паломническому туризму. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу и др. Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

Паломник, как правило это глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни, а именно: кругом общения, удовольствиями, питанием — для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей и препятствий, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это означает готовность человека пожертвовать материальным во имя вечного духовного (нематериального).

В современной России произошло возрождение интереса к религии и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты. Теперь же, с падением Советского союза и крахом государственной идеологии СССР, основанной на атеизме, интернационализме и богоборчестве, мы можем наблюдать рост пассионарности русского населения вызванный подъемом и утверждением национального самосознания. Трудно поспорить с тем что базовым элементом в утверждении русского самосознания является исповедание православия.

Таким образом, начиная с 1991 года рост интереса к этому виду религиозного туризма возрастает.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег например в кельях монастырей. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианстве во время постов пища постная. Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого.

Духовно-паломнический туризм. Духовно-паломнический туризм пока имеет довольно узкую социально-психологическую базу. И все-таки о нем можно говорить как о разновидности паломнического туризма. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик — помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Религиозно-экскурсионный туризм. В рамках экскурсионного туризма религиозной тематики предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты. Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации.

1.3 Роль паломничества в жизни общества

Рассмотрим роль паломничества в жизни общества:

- Духовно-просветительская роль. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России. Это важно как для ознакомления с историей конкретного места, так и для дополнения картины всей истории России в целом. Паломники знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с именами которых связаны места, событиями, происходящими некогда на местах входящих в маршрут, посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников. Все это исполняет функцию духовного просвещения, что позволяет паломникам утвердить свое христианское личностное самосознание.

- Общеобразовательная роль. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи. Многие христианские храмы, соборы, монастыри нынче являются не только (а порой и не столько) религиозными объектами, но и историческими и архитектурными памятниками (соборы московского кремля, собор Василия Блаженного, Покрова на Нерли и другие).

- Миссионерская роль. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными, и укрепляет веру в туристах, причисляющих себя к «верующим».

- Благотворительная роль. Паломнические службы узнают о нуждах монастырей. Эта информация доносится до паломников. Организацией помощи занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь бывает часто очень своевременной, особенно для возрождающихся обителей.

Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, в год внутреннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Возможно, эти данные требуют уточнения. В такие поездки отправляется больше женщин, чем мужчин. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика. Объяснение этому могу дать лишь одно – поколение людей, выросшее при гнете атеизма и богоборчества в состоянии осознать надобность того чего была некогда лишена, в отличии же от юного поколения.

1.4 Базовые направления внутреннего религиозного туризма

Ряд российских ученых считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка святой княгини Ольги в Константинополь для принятия Крещения. А при князе Владимире, крестившем Русь, был в паломничестве на Афоне и в Константинополе прп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. Иеродьякон Зосима из Троице-Сергиевой лавры первым из русских паломников описал гору Афон в 1418—1421 гг. В середине XV в., когда турки захватили Константинополь, паломничества на Святую землю прерываются. Набирают силу внутренние паломничества. Российские государи и императоры часто совершали паломничества, делали богатые подарки монастырям России.

Одними из основных центров внутреннего российского паломничества были Троице-Сергиева лавра, в которую приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского, и Оптина пустынь. В Оптину пустынь приезжали многие представители русской интеллигенции — Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой, для того чтобы встретиться с тамошними старцами.

В XIX — начале XX в. в России совершалось большое число паломничеств, как внутренних, так и внешних. К числу базовых направлений российского религиозного туризма можно причислить Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Свято-Преображенский Соловецкий монастырь, остров Валаам и многие другие.

Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты (склады, гаражи) или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в 20 — 30-е гг. XX в. существовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы.

На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской православной церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания, как до них добраться.

В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них на Украине — 111 (и 6 пустыней), в Белоруссии — 15, Казахстане — 7, Латвии — 3, Литве — 2, Молдавии — 33, Узбекистане — 5, в Эстонии — 1. В дальнем зарубежье находится 13 монастырей [Монастыри Русской православной церкви, 2000].

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область.

7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург.

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 2) по составу несущих монашеские обеты; 3) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.), и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей — жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичьем Смоленской иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.

2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещении объектов в Москве, Санкт-Петербурге или начинаются и заканчиваются в этих городах.

3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиалъный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиалъный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами.

4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиалъный монастырь (Москва), Донской ставропигиалъный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставропигиалъный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относятся. Зачатьевский ставропигиалъный монастырь (Москва), Покровский ставропигиалъный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники — мужчины, поскольку по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма Настоятелем женских монастырей является женщина.

По возрасту монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. Таким образом мы можем их разделить как минимум на дореволюционные сохранившиеся, дореволюционные восстановленные и современные.

1.5. Анализ рынка религиозного туризма в РФ

Согласно Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы" в течении ближайших лет на развитие туризма в России будет выделено порядка 100 млрд рублей. Деньги будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом. Средства будут направляться, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.Если все пойдет по плану, количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 году должно вырасти более чем в шесть раз - до 23 миллионов человек, а отпуск в России будут проводить 45 миллионов человек. Соответственно, вырастет и объем рынка туристических услуг - в 4,7 раза, до 417 млрд рублей.4

Смело можем заявить что на ближайшую перспективу можно ожидать рост спроса на туристские услуги в пределах РФ, и, само собой, это не может обойти стороной и сферу религиозного туризма.

Среди законодательных актов регионального уровня необходимо выделить распоряжение мэра Москвы «О развитии религиозного туризма» от 16 января 1997 г. № 34-РМ, которым утверждена концепция развития религиозного туризма.5Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется спросом и имеет большие перспективы.

Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершает лишь около 1% от общего количества верующих, проживающих в Москве (пока что рассмотрим на примере первопрестольного града). На рынке паломнического туризма, по материалам ежегодника «Религии мира» за 1992-1996 гг., страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%).6

Рассмотрим примерную (движение народных масс происходит на столько активно, что очень трудно располагать точной информацией) статистику числа представителей различных вероисповеданий по столице Российской Федерации.

Таблица №2. Примерное соотношение численности основных религиозных конфессий в Москве.

Конфессия

Численность, тыс. чел.

Процентное отношение

Православие

1200

80,0

Иудаизм

150

10,0

Ислам

105

7,0

Католицизм

45

3,0

Все статистические данные благоволят развитию религиозного туризма как в Москве, так и во всей России, т.к. всеми необходимыми объектами Российская Федерация обладает.

1 Опрос ВЦИОМ 30 марта 2010 года - http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365

2 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» - http://base.garant.ru/136248/1/#block_100

3 Православный календарь - http://www.pravoslavie.ru/

4 По данным «Российской Газеты» - http://www.rg.ru/sujet/4506/

5 Распоряжение мэра Москвы № 34-РМ от 16 января 1997 г. - http://mosopen.ru/document/34_rm_1997-01-16

6 http://www.fendom.ru/article121.html

Просмотров работы: 14174