МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Романенко О.А. 1
1ФГБОУ "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных дошкольных образовательных программах основой обучения является развитие речи. В области дошкольного воспитания основные теоретические и практические направления методики развития речи разработаны достаточно полно. Однако до сих пор не хватает научных исследований, посвященных проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста в специальных группах компенсирующей направленности. Между тем, исследования по вопросам развития речи дошкольников и младших школьников показывают, что без целенаправленного обучения в детском саду дети овладевают только элементарными формами ситуативной речи. Недостаточно осуществляется реализация благоприятных возможностей дошкольного возраста, характеризуясь высокой природной чувствительностью к звуковой стороне слова и его семантики, является сензитивным периодом для усвоения языка и форм речи. С возрастом человек утрачивает эту повышенную чувствительность к слову, поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию речи занимает ведущую роль в дошкольном возрасте.

От уровня успешности овладения связной речью во многом зависит обучение детей в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – каждое из этих учебных действий требует высокого уровня развития связной как диалогической, так и монологической речи у детей дошкольного возраста.

Специфика развития связной речи изучалась С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. С.Л.Рубинштейн определяет связной такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания. По мнению Л.С. Выготского, овладевая речью, дети идут от части к целому: от слова к соединению двух или трёх слов, далее – к простой фразе, ещё позже – к сложным предложениям. Итоговым продуктом является связная речь, состоящая из ряда развернутых фразовых высказываний. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте представляют собой отражение связей и отношений имеющихся в действительности. Создавая текст, дети средствами грамматики моделируют эту действительность. В исследованиях А.М. Леушиной раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента её возникновения. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно. Формирование связной речи, изменение её функций зависит от содержания, условий, форм общения детей с окружающими, определяется уровнем познавательного развития.

В настоящее время в развитии педагогической теории и практики пристальное внимание уделяется осознанию концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья и совершенствованию содержания их коррекционно-развивающего обучения и успешной социализации (Н.Н. Малофеев, Б.П.Пузанов). Высокий процент детей с особыми возможностями здоровья составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития представлены в работах таких авторов как Н.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симонова. Значительные сложности при формировании связной контекстной речи у детей данной категории обусловлены недостаточным развитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, не полностью сформированной как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью создают имеющиеся отклонения в развитии высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, воображение). Как отмечают коррекционные педагоги и психологи, что низкий уровень речевого развития отрицательно влияет на процессы мыслительной деятельности, сужает их коммуникативные потребности, ограничивает познавательные возможности, препятствует приобретению знаний, умений и навыков, «негативно влияет на итоговое качество продуктов речевой деятельности» (В.И. Лубовский, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер и др).

К сожалению, несмотря на высокий процент изученности проблемы развития детей дошкольного возраста, остаётся недостаточно разработанным такой аспект, как развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития в нестандартных условиях – на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Автор программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (С.Г. Шевченко) видит цель в расширении и систематизации знаний и представлений детей с задержкой психического развития об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Знания и представления о природных явлениях и общественных объектах дошкольники накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, расширяют их в сюжетно-ролевых и дидактических играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. У детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи активизируется словарь, формируются навыки связной речи.

Сложная форма речевой деятельности как формирование связной речи детей с задержкой психического развития положена в основу настоящего исследования, что является актуальной проблемой специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Адекватный выбор содержания и методов формирования связной речи на занятиях «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» позволит скорректировать вторичные отклонения в развитии ведущих психических процессов, преодолеть системное недоразвитие речи у детей с задержкой психического развития и подготовить их к школьному обучению при реализации следующих условиях:

  • взаимосвязи коррекции речи дошкольников с задержкой психического развития с развитием психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мышления);

  • опоры на взаимодействие различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического) при коррекции связной речи детей с задержкой психического развития,

  • использования логопедических игр и упражнений, специально разработанных для занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Целенаправленное формирование связной речи в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с задержкой психического развития осуществлялось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада №307 г. Волгограда.

Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий, где важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Эти занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом, основными целями которых являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

На втором году обучения детей с ЗПР занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» проводятся два раза в неделю в первой половине дня в соответствии с учебным планом. Однако целесообразно в начале недели представлять тему педагогу-дефектологу, а учитель-логопед осуществляет на втором занятии непосредственное развитие навыков связной речи по данной теме. Таким образом, на основании внутреннего положения детского сада в группах компенсирующей направленности на занятиях «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложненную нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи учитель-логопед реализует содержание и методику коррекционной работы по формированию связной речи.

Коррекционно-педагогическая работа на основании программы С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», включающая развитие связной речи, представлена в двух направлениях:

  1. Базовое формирование для речевой деятельности – является подготовительным и осуществляется на занятиях учителя-дефектолога, психолога, музыкального и физкультурного руководителей, в совместной деятельности воспитателей: коррекция и обогащения сенсорного опыта детей, специальная организация их практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, коррекция представлений о предметном и социальном окружении.

  2. Самостоятельная речевая деятельность предполагает непосредственную образовательную деятельность учителя-логопеда: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи: мотива, замысла, выбора слов, построения высказывания, контроля за его продуцированием.

Обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.

К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию (по демонстрации действий, о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Известно, что дети легче пересказывают, чем составляют описательные рассказы. Однако установлено, что наибольшие успехи достигаются при параллельном обучении детей разным видам рассказывания. Поэтому в системе коррекционной работы по развитию связной речи детей ЗПР используется принцип ритмичного чередования всех видов рассказывания.

В зависимости от психологической базы содержания детских рассказов, выделяют:

  • рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказы по картинам и пересказ);

  • рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей)

  • рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.

Кроме того, по содержанию детские рассказы могут быть фактическими и творческими, а по форме классифицироваться как описательные и сюжетные.

Для выявления уровня развития связной речи проведено комплексное исследование, которое включало ряд последовательных экспериментальных заданий (методика диагностики устной речи В.П. Глухова, в которой для оценки успешности выполнения заданий была применена балльно-уровневая система; методика И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития»).

Коррекционно-логопедическая работы по формированию связной речи на занятиях по ознакомлении с окружающим миром и развитию речи представлена тремя этапами (30 занятий), которые построены в соответствии с общими дидактическими принципами: систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей с ЗПР, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности, развивающий характер обучения.

На каждом этапе методика последовательно предлагаемых видов работы по развитию связной речистроится по принципу «от простого к сложному»:

I этап (Сентябрь, октябрь, ноябрь):

-составление фразовых высказываний – 1 занятие;

-пересказ (короткого рассказа) с использованием картинного материала (сюжетная картина или серия картин), с элементами драматизации – 4 занятия;

-составление рассказа с использованием картинного материала (сюжетная картина или серия картин), с набором предметов – 2 занятия;

-составление описательного рассказа с использованием графического плана – 2 занятия;

-составление творческого рассказа – 1 занятие.

II этап (Декабрь, январь, февраль):

-пересказ (короткого рассказа) с использованием картинного материала (сюжетная картина или серия картин), «по цепочке» – 3 занятия;

-составление рассказа с использованием картинного материала (сюжетная картина или серия картин), с элементами драматизации – 3 занятия;

-составление рассказа-описания – 1 занятия;

-составление творческого рассказа – 1 занятие;

-составление фактического рассказа (из коллективного или личного опыта) – 2 занятия.

III этап (Март, апрель, май):

-пересказ (короткого рассказа) с использованием картинного материала (сюжетная картина или серия картин) – 1 занятие;

-составление рассказа по опорным словам или по плану, с использованием картинного материала (пейзажная картина) – 4 занятия;

-составление рассказа-описания – 1 занятия;

-составление творческого рассказа – 2 занятия

-составление фактического рассказа (из коллективного или личного опыта) – 2 занятия.

Для логопедических игр и упражнений используется речевой материал в соответствии с программой «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» для детей с ЗПР. На занятии учителя-логопеда по лексическим темам проводятся логопедические игры и упражнения как самостоятельные элементы обучения, так и в качестве организационного момента с учетом усвоения знаний о предмете через сенсорные каналы: зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений, включая игровые средства, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Данное исследование раскрывает особенности связной речи дошкольников с ЗПР, предлагает содержание и методику работы по формированию связной речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Использованная литература:

  1. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. - 144с.

  2. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Владос, 2003. – 304с.

  3. Лапп, Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения / Е. А. Лапп. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256с.

  4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.

  5. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. –– Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000. – 80 с.

  6. Фадина, Г. В., Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: дисс … канд. пед. наук / Г. В. Фадина. – Саратов, 2001. – 194с.

Просмотров работы: 3110