На кафедре общей и неорганической химии Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова в рамках научно-исследовательской работы со студентами были разработаны методики проведения занятий по химии со школьниками, желающими открыть для себя эту увлекательную науку. В разработке программ принимали активное участие студенты-старшекурсники, участники студенческого научного кружка, работающего при кафедре уже несколько лет. Темы, предложенные студентами, были разбиты по направлениям и согласованы с преподавателями кафедры и представителями методического объединения учителей города Владикавказа.
На занятия были приглашены ученики школ города, причем, возраст ребят не ограничивался. Первые встречи показали, что наибольший интерес у ребят вызывает возможность самостоятельно поработать с химическими приборами и реактивами. Это вполне объяснимо: изучение химии на любом уровне не может осуществляться без химического эксперимента. Именно химический эксперимент – источник знаний о химических веществах и их превращениях, позволяющий увлечь учащихся химической наукой, способствующий активизации их познавательной деятельности, развивающий способность применять теоретические знания на практике. Поэтому программа занятий включала в себя, прежде всего, выполнение практических работ в лабораториях кафедры под руководством магистрантов и студентов-старшекурсников. Большое внимание в ходе занятий уделялось технике лабораторных работ и правилам техники безопасности при работе в химической лаборатории, что, на наш взгляд, способствует обучению культуре химического эксперимента.
В то же время подбор объекта и методов исследования представлял трудную задачу. Объекты окружающей жизни, как правило, слишком сложны, требуют непростых методов исследования, оборудования и реактивов. Кроме того, используя стандартную методику, школьники, особенно младшего школьного возраста, неспособны понять суть используемых в ней процессов и явлений. Поэтому одним из доступных и понятных объектов исследования были выбраны пищевые продукты. Эксперименты по определению влажности и кислотности различных пищевых продуктов, содержания в них поваренной соли просты и доступны для понимания школьников начиная с 8 класса, не требуют слишком сложного оборудования. Одновременно работа по этой тематике способствует формированию представлений о здоровом образе жизни и рациональном питании.
При обсуждении полученных результатов школьники намечают цели дальнейших исследований. Это могут быть:
- совершенствование методики исследования;
- исследование других объектов анализа;
- сравнение полученных результатов с нормами ГОСТ.
Рассказывая о своей работе другим, школьники “заражают” их творчеством. В результате из одной группы исследователей могут образоваться несколько новых, работающих по своим направлениям.
Члены студенческого научного кружка кафедры общей и неорганической химии разработали банк ресурсов: мультимедийные курсы, видеолекции, сетевые учебники и учебные пособия, тестирующие системы и демонстрационные эксперименты. Продуманная организация, выбор доступных методик и актуальных объектов исследования должны сделать учебную исследовательскую работу важным фактором воспитания самостоятельности и творческой активности, становления деятельностной компетентности ученика.
Сегодня работа со школьниками действует как открытая химическая школа, развитие которой основано на сетевой модели обучения. Сетевая модель обучения предполагает использование очно-заочной формы обучения на основе дистанционных образовательных технологий. Для данной формы обучения характерно использование технологий непосредственного интерактивного педагогического общения; опосредованного общения преподавателя со школьниками; максимального количества времени, отведенного для самостоятельной работы школьников с учебно-методическими материалами. В перспективе – создание и работа «Малого химического университета» и работа со школьниками отдаленных горных районов республики, подготовка школьников к участию в республиканских научных конференциях «Шаг в будущее», «Ломоносовские чтения», Созвездие интеллектуалов», «Ступень в науку», «Колмогоровские чтения».