ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН 45-60 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ «ПИЛАТЕС») - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЖЕНЩИН 45-60 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ «ПИЛАТЕС»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время есть недостаток научных данных, и специалисты, часто, путём проб и ошибок решают задачу совершенствования техники, воспитания кондиционных и координационных способностей. В настоящее время, в научно-методической литературе ставится задача определить особенности координационных способностей юных борцов. Оздоровительная тренировка широко используется во всём мире с целью предупреждения заболеваний, оптимизации функционального состояния, увеличения продолжительности жизни и улучшения её качества. Современные женщины все активнее участвуют в различных спортивных состязаниях и занимаются разнообразными формами физической активности, в том числе и фитнесом [3].

Женщины более выносливы, обладают большими резервами энергии, в жаркую и в холодную погоду женский организм более эффективно осуществляет процессы терморегуляции.

Решение проблемы с состоянием здоровья населения невозможно осуществить без научного обоснования и внедрения в практику эффективных физкультурно-оздоровительных технологий, позволяющих удовлетворить потребности человека в выборе доступных и продуктивных средств формирования физической культуры личности.

Упражнения помогают  противостоять хроническому утомлению, увеличивая запас жизненных сил. Они дают дополнительный запас кислорода мозгу и делают вас более энергичной в течение всего дня. Это, в свою очередь, помогает более глубокому и спокойному сну ночью, потому что способствует производству эндорфинов, помогающих освободиться от нервного напряжения, скопившегося в течение дня [19].

Актуальность:  так как двигательная активность женщин резко снижается к 40 годам, это ведет к снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме снижается. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективная профилактика большинства заболеваний, предполагающая достаточную двигательную активность.

Научная новизна исследования: в работе собран и обобщен теоретический и практический материал о влиянии оздоровительной физической культуры на организм женщин 45-60 лет. Рассмотрены наиболее применяемые виды оздоровительной физической культуры, особенности занятий по системе Пилатес для развития, поддержания и укрепления здоровья.

Цель исследования: изучение влияния оздоровительной тренировки по системе Пилатес на физическую подготовленность женщин 45-60 лет.

Гипотеза исследования: систематические занятия по системе Пилатес положительно влияют на повышение уровня физической подготовленности женщин 45-60 лет.

Для достижения цели нашего исследования решались следующие задачи:

1. Дать характеристику оздоровительным видам физической культуры;

2. Разработать комплексы упражнений по системе Пилатес для женщин 45-60 лет;

3. Внедрить разработанные комплексы упражнений по системе Пилатес в  процесс оздоровительной тренировки женщин 45-60 лет и определить его эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической статистики.

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы производился для изучения особенностей проявления сердечно-сосудистой и дыхательной системы, методик их развития в оздоровительной физической культуре на примере системы «пилатес». В работе использовались учебные издания, методическая литература. В процессе исследования было использовано 40 литературных источников.

Педагогический эксперимент заключается в разработке комплекса упражнений по системе «Пилатес» и апробации его на экспериментальной группе.

После проведения педагогического эксперимента, который проходил в течение трех месяцев,  были проведены тестирования контрольной и экспериментальной групп и сравнительный анализ физической подготовленности.

 Педагогическое наблюдение осуществлялось в процессе анализа уровня физической подготовленности  женщин 45-60 лет в экспериментальной группе. В процессе наблюдения определялось влияние занятий методом «Пилатеса» на физическую подготовленность женщин 45-60 лет.

Методы математической статистики использовались нами для анализа и обработки результатов эксперимента.

Исследование проходило на базе спортивного комплекса «Дельфин» города Прокопьевска  с сентября 2012 по февраль 2015 года.  Эксперимент длился 1,5 года и проходил в три этапа.

1 этап. С сентября по декабрь 2012 года изучалась научно-методическая литература. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы производился для изучения особенностей проявления сердечно-сосудистой и дыхательной системы, методик их развития в оздоровительной физической культуре на примере системы «Пилатес».

2 этап - январь 2013- апрель 2014 года. Для проведения эксперимента были отобраны женщины приблизительно одного возраста, телосложения и физической подготовленности. Возраст испытуемых 45-60 лет. Испытуемые были поделены на две группы по 10 человек. Одна группа занималась по системе «Пилатес» (экспериментальная), другая  группа занималась ОФП (контрольная). На начальном этапе исследования были проведены тесты по определению уровня физической подготовленности женщин:

- Тест на оценку силы мышц живота       

- Тест на силу мышц плечевого пояса

- Тест на оценку силы мышц бедра

- Тест на гибкость позвоночного столба

- Тестирование координационных способностей (тест на равновесие). 

Разработали комплексы упражнений Пилатес, который внедрили в тренировочный процесс экспериментальной группы. В группе ОФП использовались упражнения способствующие общему физическому развитию.

На каждом следующем этапе проводились срезы для выявления динамики физической подготовленности.

3 этап - май 2014 года - февраль 2015 г. Обработка результатов исследования проводимых в контрольной и экспериментальной группах и оформление работы.

Результаты анализа литературных источников по проблеме исследования оздоровительной физической культуры населения свидетельствуют о появлении значительного количества новых видов оздоровительной физкультурной деятельности. Занятия физической культурой с женщинами зрелого возраста, имеют существенные методические особенности, которые определяются анатомо-физиологическими данными их организма. Занятия с женщинами зрелого возраста не должны преследовать цель - достижение высоких результатов. Главная задача таких занятий, оздоровительная, поэтому и уроки следует строить с широким применением различных упражнений.

Прогнозирование тренировочного эффекта должно предусматривать всестороннюю оценку развивающихся изменений с тем, чтобы все они обеспечивали не только высокую специализацию двигательной функции, но и - главное - более совершенное приспособление организма ко всей совокупности конкретных условий его жизни. 

Для проведения эксперимента были отобраны женщины приблизительно одного возраста, телосложения и физической подготовленности. Возраст испытуемых 45-60 лет. Испытуемые были поделены на две группы по 10 человек. Одна группа занималась по системе «Пилатес» (экспериментальная), другая  группа занималась ОФП (контрольная). На начальном этапе исследования были проведены тесты по определению уровня физической подготовленности женщин (табл. 1).

В таблице 1 представлены средние показатели экспериментальной и контрольной группы. На рисунке 1 представлены данные физической подготовленности женщин экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента. Анализируя содержание таблицы 1 и рисунка 1 можно отметить отсутствие существенных различий показателей физической подготовленности участниц обеих групп.

 

Таблица 1

Данные физической подготовленности  женщин экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента

Упражнения используемые для теста

Пилатес-группа

ОФП-группа

1.Тест на силу мышц живота, количество раз

7

7

2. Тест на силу мышц плечевого пояса, количество раз

30

30

3. Тест на силу мышц бедра, с

80

80

4.Тест на гибкость позвоночного столба, см

20

20

5. Тест координационных способностей, с

20

20

 

В таблице 2 и на рисунке 2 представлены итоговые показатели контрольной и экспериментальной групп, которые, в отличие от исходных показателей, имеют некоторые отличия. Наиболее высокие показатели физической подготовленности продемонстрированы занимающимися группы Пилатес.

В таблице 2 и на рисунке 3 представлены приросты показателей за время проведения педагогического эксперимента. При тестировании силы мышц живота в экспериментальной группе прирост составил на 14% больше контрольной, при тестировании  силы мышц плечевого пояса прирост в контрольной на 7% больше экспериментальной, при тестировании силы мышц бедра прирост  в экспериментальной на 4% больше контрольной, тест на гибкость  в экспериментальной прирост на 15% от контрольной, тестирование координационных способностей в контрольной группе прирост на 20%.

 

Таблица 2

Данные физической подготовленности  женщин экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента

Прирост показателей на май 2014 г.

Упражнения используемые для теста

Пилатес группа

(экспериментальная)

ОФП группа

(контрольная)

 

Показатель

Прирост

Показатель

Прирост

1.Тест на силу мышц живота, количество раз

10

42%

9

28%-

2. Тест на силу мышц плечевого пояса, количество раз

33

10%

34

17%

3. Тест на силу мышц бедра, с

105

21%

100

17%

4.Тест на гибкость позвоночного столба, см

24

20%

21

5%

5. Тест координационных способностей, с

21

5%

25

25%


Рис. 1. Данные физической подготовленности женщин экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента

 

 

Рис. 2. Данные физической подготовленности женщин экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента

 

 

Рис. 3. Приросты показателей физической подготовленности женщин экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента

 

На рисунке 3 представлены количественные показатели по каждому тестовому заданию и % прирост относительно начала эксперимента

За период эксперимента был отмечен некоторый рост показателей физического развития женщин. Изменения весоростовых показателей в экспериментальной группе «Пилатес» были выше, чем в группе ОФП. В группе «Пилатес» существенные изменения физического уровня подготовленности. Экспертная оценка применялась при определении качества выполнения контрольных упражнений. Почти во всех видах упражнений у занимающихся обнаружен  прирост показателей.

При тесте на пресс лучше результат показала экспериментальная группа, прирост показателей повысился на 42%, в контрольной группе 28%. Тест на руки лучше в контрольной группе 17%, экспериментальная показала 10% прироста показателей. Тест на силу мышц бедра экспериментальная группа 21%, контрольная 17%. Тест на гибкость показал значительный прирост в экспериментальной группе 20%, в контрольной прирост был менее значительнее 5%. При тесте координационных способностей в экспериментальной группе прирост составил 5%, в контрольной был прирост значительнее на 25%.

Экспериментальная группа показала больший прирост показателей в тесте на пресс, бедра, гибкость. При развитии мышц рук и равновесия лучше результаты были в контрольной группе.

 

 

ВЫВОДЫ
К оздоровительным видам физической подготовленности женщин зрелого возраста, по большей части, относится к медицинским методам воздействия, поэтому, прежде чем начать заниматься, нужно проконсультироваться с врачом.

Принцип оздоровительной направленности - одно из основных положений регламентирующих деятельность в массовой физической культуре. Его смысловая нагрузка раскрывается в том, что занятия физическими упражнениями должны содействовать укреплению здоровья. Принцип определяет организацию физического воспитания таким образом, чтобы оно решало профилактические и развивающие задачи.

Для того чтобы достичь оздоровительного эффекта, надо заниматься как минимум по 30-90 минут 3 раза в неделю, т. к. восстановительный период для организма после тренировки должен быть не менее 48 часов. Выбор оптимальной нагрузки, продолжительности и интенсивности занятий должен происходить исключительно на основе физического и психического состояния человека. Ведь индивидуализация занятий оздоровительной физкультурой является важнейшим условиями их эффективности.

Был разработан специальный комплекс упражнений, направленной на повышение уровня физической подготовленности с учетом возрастных особенностей женщин зрелого возраста и введен в тренировочный процесс по Пилатесу.

Внедрение специального метода упражнений в Пилатес позволило повысить уровень физической подготовленности женщин зрелого возраста. Прирост показателей очевиден. Эффективность занятий оздоровительной физической культурой отмечает: оздоровительное воздействие, (содействие укреплению здоровья путём улучшения физического развития, физической подготовленности, эмоционального состояния, сопротивляемости внешним факторам); воспитательное воздействие (содействие идеологическому, нравственному, эстетическому, трудовому, патриотическому воспитанию, умственному развитию); образовательный результат (освоение знаний о здоровом образе жизни); социальный результат (содействие повышению результативности в основном виде занятии: учёба, работа), что может выражаться в конкретных социально-экономических показателях (повышении производительности труда, уменьшении количества заболеваний, снижении текучести кадров и других результативных формах).

 

Список использованной литературы

  1. Александрова А. Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин. Александрова А., Ивлева В. -М.: Издательство: Астрель, АСТ, 2007-352с.
  2.  Бальсевич В.К. Здоровье в движении [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 102 с.
  3.  Бережной А.Е.  Эффективные занятия в фитнес-клубе и дома. Бережной А.Е. -М.: Издательство:  Феникс ,2011.-233с.
  4. Бурбо Люси. Калланетика за 10 минут  в день. - Ростов  н/Д: «Феникс», 2005.-160с.
  5. Буркова О. "Пилатес"-фитнес высшего класса. Секреты стройной фигуры и оздоровления. Буркова О.В., Лисицкая Т.С. -М: Издательство:"Радуга",2005-207с.
  6. Бурмакова О.  Полная энциклопедия оздоровительных упражнений. Бурмакова Ольга. -М.: Издательство:  АСТ ,  Астрель, 2010-366с.
  7. Вейдер С.  Пилатес для идеальной осанки.  Вейдер Синтия.-М: Издательство: « Феникс », 2007-192с.
  8. Вейдер С. Пилатес в 10 простых уроках. Вейдер Синтия.  -М: Издательство: « Феникс », 2006-286с.
  9. Вейдер С. Пилатес для идеального пресса. Вейдер Синтия.-М: Издательство: « Феникс », 2007-114с.
  10. Вейдер С. Пилатес от А до Я.  Вейдер Синтия.-М: Издательство: « Феникс », 2007-320с.
  11. Вейдер С. Пилатес. 15 минут в день .  Вейдер Синтия.-М: Издательство: « Феникс », 2007-66с.
  12. Вейдер С. Суперфитнес. Лучшие программы мира. Вейдер Синтия.  -М: Издательство: « Феникс 2006-288с.
  13. Виес Ю. Все о фитнесе. Виес Ю. -М.: Издательство:  Книжный дом (Минск) , 2011.-512с.
  14. Волчек Н.П. Идеальная фигура [Текст] / Н.П. Волчек. - М.: Харвест, 2003. - 214 с.
  15.  Галловэй Б. Бег для женщин. Галловэй Б., Галловэй Дж.-М.: Издательство: « Эксмо », 2012.-232с.
  16. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физического воспитания [Текст] / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
  17. Дан О. Пилатес- гимнастика звезд. Дан Ольга. - М.: Издательский центр «Питер», 2007-192с.
  18. Ингерлейб М. Анатомия физических упражнений. Ингерлейб Михаил. -М: Издательство: «Феникс », 2009-192с.
  19.  Кале-Жермен Блондин. Анатомия красоты. Кале-Жермен Блондин. -М.: Издательство:  Эксмо ,2011.-160с.
  20. Кановская М. Пилатес. 40 уникальных упражнений. Кановская Мария . -М.: Издательство: АСТ,2009-128с.
  21. Ким Н. Идеальная фигура. Энциклопедия современного фитнеса. Ким Наталья. -М.: Издательство:  АСТ-Пресс Книга ,2006-280с.
  22. Котешева И. А. Гимнастика для женщин. Котешева И.А. -М.: Издательство: « Владос », 2008.-176с.
  23. Летувник С. Тренировки для женщин. Общий курс. Летувник Сабина, Фрайвальд Юрген. -М.: Издательство:  Попурри ,2011.-304с.
  24. Лисицкая Т.С. Ритм. Пластика [Текст] / Т.С. Лисицкая. - М.: Просвещение - Владос, 1999 - 115 с.
  25. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Омега - Л, 2004 - 160 с.
  26. Мотылянская Р. Е. Пути воздействия оздоровительной физической культуры на организм человека среднего и пожилого возраста [Текст] / Р. Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - 1983. -№4. - С. 34 - 36.
  27. Мураками К. Пилатес. 9 программ для всех уровней подготовки. Кэтлин Мураками .Перевод: А. Антонова . -М.: Издательство: « Эксмо »,2010-232с.
  28. Прудникова В. Как сохранить форму после 30. Прудникова Варвара. -М.: Издательство: Центрполиграф ,2006-272с.
  29.   Робинсон  Л.  Пилатес. Путь вперед. Робинсон Линн, Томсон Гордон.-М: Издательство: « Попурри », 2006-192с.
  30. Робинсон Л. Управление телом по методу Пилатеса. Робинсон Линн, Томсон Гордон. -М.: Издательство:  « Попурри », 2006-128с.
  31. Розенцвейг  С. Фитнес для женщин. Розенцвейг  Сандра. - М.: Издательство: Марко, 2008-125с.
  32. Семенихин Д. Фитнес- это легко.  Семенихин Денис. -М.: Издательство: "Оазис дизайн" Москва, 2007-231с.
  33. Соколова И. Стройная фигура за 60 дней. Соколова Инга. -М.: Издательство:  АСТ ,2010.-192с.
  34. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
  35. Татура Ю. Фитнес. Тонкости, хитрости и секреты. Татура Ю.В. -М.: Издательство: Новый издательский дом,2004-352с.
  36.   Томпсон В. Фитнес после 40.  Ванесса  Томпсон . -М.: Издательство: « Феникс », 2004-224с.
  37. Хоули Э. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. Хоули Эдвард, Френкс  Дон Б. -М: Издательство: "Олимпийская литература".Киев, 2005-375с.
  38. Храмов В.В.Теория и методика оздоровительной физической культуры. - М.: Издательский центр «Академия»,2000 -80 с.
  39. Шипилина И. А. Фитнес-спорт: учебник для студентов. -М.: Издательство: «Феникс», 2004-156 с.
  40. Яных Е.А. Аэробика дома . Е.А. Яных, В.А. Захарки-А99 на. - М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2006. -стр.175.

 

Просмотров работы: 2695