ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛА АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛА АРКТИЧЕСКОГО ШЕЛЬФА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ

Шамардин В.В. 1
1Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Арктика представляет собой уникальную зону переплетения стратегически важных интересов целого ряда стран в силу своих географических, природно-климатических, ресурсных и иных особенностей. В связи с нарастающими процессами глобализации, усилением позиций определенного круга государств, которые ставят перед собой задачи усиления своих позиций в данном регионе, мы можем говорить о наличии своеобразного арктического феномена: на наших глазах происходит создание новой структуры регионального порядка на базе острейших межгосударственных противоречий. В этой связи можно с уверенностью констатировать, что мы становимся свидетелями формирования новых международных правил игры в Арктике [1].

Для понимания сущности арктических интересов России, необходимо немного окунуться в историю нашей страны. Появление интереса к региону относится ко временам правления Петра Первого, когда была отравлена первая большая экспедиция под руководством Витуса Беринга в воды Северного Ледовитого и Тихого океанов. С тех пор Россия изучала и осваивала арктические просторы, ведя гонку в первооткрывании новых земель с другими странами, которые имели выход к Арктике. Такая ситуация сохранялась вплоть до XX столетия, с началом которого борьба перешла в иную плоскость. Конкурирующие страны стали проводить границы по арктическому шельфу вплоть до Северного полюса.

Первой подобным образом оформила свои права Канада в 1909-1925 гг. В 1926 г. СССР объявил своей территорию от Северного полюса до своей материковой части. Дания, Норвегия и США не принимали специальных законов по арктическим районам, прилегающим к их территории, однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы [2].

Таким образом, сложилась негласная секторальная система деления арктического шельфа на национальные зоны отдельных государств, которая просуществовала до 16 ноября 1994 г., когда вступила в силу Конвенция ООН по морскому праву [3]. В документе указывалось, что Мировой океан является достоянием человечества и не может никому принадлежать, за исключением 12-мильных территориальных вод. Также устанавливалась 200-мильная (370-километровая) экономическая зона, в которой прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу ископаемых и вылов биоресурсов.

При этом согласно ст. 76 указанной Конвенции, единственная возможность для приарктических государств расширить свою арктическую территорию состоит в том, чтобы представить геологические доказательства сходства происхождения и структуры строения горных пород континентальной литосферы и ее продолжения под морями и океанами. С этого момента начинается новый виток борьбы северных стран, в основном России, США и Канады.

В 2001 г. Россия подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с целью расширить территорию своего арктического шельфа. Один из главных аргументов заключался в том, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 г. Комиссия запросила дополнительные доказательства данного факта. Для этих целей летом 2007 г. была инициирована российская научная экспедиция.

Это событие спровоцировало ряд ответных действий со стороны Канады, США, Дании и Норвегии, также организовавших подобные экспедиции. Так, например, в августе того же года к Северному полюсу совершил плавание американский тяжелый ледокол Healy, который проводил научные исследования [4] и после возвращения которого США заявили о правах на расширение своей арктической зоны.

Вскоре в «геополитическую гонку» включились Дания и Канада. При этом следует учитывать, что последняя наиболее активно проводит научно-исследовательскую работу в Арктике. Так, в 2010 г. канадское правительство выделило 100 млн долларов на модернизацию своих четырех исследовательских станций, а ее премьер-министр заявлял о том, что Арктика является территорией Канады. Аналогичные агрессивные заявления делали многие американские политики, демонстрируя тем самым нежелание США уступать другим странам огромные арктические просторы.

В апреле 2009 г. Комиссией по границам континентального шельфа была удовлетворена поданная в 2006 г. заявка Норвегии, вследствие чего она получила право распоряжаться дополнительно почти 250 тыс. кв. км. Также в марте 2014 г. Комиссия удовлетворила требование России по расширению 200-мильной экономической зоны за счет участка континентального шельфа в Охотском море площадью примерно 50 тыс. кв. км. 

Основная российская заявка доработана и будет представлена в ООН в первой половине текущего года. В ней собраны доказательства, обосновывающие право России на расширение своего континентального шельфа. Задачи, изложенные в данной заявке, четко сформулировал В.В. Путин, заявив 22 апреля 2014 г. на заседании Совета безопасности РФ о необходимости борьбы за каждый участок арктического шельфа [5]. При этом немаловажную роль в усилении позиций России в регионе играет ее арктическая стратегия «Арктика-2020». Она предусматривает поэтапное превращение Арктики в стратегическую ресурсную базу России и закрепление нашей страны в качестве ведущей арктической державы.

Возникает закономерный вопрос: почему же страны так активно предъявляют свои территориальные претензии на арктический шельф? Можно выделить несколько причин, которые непосредственно влияют на это.

Во-первых, огромные запасы углеводородов, которые залегают непосредственно в самом шельфе. По оценкам различных экспертов, здесь сосредоточено около 13 % мировых неразведанных запасов нефти и 30 % мировых неразведанных запасов газа [6].

Следует признать, что для российской экономики, которая традиционно ориентируется на экспорт энергоресурсов, Арктика представляет собой «лакомый кусок», т.к. по подсчетам некоторых экспертов разведанных запасов нефти и газа хватит лишь на ближайшие 40 лет. Поэтому арктические запасы помогут обеспечить России стабильное и независимое экономическое развитие на протяжении нескольких десятилетий. Однако не стоит переоценивать их значение в мировом масштабе, т.к., к примеру, нефтяные запасы Саудовской Аравии в два раза превышают арктические. К тому же их добыча без наличия соответствующих технологий может привести к экологической катастрофе. Нельзя не учитывать тот факт, что в связи с недавними антироссийскими санкциями со стороны западных стран и разрывом контрактов «Роснефти» и американской ExxonMobil освоение богатств арктического шельфа для нашей страны будет значительно затруднено [7].

Во-вторых, в Арктике имеются и другие виды ресурсов. Например, вполне очевидна важность богатства океанических вод биологическими ресурсами, в частности рыбными. Из-за быстрого таяния арктических льдов открывается возможность более интенсивного вылова рыбы.

В-третьих, данный регион имеет большое значение с геополитической и военно-политической точек зрения. Все приарктические страны, кроме самой России, входят в блок НАТО. В данный момент они могут свободно проводить военные учения в Арктике в непосредственной близости от российских границ. Если значительная часть арктического шельфа войдет в зону непосредственного влияния РФ, то ее обороноспособность значительно укрепится. Однако уже сейчас нашей страной предпринимаются конкретные шаги в этом направлении. Так, в сентябре 2014 г. озвучены планы Министерства обороны РФ о создании на Новосибирских островах постоянной военно-морской базы Северного флота.

В-четвертых, не стоит также забывать о том, что Арктика обладает существенным транспортно-коммуникационным потенциалом. Здесь расположен выгодный с экономической точки зрения Северный морской путь, проход судов по которому в связи с быстрым таянием арктических льдов через некоторый промежуток времени, возможно, будет освобожден и облегчен на всем его протяжении. Таким образом, в непосредственной близости от России будет пролегать один из самых важных морских путей, связывающий Тихий и Атлантический океаны, что, несомненно, должно положительно отразиться на состоянии российской экономики.

Итак, Арктика представляет собой один из ключевых регионов мира, где на современном этапе развития международных отношений теснейшим образом сплелись интересы целого ряда государств. Сейчас мы подходим к кульминации этого поистине драматического действия, разыгрываемого на наших глазах. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: какая из вышеперечисленных стран сумеет выдвинуться в качестве арктического лидера и сумеет ли Россия отстоять свои интересы в данном регионе?

Можно предложить три различных варианта развития ситуации.

Первый - позитивный для России, т.е. несущий для нее наибольшую выгоду. Если заявка России будет удовлетворена соответствующими органами ООН, то примерно 1,2 млн кв. км шельфа войдут в состав российской арктической зоны. Наша страна прочно укрепит свои позиции в этом крайне важном, с точки зрения геополитики, регионе. Безопасность и обороноспособность северных рубежей страны будут значительно укреплены, произойдет увеличение российского военного контингента в Арктике. Это, конечно же, не снимет напряженности в регионе, а может быть, и усилит ее, однако будет установлен определенный баланс сил со странами НАТО, что будет способствовать формированию основы дальнейшего стабильного развития Арктики.

Это важно и потому, что начнется более интенсивное освоение и развитие северных окраин РФ и, как следствие, их экономический подъем, который не наблюдается здесь со времен распада СССР. Для эффективной добычи и транспортировки энергоресурсов будут вкладываться огромные инвестиции, будет положено начало созданию новой инфраструктуры. Регион, по сути, сможет обрести вторую жизнь.

Однако существуют и другие сценарии развития ситуации. Рассмотрим вариант, при котором проблема раздела арктического шельфа вновь будет отложена на неопределенный срок, как уже случалось в 2001 г. Комиссия ООН может счесть, что доказательства, представленные Россией, недостаточно убедительны, и отправит нашу заявку на повторную доработку, дав определенный срок на сбор доказательств. В этом случае РФ придется проводить дополнительные исследования арктического шельфа, осуществлять отправку новых исследовательских морских экспедиций в район, где располагаются хребты Менделеева и Ломоносова. На данные мероприятия уйдут дополнительные финансовые средства, и будет потеряно время, которое можно было бы употребить на скорейшее экономическое развитие региона, а главное - Россия будет находиться в условиях цейтнота. Не исключено, что государства-конкуренты к этому моменту также смогут собрать необходимую доказательную базу и в дальнейшем всерьез претендовать на определенные участки арктического шельфа, что еще сильнее обострит и без того сложные отношения между приарктическими державами.

Также существует третий вариант, негативный по своей сути, при котором Россия не сможет расширить зону своего континентального шельфа. Это возможно при условии, если Канада или США смогут доказать тот факт, что арктический шельф является продолжением не сибирской континентальной платформы, а североамериканского континента. В этом случае территориальные приобретения в Арктике станут для России невозможными, и мечты о региональном лидерстве придется похоронить.

К тому же нельзя исключать возможность, при которой на органы ООН будет оказано давление со стороны определенной группы стран, что вполне может иметь место быть в связи с конфронтационной обстановкой по поводу украинского кризиса или из-за ограниченности запасов энергоресурсов в мире и вследствие этого сверхострой борьбы за право обладания ими.

Ослабление позиций России в Арктике лишит ее многих стратегически важных преференций, которые упоминались выше, и создаст потенциальную угрозу ее национальному суверенитету. Российский арктический край будет и дальше приходить в упадок и пустеть. Северный морской путь перестанет контролироваться Россией, вследствие чего возможные выгоды, связанные с ним, будут утрачены. Флот США активизируется у наших границ, будут проводиться полномасштабные морские военные учения. Это может привести к серьезным политическим, экономическим и даже военным конфликтам между странами НАТО и Россией.

Наиболее вероятным сценарием развития ситуации, связанной с разделом арктического шельфа, по моему мнению, является первый вариант. Однако, как уже упоминалось выше, при подобном прогнозировании следует учитывать сложившуюся на данный момент напряженную международную обстановку, которая, несомненно, увеличивает шансы претворения в жизнь двух других представленных сценариев.

         В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что международное взаимодействие в Арктике все же будет строиться на принципах взаимоуважения. Базой для конструктивного диалога может стать справедливый и сбалансированный учет национальных интересов каждой из приарктических держав и, прежде всего, России, которая в силу своего уникального географического положения является ключевым звеном в обеспечении безопасности Арктического региона.

 

Литература

 

1.                 Дележ Арктики начался официально // Politikus. - 25.12.2014. - Режим доступа: http://politikus.ru/events/38844-delezh-arktiki-nachalsya-oficialno.html

2.                 Международно-правовой статус Арктики. Досье // ТАСС: информационное агентство России. - 18.01.2014. - Режим доступа: http://tass.ru/info/895685

3.                 Конвенция ООН по морскому праву // Официальный сайт ООН. - Режим доступа:  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml

4.                 Ледяной магнит. Страны арктического региона укрепляют свои форпосты у полюса // Российская газета. - 07.08.2007. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/08/07/arctika-hili.html

5.                 Путин вновь обратил внимание на Арктику, поручив разработать программу развития и заняться обороной арктических рубежей // NEWSru. - 22.04.2014. - Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/22apr2014/ptnarctika.html

6.                 Международно-правовой статус Арктики. Досье // ТАСС: информационное агентство России. - 18.01.2014. - Режим доступа: http://tass.ru/info/895685

7.                 Совместные проекты «Роснефти» и ExxonMobil // Вести Экономика. - 30.09.2014. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/47597

Просмотров работы: 2981